Управление инновациями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1.Понятие, сущность и классификация инновационным процессом
на предприятии……………………………………………………………………5
1.1 Понятие инновационной деятельности и классификация инноваций….…5
1.2 Управление инновационной деятельностью……..……………...……….....9
2.Анализ инновационного проекта предприятия ТОО «ENKI»……...………12
2.1 Общая характеристика проекта……………………………………………..12
2.2 Технико-экономический анализ проекта ТОО «ENKI»…………………...16
3.Перспективы развития предприятия ТОО «ENKI»………………………….20
3.1 Потенциальные рынки сбыта продукции предприятия……...……………20
3.2 Перспективы развития строительства в Республике Казахстан……….…24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……...……………………………………29
Приложение……………………………………………..………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая))).doc

— 286.50 Кб (Скачать)


28

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………...…………3

 

1.Понятие, сущность и классификация инновационным процессом

на предприятии……………………………………………………………………5

 

1.1 Понятие инновационной деятельности и классификация инноваций….…5

1.2 Управление инновационной деятельностью……..……………...……….....9

 

2.Анализ инновационного проекта предприятия ТОО «ENKI»……...………12

 

2.1 Общая характеристика проекта……………………………………………..12

2.2 Технико-экономический анализ проекта ТОО «ENKI»…………………...16

 

3.Перспективы развития предприятия ТОО «ENKI»………………………….20

 

3.1 Потенциальные рынки сбыта продукции предприятия……...……………20

3.2 Перспективы развития строительства в Республике Казахстан……….…24

 

 

Заключение……………………………………………………………………….27

 

Список использованной литературы……...……………………………………29

 

Приложение……………………………………………..………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве  важнейшего  фактора  экономического  развития,  все  чаще  и  в западной,  и  в   отечественной   литературе   связывается   с   понятием инновационного  процесса.  Это,  как  справедливо  отметил   американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде  процесс,  объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он  состоит в  получении  новшества  и  простирается  от  зарождения   идеи   до   ее коммерческой  реализации,  охватывая,  таким   образом,   весь   комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

       В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия

      Поэтому целью данной курсовой работы – исследовать управление инновационной деятельностью предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятий «инновация», «инновационный процесс»;

- изучить классификацию инноваций;

- проанализировать инновационный проект ТОО «ENKI»;

- определить потенциальные рынки сбыта продукции предприятия;

- изучить тенденции развития строительства в Республике Казахстан

Данная проблема очень широко освещается в трудах западных авторов, таких как, Й. Шумпетер, П.Ф. Дракер, Б. Твисс и др. Кроме того существует очень много работ российских авторов Р.А.Фатхудинова, Н.Гапоненко, М.Ионова, С.К.Симоновского и т.д

Степень проработанности проблемы инноваций в Казахстане остается на низком уровне, научной литература практически отсутствует. Одним из единственных можно назвать учебник Оспанов Б. Инновации как направление государственной стратегии развития  в  Республике Казахстан, существуют лишь отдельные публикации, например, Г.К. Джолдасбаева «Инновация как основной фактор повышения эффективности производства», Муканова А. «Основные тенденции инновационного (научно-технического)    развития Казахстана».

Практическая часть будет рассмотрена на примере ТОО «ENKI», находящегося по адресу Акмолинская область, город Кокшетау, Северная промзона, проезд 7, дом №6.

Структура данной курсовой работы:

Первая часть, теоретическая в которой будет рассматриваться понятие и сущность инноваций и нововведений, их отличие друг от друга и приведена классификация инноваций, по различным признакам.

Вторая часть, практическая, включающая в себя разработку инновационного проекта ТОО «ENKI», также его технико-экономическое обоснование, расчет экономических показателей и их анализ.

Третья часть посвящена перспективам развития строительной отрасли в целом, поиск новых рынков сбыта для ТОО «ENKI», изучением основных программ развития строительства в РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, сущность и классификация инновационным процессом на предприятии

 

1.1 Понятие инновационной деятельности и классификация инноваций

 

   

     Австрийский экономист Й. Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что "динамичный предприниматель" является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику "новых комбинаций изменений в развитии".

Шумпетер выделил пять типичных изменений:

-изготовление продукции с новыми свойствами;

-внедрение нового метода (способа) производства;

-освоение новых рынков сбыта;

-использование нового источника сырья;

-проведение соответствующей реорганизации производства.

В 30-х годах И. Шумпетер подразумевал под понятием "инновация" любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение П.Ф. Дракера более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д. [3,с. 25]

П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели и др., авторы справочного пособия «Инновационный менеджмент», считают, что инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому уделяется такое внимание исследованию сущности базового понятия «инновация», которое должно отвечать ряду требований.

Во-первых, считается целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество — оформленный результат фундаментальных,  прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений;  патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию,  управленческий или производственный процесс; организационной,  производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества — половина дела.  Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования,  НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства,  производство и оформить результаты.

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Во-вторых, новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

В-третьих, неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации. [2,с. 38]

Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества

Классификация инноваций.

Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики создают большое разнообразие, что требует определенной классификации, которая сделает возможным их идентификацию. Какова область применения инновации? На какой стадии жизненного цикла инновации предприятие с ним столкнулось? Эти и другие вопросы могут послужить признаками классификатора. Есть общая (традиционная) и классификация инноваций с учетом их развития. Рассмотрим прежде традиционную схему классификации по различным признакам. 

А. Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов.
Основу ее составляют следующие признаки: 

Как источник идеи для инновации могут выступать: 
а) открытие, научная идея, научная теория, явление;

б) изобретение, ряд изобретений, лицензии; 

в) рационализаторские предложения; 

г) прочие ситуации.

2. Вид новшества. 

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму: 
а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма; 
б) технологии, метода, способа;

в) материала, вещества; 

г) живых организмов, растений; 

д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения; 

е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;

ж) услуги; 

з) прочих решений.

3. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций: 

- научно - исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
- маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
- логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.

- организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
- социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия. 
4. По областям применения в сферах обслуживания:

а) образование; 

б) питание; 

в) спорт и молодежь; 

г) культура и шоу; 

д) здравоохранение;

е) правовое обслуживание и охрана; 

ж) туризм; 

з) торговля; 

и) финансовое обслуживание; 

к) другие.

Информация о работе Управление инновациями на предприятии