Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:47, курсовая работа
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.
Введение………………………………………………………………...…………3
1.Понятие, сущность и классификация инновационным процессом
на предприятии……………………………………………………………………5
1.1 Понятие инновационной деятельности и классификация инноваций….…5
1.2 Управление инновационной деятельностью……..……………...……….....9
2.Анализ инновационного проекта предприятия ТОО «ENKI»……...………12
2.1 Общая характеристика проекта……………………………………………..12
2.2 Технико-экономический анализ проекта ТОО «ENKI»…………………...16
3.Перспективы развития предприятия ТОО «ENKI»………………………….20
3.1 Потенциальные рынки сбыта продукции предприятия……...……………20
3.2 Перспективы развития строительства в Республике Казахстан……….…24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……...……………………………………29
Приложение……………………………………………..………………………..30
5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:
а) мировой новизны;
б) отечественной новизны;
в) отраслевой новизны;
г) новые для фирмы;
д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;
е) обновленные товары и услуги;
ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
6. Масштабы распространения инноваций:
а) транснациональные;
б) народнохозяйственные;
в) региональные;
г) муниципальные;
д) в рамках объединений и ассоциаций;
е) в рамках организации;
ж) в рамках подразделения.
7. Широта воздействия инноваций:
а) глобальное, мировое;
б) народнохозяйственное, национальное;
в) отраслевое;
г) локальное.
8. Темпы осуществления инноваций:
а) быстрые, нарастающие;
б) замедленные, равномерные;
в) медленные, затухающие.
9. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:
а) исследования;
б) разработки;
в) промышленное производство;
г) маркетинг;
д) логистика;
е) диффузия;
ж) рутинизация;
з) сервисная поддержка.
10. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные или базовые;
б) улучшающие;
в) модификационные или частные.
11. По преемственности:
а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
б) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;
в) замещяющие;
г) отменяющие;
д) ретровведения. [4,с.65]
Б. Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.
Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений – инновационных продуктов и услуг.
«Подрывные» технологии – те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. Так, на смену мини-компьютерам пришли персональные компьютеры, на смену универсальные магазинов пришли сети дисконтных магазинов, на смену металолитейным комбинатам пришли сталелитейные мини-заводы, на смену тросовым экскаваторам пришли телескопические экскаваторы. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.
Таким образом: в мире существуют различные виды инноваций и различные признаки, характеризующие их, и это все подтверждает значимость инноваций в современном мире, подчеркивает их важность и необходимость, особенно в настоящее время в условиях жесткой конкуренции. [приложение А]
1.2 Управление инновационной деятельностью
Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее практической реализации. Осуществление инновационной стратегии сопровождается преобразованиями как в обновлении состава и использовании различных ресурсов, так и в перепроектировании деловых процессов, что обусловлено нововведениями в аппаратные управления и организационных структурах фирм и компаний. Эти преобразования означают переход от инновационной стратегии к инновационному проекту, мероприятия по которому находят отражение в локальных проектах. После решения всех вопросов, связанных с инвестированием инновационного проекта, последний получает окончательное оформление в виде плана, наиболее часто представляемого в форме инновационной программы. В ней вес проектные мероприятия как локальные проекты планируются через конкретные работы с заданными сроками выполнения, ответственными исполнителями и обоснованными
затратами.
Реализация инновационной стратегии требует формулирования ее цели, конкретизирующей конечный результат в качественных и в количественных
показателях. Соответственно указываются срок достижения цели, максимально допустимая величина затрат, а также ограничения на выделяемые ресурсы. При построении так называемого дерева цели (ДЦ) устанавливаются уровни декомпозиции: генеральная цель и подцели по стадиям жизненного цикла изделия или технологии.
От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация
инновационной стратегии, а его развитие может осуществляться за счет
компонентов и элементов внутренней среды организации. Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс-функция-проект, где под проектом понимается возможность выпуска определенной продукции. При оценке внутренней среды применяют детальный и диагностический подходы.
Внешнюю среду организации характеризует инновационный климат, влияние
которого на инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Стратегия инновационной позиции организации определяется совместным анализом внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Дополнительным критерием оценки инновационного потенциала является инновационная мощность или сила, проявляемые в конкретной ситуации.
Проектное управление инновациями означает переход от функционального к стратегическому мышлению руководителей и исполнителей. Для этого требуется не менеджер, а лидер, который может объединить и повести за собой сотрудников инновационного процесса (команду единомышленников). Лидер вскрывает глубину кризисной ситуации и выдвигает концепцию развития организации. Команде предоставляются широкие полномочия по решению закрепленных за ней вопросов и использованию ресурсов. При этом лидеры уделяют внимание преобразованию структуры организации как необходимому условию для последующего успеха.
Современные подходы к реализации проектов имеют параллельно-итерационный (перекрестный) характер, позволяющий осуществить сжатие процесса инноваций во времени. На уровне организации каждый проект конкретизируется в определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления президентскими, региональными и другими целевыми комплексными программами (ЦКП). Процесс разработки ЦКП базируется на таких понятиях и принципах программно-целевого планирования, как целенаправленность, системность, комплексность и обеспеченность финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. При этом большое внимание уделяется своевременности достижения приоритетного результата ЦКП.
Решение стратегических задач адаптации к изменяющемуся окружению организаций и их выживания в практике бизнеса посредством постепенных эволюционных улучшений и рационализации деловых процессов получило название инжиниринга.
Объектами инжиниринга являются организации, которые находятся в кризисном состоянии, или фирмы инновационных стратегий развития. К объектам инжиниринга относятся и организации-лидеры, проводящие агрессивную инновационную политику. Альтернативным инжинирингу является метод реинжиниринга связанный с радикальными преобразованиями, которые имеют характер изобретений, то есть кардинальных инноваций и деловых процессах. Реинжиниринг существенно повышает основные показатели деятельности организаций и возможен лишь при кардинальных изменениях фундаментальных основ
деятельности. Обязательным условием успешного реинжиниринга и его применения в инновационной деятельности следует считать разработку проекта совершенно нового делового процесса с использованием обширного арсенала методов, подходов и инструментария. Для практической реализации реинжиниринга назначают лидера проекта из высшего руководства компании, выделяют лиц, отвечающих за обновление процессов, формируют команду из группы специалистов и экспертов, создают комитет наблюдателей за реализацией стратегии инжиниринга и для контроля за выполнением работ по проекту.
Таким образом, управление инновациями являются специфической формой менеджмента, сопровождаемой огромными рисками и зависящими во многом от руководителя предприятия. [5,с. 46-47]
2. Анализ инновационного проекта предприятия ТОО «ENKI»
2.2 Общая характеристика проекта
ТОО «ENKI» образовано 22 февраля 2006 года с целью строительства и эксплуатации завода по производству лицевого керамического кирпича различной цветовой гаммы и крупноформатных поризованных блоков. Реализация данного проекта носит импортозамещающий и экспортоориентированный характер и соответствует Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
Кирпичный завод расположен на участке в 9,2 гектара. Площадь производственного цеха составляет 19 260 кв. метров, штатная численность более 250 человек. Проектная годовая мощность завода составляет 60 млн кирпичей. Завод будет выпускать более 30 видов высококачественного облицовочного керамического кирпича и крупноформатных поризованных блоков. Завод такого масштаба является единственным и самым крупным среди казахстанских производителей кирпича. Проект трудоустроит 250 человек, а планируемый объем налоговых и других обязательных отчислений в бюджет составит порядка 400 млн тенге в год. Поставщиком технологического оборудования является мировой лидер по выпуску оборудования для кирпичных заводов - испанская компания Solincer S.I. Консультантом проекта выступило ОАО «ВНИИСтром им. П. П. Будникова», Россия.
В планируемый перечень выпускаемой продукции входит более 30 видов высококачественного облицовочного керамического кирпича различной цветовой гаммы, не имеющего аналогов в РК и странах СНГ, и крупноформатные поризованные блоки. Технология изготовления учитывает климатические особенности различных зон, характерные свойства кирпичных глин и оснащена высокотехнологичным и безопасным для окружающей среды испанским оборудованием «Solincer S. I.».
Компания «SOLINCER» занимается разработкой и изготовлением автоматизированных машин, таких как резательные автоматы, автоматы-укладчики, садчики, пакетировщики, а также производит технологические транспортные устройства. «SOLINCER» проектирует и строит сушилки и печи, разрабатывает обжиговое оборудование и системы контроля, обеспечивающие оптимальную энергетическую эффективность процесса. Совместный опыт работы, накопленный за многие годы, является основой для развития и успешной реализации фундаментальных проектов в области производства керамической черепицы, кирпича, стеновых блоков различной формы и размера. Компания «SOLINCER» строит и запускает автоматизированные комплектные заводы мощностью:15, 30, 60, 120 млн.шт. в год, по производству (клинкерного) кирпича, черепицы и других типов изделий конструктивной керамики, а также отдельного оборудование для модернизации производства керамики.
Процесс производства от линии переработки глины, формования, сушки и обжига до упаковки кирпича полностью автоматизирован. Компьютеризированный контроль за технологическими процессами позволит обеспечить жесткое соблюдение необходимых требований и обеспечить контроль за качеством конечной производимой продукции. А применение современных технологий и оборудования при обжиге кирпича на газе (пропан-бутан) говорит об экологически чистом производстве и, как результат, экологически чистом продукте.
Немаловажным фактором является и то, что наряду с использованием зарубежных технологий и оборудования используется местная рабочая сила, материалы и потенциал казахстанских предприятий.
Общая стоимость не имеющего аналогов в республике завода составляет 6 млрд тенге.
Новизна данного проекта заключается в уникальном оборудовании не имеющих аналогов в нашей стране, но получившее достаточное распространение во многих странах Европы, а также в России.
По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности ТОО «ENKI» относится к техническим или продуктовым инновациям, появляющихся обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведущий к изменению технологии деловых процессов у потребителя. В данном случае речь идет не только об изменении технологии производства, но и новом продукте - крупноформатные поризованные блоки.
Крупноформатные поризованные блоки позволяют сократить расходы на строительство и сделать экономию реальной:
• уменьшение сроков строительства (за счет сокращения времени ведения кирпичной кладки в 2-2,5раза);
• высокое качество кирпичной кладки (значительное уменьшение расхода кладочного раствора, отсутствие вертикальных швов, сокращение количества «мостиков холода»):
• отличная геометрия и хорошее сочетание с кирпичом других форматов;
• снижение транспортных и технологических издержек при строительстве. [9]
По уровню новизны инновационный товар обладает признаком отечественной новизны, как было, сказано ранее данная технология используется во многих странах мира, в этом есть свой плюс, так как технология уже прошла стадию внедрения, реализации и вследствие чего уменьшаются риски по ее применению.
По масштабу распространения является народнохозяйственной, так будут распространятся не только в нашем регионе, но и по другим областям Казахстана, особенно важным является тот, факт что рядом находится Астана, ведь в нашей столице проходят процессы строительства и необходимы строительные материалы.
Стадия жизненного цикла инновации в ТОО «ENKI»,является промышленное производство, так как разработку и исследование уже было пройдено на других предприятиях, данному предприятию необходимо лишь внедрить его и начать производство.