Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических данных с последующим анализом соответствия системы управления качеством продукции на примере УРП «МоАЗ им. С.М. Кирова».
Введение…………………………………………………………………………
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции………………………………………………………
1.1. Качество продукции как объект управления………………………..........
1.2. Сущность системы управления качеством продукции…………….........
1.3. Эволюция системы управления качеством продукции…………….........
2. Анализ деятельности предприятия УРП «МоАЗ им. С.М.Кирова» в области управления качеством продукции………………………………………….
2.1. Краткая характеристика УРП «МоАЗ им. С.М.Кирова»………………...
2.2. Управление качеством продукции на УРП. «МоАЗ.им. С.М.Кирова»…………………………………………………………………….
3. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления качеством продукции на УРП «МоАЗ им. С.М.Кирова»……………………….
3.1. Политика УРП «МоАЗ им. С.М.Кирова» в области качества выпускаемой продукции………………………………………………………………
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством продукции на УРП «МоАЗ им. С.М.Кирова»……………………...................
Заключение…………………………………………………………………….........
Список использованных источников……………………………………………...
- система являлась объектом организационного проектирования;
- в своей основе базировалась на разработке технологических карт управления – организационно-регламентирован
- система была создана на основе обобщения и анализа передового опыта по управлению качеством продукции;
- в системе чётко определись цели, принципы, функции управления качеством.
Таким образом, КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырём стадиям жизненного цикла изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуатация), предусматривала выполнение таких функций, как прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции; планирование повышения качества продукции; аттестация качества продукции; разработка и постановка продукции на производство; технологическая подготовка производства; материально-технологическое обеспечение; метрологическое обеспечение качества продукции; подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров; обеспечение стабильного уровня качества продукции; организация хранения, транспортировки эксплуатации, ремонта; стимулирование повышения качества продукции; ведомственный контроль качества продукции; государственный надзор за соблюдением стандартов и ТУ; правовое обеспечение управления качеством продукции т.д.
Однако более чем двадцатилетний опыт функционирования КСУКП не дал каких-либо значительных результатов. Это объясняется, во-первых, тем, что система была ориентирована только на творческий потенциал управленческого персонала и игнорировались коллективные творческие возможности непосредственных исполнителей. Создание соответствующих служб управления качеством сформировало мощный стереотип представления о том, что «борьба за качество» есть удел только специализированных служб. Кроме того, система охватывала большое разнообразие функций управления качеством, в то время как в структуре стандартов недостаточно чётко были выделены иерархические уровни управленя по функциям.
Во-вторых, разработанная на большинстве предприятий нормативная документация была направлена не на стимулы за добросовестную работу и качественную продукцию, а на санкции за недостаточный уровень качества работы. Исследования показали, что соотношение стимулолв и санкций составляет 10:90. Это создавало атмосферу подозрительности, неуверенности человека в своих способностях. Неуважение к человеческой личности, её достоинству, порождённое административно-командной системой, так и не привело к желаемым результатам.
В-третьих, создаваемые системы управления качеством пролукции на предприятиях были жестко привязаны к условиям производства конкретной продукции и не обладали требуемым свойствам гибкости. Смена продукции требует подчас полной замены системы управления её качеством. Это ведёт к большим затратам и, как следствие, побуждает производственников продолжать выпуск устаревшей продукции.
В-четвёртых, при создании системы управления качеством на многих предприятиях нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе, и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого – экономическая незаинтересованность предпиятий в улучшении качества продукции, внедрение системы управления качества на предприятии излишне административными методами.
При переходе к рыночным отношениям исчезли директивные методы управления, повышалась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.
Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной части системы управления предприятием, привела к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали разрабатываться стандарты на системы упрвления качеством. Основными целями данных документов являются создействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создние базы доверия в отношеиях между изготовителем и потребителем.
Координатором в этой области является Технический комитет 176 Международной организации по стандартизации (ИСО), который в 1987 году подготовил и опубликовал пять международных стандартов на системы качества, получивших в ИСО индекс 9000.
Первый из них, ИСО 9000, представляет собой руководство по выбору и применению стандартов этой серии. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 содержат нормативные требования к системам качества для различных этапов жизненного цикла продукции. Назначение указанных стандартов – быть сравнительными моделями при оценке системы качества производителя в конкретных отношениях, при сертификации или иных ситуациях. Стандарт ИСО 9004 представляет собой руководящие указания, устанавливающие требования к системе качества и предназначен для использования предприятием-изготовителем при разработке и внедрении системы.
За годы, прошедшие со времен публикации этих стандартов, они получили широкое признание и распространение. Начался процесс их широкого применения при сертификации систем качества. В свою очередь, это потребовало выработки определённых правил самой процедуры сертификации, а также требований к экспертам, осуществляющим проверку сиситем.
С этой целью ИСО/ТК 176 подготовил и опубликовал в 1990 году стандарт ИСО 10011. Одновременно с разработкой новых стандартов: ИСО 14000 – система управления окружающей средой, ИСО 18000 – система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, осуществлялся пересмотр основополагающих стандартов, принятых в 1987 году. Пересмотр проводился в два этапа: первый - в 1994 году, второй – в 2000 году.
В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 году ИСО/ТК 176 ориентиовался на достижение таких целей, как обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.
Изменения, внесённые в стандарты на первом этапе пересмотра не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 года. Количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось. В 2000-м году принята новая версия стандартов ИСО серии 9000:2000 г. Стандарты новой версии разработаны с учётом использования элементов TQM (всеобщее управление качеством) и международных премий по качеству.
В международных стандартах ИСО серии 9000:2000 включены такие новые требования, как ориентация на потребителя; необходимость применения законодательных и нормативных требований; установление целей, которые могут быть измерены (оценены); мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворённости потребителя; определение и оценка выделяемых ресурсов для достижения целей; определение эффективности подготовки персонала; проведение измерений, относящихся к системе, процессам и продукции.
При построении системы управления предприятием используется комплексное понятие качества, включающее качество самого выпускаемого продукта или предоставляемой услуги, качество процессов производства продукта или услуги, а также качество организации управления бизнес-процессами предприятия [9, с.385-390].
Таким образом, в настоящее время управление качеством представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека.
Могилевский автомобильный завод был создан в 1935 году как авторемонтный завод. За прошедший период несколько раз менял профиль производства. В конце 30-х годов Могилевский АРЗ фактически был оборонным предприятием. Во время Великой Отечественной Войны был эвакуирован в Заволжье и стал частью моторостроительного гиганта, производившего авиадвигатели для ИЛ-2. В послевоенный период завод выпускал паросиловые установки мощностью от 10 до 100 л.с., которые предназначались прежде всего для электрификации и теплофикации сельского хозяйства и местной промышленности. С 1955 года по 1968 год завод выпускал электромостовые краны грузоподъемностью 5 тонн и маслозаправщики на базе автомобилей ГАЗ, а с 1960 года перешел на производство землеройно-транспортной и автомобильной техники.
Переход на производство землеройно-транспортной и автомобильной техники осуществляется с непосредственным участием Минского автомобильного завода, тесная связь с которым продолжается до настоящего времени.
Могилевский автозавод является одним из крупнейшим производителей землеройно-транспортной техники в странах СНГ, имеет собственную конструкторско-
Завод в своем составе имеет литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное, механообрабатывающее и сборочное производства. Имея тридцатилетний опыт создания и производства земельноройно-транспортной техники, завод является монополистом в странах СНГ по разработке и производству самоходных скреперов, автопоездов для работы в подземных условиях, полно приводных автомобилей самосвалов грузоподъемностью 23 тонны, аэродромных тягачей для буксировки самолетов с полетным весом свыше 400 тонн.
Высокая степень унификации узлов и систем прироста и надежность конструкций выпускаемых машин способствовали широкому использованию в странах СНГ и за рубежом. В период 1970 - 1990 гг. автозавод обеспечивал потребность в самоходных скреперах, подземных автопоездах, автомобилях – самосвалах, грузоподъемностью 23 тонны, всех республик бывшего Союза.
В настоящее время основными видами выпускаемой продукции завода являются: самоходные скреперы; фронтальные погрузчики; подземные автопоезда; автобетоносмесители; каток самоходный.
В то же время, на базе основных узлов выпускается целое семейство унифицированных машин: аэродромный тягач; трайлеры для перевозки крупногабаритных грузов; специальная техника для подземных работ; специальные шасси для оборудования виброустановкой и оборудования крана; мини-погрузчик с большой гаммой навесного оборудования; автомобиль-мусоровоз; электрокар; автобульдозер, а также мебель, хозяйственные товары, автозапчасти, сельскохозяйственные товары.
Применение современных технологий и передовых конструкторских решений обеспечивает продукции завода не только высокое качество, но и конкурентную цену. За высокое качество продукции и деловой имидж заводу присуждена почетная международная награда - Золотая звезда "Арка Европы".
2.2. Управление качеством продукции на УРП «МоАЗ»
На УРП «МоАЗ» разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества на основе МС серии 9000 версии 2000.
Основной целью внедрения системы менеджмента качества на основе требований стандарта серии ИСО 9000 версии 2000г. является постоянное совершенствование методов и средств управления предприятием, ориентированных на обеспечение требуемого уровня качества, как основы успеха и развития предприятия.
Функционирующая система менеджмента качества, эффективность которой подтверждена сертификатом соответствия, удостоверяющим, что система качества производства автомобильной, строительно-дорожной и коммунальной техники соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001, выданным международно-признанной организацией по сертификации, даёт уверенность заказчикам в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию, и это гарантированно тщательно отлаженной организацией производства, высоким уровнем квалификации персонала и профессиональной этики.
Система менеджмента качества постоянно развивается и обеспечивает решение таких задач, как:
- производство конкурентоспособной продукции на внешнем и внутреннем рынках;
- непрерывное совершенствование средств производства, применение прогрессивных технологий и оборудования;
- повышение эффективности использования материально-сырьевых и энергетических ресурсов при производстве продукции;
- предоставление услуг потребителю в проведении технического обслуживания машин с организацией пунктов сети гарантийного и сервисного обслуживания;
- реализация принципа личной заинтересованности и персональной ответственности каждого работника за качество труда на всех уровнях производственной деятельности;
- обучение, повышение квалификации и ответственность персонала.
В свою очередь, система менеджмента качества постоянно совершенствуется. Проводятся её внутренние проверки, которые осуществляют аудиторы завода вместе с работниками БеиУК, прошедшие обучение специалистами НИИ Белорусского национального технического университета.
Сертификация системы менеджмента качества даёт неоспоримые преимущества МоАЗу перед конкурентами и обеспечивает: