Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение значения службы материально-технического снабжения в деятельности предприятия и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решатся следующие задачи:
1.Осветить теоретические основы материально-технического снабжения строительной организации в современных условиях.
2.Проанализировать систему организации материально-технического снабжения ОАО «Белсельэлектросетьстрой».
Введение…………………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические основы материально-технического
снабжения строительной организации………………………………………..……5
1.1. Материально-технические ресурсы строительства………………………....5
1.2.Основные функции материально-технического обеспечения и служб вспомогательного хозяйства в строительстве в современных условиях…………8
1.3. Органы материально-технического обеспечения…………………………..10
1.4. Логистика в системе организации материально-технических
ресурсов в строительстве…………………………………………………………..14
2. Организация материально-технического снабжения в
ОАО «Белсельэлектросетьстрой»………………………………………………….20
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия…………..20
2.2. Система управления материально-техническим снабжением
в ОАО «Белсельэлектросетьстрой»……………………………………………..…27
2.3. Организация конкурсных закупок и анализ их реализации в
ОАО «Белсельэлектросетьстрой»………………………………………………….29
3.Пути совершенствования организации конкурсных закупок как основополагающих в системе материально-технического снабжения………….35
Заключение……………………………………………………………………..40
Список используемой литературы. …………………………………………..42
В УПТК за 2009 г. проведено 1090 процедур закупок товаров (работ, услуг), что на 110 процедур закупок больше, чем за аналогичный период 2008 г.
Структура конкурсных процедур закупок в 2008-2009 гг. приведена в таблице 5.
Таблица 5. - Структура конкурсных процедур закупок
Вид процедуры закупок | 2008 | 2009 | ||
Количество процедур | Доля в общем объеме, % | Количество процедур | Доля в общем объеме, % | |
Конкурентные закупки | 650 | 66,25 | 727 | 66,65 |
В том числе: |
| |||
Открытые конкурсы | 2 | 0,05 | 2 | 0,05 |
Оформление конкурентного листа | 37 | 3,8 | 29 | 2,7 |
Запрос ценовых предложений | 37 | 3,8 | 41 | 3,8 |
Переговоры | 480 | 49,0 | 529 | 48,5 |
Открытые торги по упрощенной схеме | 94 | 9,6 | 126 | 11,6 |
Неконкурентные процедуры | 330 | 33,75 | 363 | 33,35 |
Итого | 980 | 100,0 | 1090 | 100,0 |
В процедурах закупок в 2009 году приняли участие 345 участников.
По результатам проведенных в 2009 г. процедур закупок заключено 176067 договоров на сумму 11,3 трл.руб., в том числе по конкурентным видам процедур закупок – 117521 (66,7% от общего количества заключенных договоров) на сумму 8,9 трл. руб. (78,8% от общей стоимости заключенных договоров), по неконкурентным – 58546 (33,3%) на сумму 2,4 (21,2%) трл.руб.
При этом средняя цена одного договора п всем видам процедур закупок составила 64,2 млн. руб. (на 8,0% меньше чем в 2008 году (69,8 млн.)), в том числе по конкурентным – 75,7 млн.руб. (на 9,4% меньше чем в 2008 году (83,6 млн.)), по неконкурентным – 41,0 млн.руб. (на 7,4% меньше чем в 2008 году (44,3 млн.)).
Таблица 6. – Характеристики конкурентных договоров закупок, заключенных ОАО «Белсельэлектросетьстрой».
Наименование показателей | 2008 | 2009 | Темп роста, % |
Количество заключенных договоров | 642 | 711 | 110,7 |
Стоимость заключенных договоров, млн. руб. | 74280 | 72987 | 98,3 |
Средняя стоимость договора, млн. руб. | 115,7 | 102,7 | 88,8 |
Увеличение общего количества проведенных в 2009 г. процедур закупок привело к росту количества заключенных договоров на 10,7% по сравнению с 2008 г.
Количество заключенных договоров по централизованным закупкам составило 5,4% от общего числа заключенных договоров, проведенных в 2009 г. При этом удельный вес общей стоимости договоров закупок, заключенных по результатам централизованных закупок, составил 14,2 % от общей стоимости всех заключенных контрактов (договоров) закупок (за 2008 год – 14,7%).
Из приведенного анализа видно, об эффективности конкурсных закупок, проведенных УПТК, что в свою очередь привело к уменьшению стоимости закупаемых материалов, а соответственно и стоимости строительно- монтажных работ, выполняемых строительными управлениями.
Однако, наряду с положительными сторонами конкурсных закупок, есть и отрицательные, а именно: определенная трудоемкость (для каждого вида материалов или продукции своя специфическая система проведения закупок), продолжительное время проведения (не менее 20 дней), часто меняющиеся законодательство.
Исходя из специфики выполняемых строительно-монтажных работ строительными управлениями ОАО «Белсельэлектросетьстрой», когда более 70 % строящихся объектов со сроком строительства менее одного месяца актуально стоит вопрос об оптимизации конкурсных закупок и сокращении времени на их проведение.
В 3 главе работы освятим пути решения этой проблемы.
3.Пути совершенствования организации конкурсных закупок как основополагающих в системе материально-технического снабжения
В контексте инновационного развития предприятия все большее значение приобретает внедрение информационных технологий в процедуру конкурсных закупок.
Механизм конкурсных закупок бесспорно эффективен и позволяет решать целый ряд задач. Однако, как неоднократно отмечалось выше, конкурсным закупкам присущи и недостатки, что ставит перед участниками проблему их совершенствования. В качестве основного перспективного направления совершенствования в современных условиях рассматривается внедрение информационных технологий в практику закупочной деятельности. Высокий уровень развития современных информационных технологий позволяет кардинально изменить процесс проведения закупок, сделать их менее продолжительными и трудоемкими, и в то же время - более эффективными [16, с. 211].
Сегодня современные информационные технологии все активнее используются в закупочной практике. Хорошо известна электронная торговля, представляющая собой сделки по закупке с помощью электронных средств через сеть Интернет или через электронные сети. В последнее время объемы электронной торговли во многих регионах мира резко возросли - порядка 75 %. Столь стремительный рост обусловлен выгодами и преимуществами, которые обеспечивает электронная торговля:
за счет автоматизации процесса резко сокращается число сотрудников и объем бумажного делопроизводства;
снижаются издержки обращения на 20-30 %;
преодолеваются традиционные барьеры территориальной удаленности и недостатка информации относительно возможностей рынка;
улучшается транспарентность рынков (практически мгновенное получение информации о ценах, качестве, условиях поставки и др.).
В то же время развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков: мошенничество, уклонение от налогов, несоблюдение конфиденциальности и др. Сегодня существуют международные требования и рекомендации по процедурам и правилам электронной торговли, разработанные ВТО, ЕС, Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и т. д. Большинство стран мира на законодательном уровне регулируют электронную торговлю.
Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам и планируют развивать
эту деятельность в дальнейшем. Создаются правительственные сайты, базы данных поставщиков, используются полноценные электронные системы снабжения, в том числе - торговые площадки в Интернете [9, с. 72].
Создание системы электронных закупок - дело достаточно трудоемкое и длительное, нуждающееся в тщательном планировании, четком выделении отдельных этапов. В качестве первого этапа во всех странах была выбрана организация публикации в сети Интернет извещений о конкурсных госзакупках и конкурсной документации. Последующий этап предусматривал прием электронных заявок от поставщиков.
В каждой из стран был открыт национальный сервер госторгов, что позволило консолидировать всю информацию: от регламентирующих нормативно-правовых актов и обзоров рынка до конкретных извещений о конкурсах и сведений о госзакупщиках и поставщиках.
Электронная цифровая подпись - ключевой элемент электронного документа. Только благодаря ее наличию электронный документ приобретает юридическую силу. В современных условиях Республике Беларусь крайне необходим, механизм электронной подписи для нужд госзакупок, как например, при таможенном оформлении и налоговом декларировании. В закупках заказчик электронной подписью заверяет все документы, которые он направляет на сервер: извещение, конкурсную документацию, изменения, разъяснения и др. Заявка будет юридически значимой только в том случае, если она электронно подписана конкурсантом как единое целое и наличествуют электронные подписи, заверяющие входящие в заявку документы. В результате электронные заявки приобретут необходимую им юридическую силу, и весь документооборот конкурсных закупок можно будет перевести в сеть Интернет [15, с. 109].
Тем не менее, определенное правовое поле и определенные предпосылки для развертывания электронных торгов в республике существуют. Кроме того, сделан важный шаг - создан сайт Правительства РБ.
Рассмотрим поэтапно возможности использования информационных технологий в процессе подготовки и проведения конкурсов.
1. Подготовка конкурсной документации. Конкурсная документация может разрабатываться в виде базовых вариантов для каждого вида закупок, в которые при помощи заполнения электронных форм вносятся изменения, адаптирующие каждый документ к требованиям конкретной закупки. Согласование и утверждение документов может также проводиться в электронном виде. Как отмечают российские эксперты, особых проблем в автоматизации
данного этапа нет, однако отмечается высокая трудоемкость создания базы пакетов типовой конкурсной документации, маркетинговых исследований.
2. Извещение о проведении закупки. Извещение о проведении проце
дуры закупки публикуется на интернет-сайте системы и автоматически рас
сылается заинтересованным лицам, а также в профильные информационные
издания. Данный этап также автоматизируется сравнительно просто. Однако
важно не нарушать требования законодательства. Так, информация о закупке
заинтересованным лицам может рассылаться только после ее публикации в
официальном издании. В противном случае проведение закупки может быть
оспорено другими поставщиками, чье право на одновременный доступ к ин
формации будет нарушено.
3. Предоставление конкурсной документации. Конкурсная документация может рассылаться в электронном виде, а также находиться в открытом доступе на Интернет-сайте. При этом все ее получатели должны зарегистрироваться, чтобы иметь доступ к возможным изменениям и дополнениям, а также к ответам организатора конкурса на вопросы участников. Проблема заключается лишь в обеспечении возможности участия в конкурсе поставщиков, не использующих Интернет, например, рассылая необходимую информацию в «бумажном» виде.
4. Подача предложений. Подача конкурсных предложений может осуществляться путем заполнения электронных форм. Основными проблемами автоматизации этого этапа торгов являются:
идентификация пользователей;
соблюдение необходимой конфиденциальности;
придание электронному документу юридической силы (обеспечивается использованием электронной подписи);
требование законодательства подавать предложения в запечатанных конвертах;
минимальный срок подачи предложений для конкурсов составляет 30 дней, что сводит на нет все выгоды от проведения оперативной закупки «онлайн».