Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.
Процесс глобализации развивается одновременно с регионализацией, экономической деятельности. Отдельные регионы стран, крупные города, вовлекаясь в этот процесс, участвуют в региональном, международном и транснациональном сотрудничестве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 9
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ: 17
УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ РОССИИ 25
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Иванов.docx

— 64.20 Кб (Скачать)

Различаются экономические  и политические риски, к важнейшим из экономических относятся:

— рыночный риск (под качественным риском может пониматься нарушение  ассортимента внешнеторговых поставок или лудшее, чем было оговорено в контракте, качество; примером количественного риска является невозможность поставить нужное клиентам количество экспортной продукции, вследствие этого последние могут прибегнуть к услугах конкурентов);

— риски поставок: экспортер  не выполняет свои обязательства  по сроку, количеству или качеству поставок;

— транспортный риск выражается в утрате или повреждении продукта во время аварии или по причине  форс-мажорных обстоятельств;

— курсовой риск связан с  возможными изменениями обменного  курса валюты, в которой происходят расчеты; если курс валюты страны импортера  падает по отношению к валюте договора, то он стремится к предоплате и  наоборот;

— ценовой риск связан с  возможными, независящими от участников внешнеторговой сделки, изменениями  мировых цен. поэтому требуются соответствующие оговорки в контракте и страховка;

— кредитные риски могут  возникнуть у импортера при получении  им кредита под совершение сделки.

Большое значение также имеет учет политических рисков, связанных с возможной конфискацией имущества или товаров или наложением на них временного ареста. Государство может также полностью или частично запретить взаимные расчеты по внешнеторговым сделкам. Поэтому целесообразно позаботиться о страховании внешнеторговых операций в государственных или частных страховых компаниях.

При разработке планов ВЭД предстоит  ответить на следующие вопросы:

1. Что, когда экспортировать, соответственно импортировать?

2. В каких условиях осуществлять внешнеторговую деятельность (системы регулирования ВЭД внутри своей страны и в зарубежных государствах: законодательство, налогообложение, таможенные процедуры, тарифы и пошлины и т. д.; число и позиции конкурентов и т.д.)?

3. Каким образом осуществлять ВЭД: непосредственно или через посредников (отечественных или зарубежных)?

4. Какими ресурсами располагает предприятие для осуществления ВЭД (основные, оборотные средства, финансы, персонал, информация)?

5. Кто на предприятии отвечает за выполнение конкретных частных задач (маркетинг, производство, материально-техническое снабжение и т. д.), как достигается координация действий соответствующих органов и специалистов?

6. Каков будет достигнут результат (величина прибыли, рентабельность, срок наступления эффекта от экспорта, эффективность импорта)?

Рассмотрим основные фазы планирования (см. схему 1). Система планов может быть дифференцирована по временному горизонту. Согласно мировой практике, оперативные (до 1 года) определяют решение конкретных задач по осуществлению экспортных и импортных операций. Они содержат конкретную информацию о сроках, объемах, ассортименте, очередности поставок.

Среднесрочные планы (2—3 года) решают более масштабные задачи, связанные  с перестройкой существующих производственных процессов, обновлением ассортимента, расширения или свертывания экспорта, соответственно, импорта, сменой региональных акцентов внешней торговли. Особую роль играют стратегические планы. Их отправные точки: анализ окружающей среды, обеспечивающий реализацию внешнеторгового потенциала предприятия, и анализ сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения ВЭД. Причем стратегические планы развития ВЭД предприятия должны быть органически интегрированы в общую стратегию развития предприятия в целом.

 

 

Схема 1 Основные фазы планирования

Постановка целей

Что должно быть?

Определение целей

Составление «дерева целей»


 

 

Анализ ситуации

Как обстоят дела?

Предприятие

Окружающая среда


 

 

Прогноз ситуации

Что будет?

предприятие

Окружающая среда


 

 

Планирование альтернативы

Что может быть?

Анализ отклонений

Прогноз воздействий


 

 

Принятия решения

Что должно стать?

Выбор альтернатив

Выбор оптимального варианта


 


Контроль результата выполнения решений

Что стало?


 

 

 

Возможны три типа стратегии  развития предприятия, в том числе  в сфере ВЭД:

1. Насыщение рынка. Цель — обеспечить экономический рост на освоенных рынках с традиционными товарами. Он может быть достигнут за счет снижения издержек, а, значит, и цен по сравнению с конкурентами. Возможна организация давно освоенного в собственной стране производства за рубежом в целях его приближения к уже сформировавшемуся зарубежному рынку, использование преимуществ, связанных с наличием за рубежом более дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы, более льготной налоговой системы, менее высокими экологическими стандартами и т.д. Позитивным является поглощение зарубежного конкурента вместе с налаженной системой рекламы и товародвижения.

2 Дифференциация  продукта. Здесь возможны два  варианта. Первый предполагает существование  за рубежом продукта, который  в собственной стране неизвестен. Развивая импорт или организуя  у себя его производство на  основе приобретения лицензии  или патента, можно значительно  поднять эффективность производства  и превратить предприятие в естественного на своем рынке монополиста. Второй связан с тем, что продукт недавно освоен внутри собственной страны и является принципиально новым для зарубежного потребителя. Здесь возможно достижение максимального эффекта за счет монопольного положения на зарубежном рынке, диктата цен.

3. Диверсификация предполагает начало производства за рубежом принципиально новой продукции, несвойственной ранее этому предприятию, освоение принципиально новых сфер деятельности. Тем самым сокращается риск, характерный для узкоспециализированных фирм. Диверсификация позволяет компенсировать убытки в одних сферах деятельности за счет прибылей, получаемых в других. Однако диверсификация предполагает хорошее знание перспектив структурного развития рынка, наличие капитала, необходимого для строительства новых или приобретения уже действующих предприятий, В последнем случае можно использовать уже сложившийся имидж, каналы реализации, систему сервисного обслуживания  потребителей.

Принятию стратегических решений содействует использование  метода «портофолио».

 

высокий


Рост рынка сбыта

Вопросительные знаки

Звезды

Собаки

Дойные коровы


 низкий


Схема 2

Если изделие находится  в сегменте «Вопросительные знаки», то для него характерны высокие темны роста сбыта и относительно низкая доля рынка. Для сегмента «Звезды» свойственны высокие темпы роста сбыта и большая доля рынка. Товар, находящийся в этом сегменте, является рыночным лидером. Сегмент «Дойные коровы» характеризуется невысокими темпами роста сбыта и высокой долей рынка. Для товаров, находящихся в сегменте «Собаки», характерны низкие темпы роста рынка сбыта и небольшая доля рынка. Эти товары являются рыночными аутсайдерами.

Как свидетельствует  практика, финансовое равновесие предприятия на перспективу достигается в том случае, если 10% его оборота приходится на сегмент «Вопросительные знаки», 30% — на «Звезды», 40-50% — на «Дойные коровы», 10-20% — на «Собаки». Длительное отклонение от такой сбалансированной стратегии может привести к кризису. Метод «Портофолио» позволяет сделать следующие выводы:

  • для перспективных продуктов характерен переход из сегмента «Знака вопроса» через «Звезды» к «Дойным коровам». При этом кассовые доходы превышают расходы;
  • если изделия предприятия в большой мере находятся в сегментах «Вопросительные знаки» или -'Звезды», то налицо опасность кризиса ликвидности. Финансовое равновесие может быть вновь восстановлено через сокращение доли изделий сектора «Вопросительные знаки» или «Звезды» или через расширение «Дойные коровы»;
  • если большая часть изделий предприятия находится в секторе «Дойные коровы» или «Собаки», существует опасность, что фирма скоро потеряет равновесие. Продукция предприятия «стареет». Поэтому должны быть разработаны срочные меры по расширению производства в сегментах «Вопросительные знаки» или «Звезды».

В качестве важнейших показателей  планирования ВЭД на предприятии  могут быть названы следующие:

  1. валютная выручка с разбивкой по времени, товарам или товарным группам, регионам;
  2. экспортная выручка;
  3. рентабельность  экспортных и импортных операций;
  4. ассортимент экспорта и импорта;
  5. доля экспорта в стоимости продукции;
  6. затраты на импорт.

 

 

Заключение

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов. В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Предприятием является хозяйствующий  субъект, который на основе использования  экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет  работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия - это сфера  хозяйственной деятельности, связанная  с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом  и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.

Основными формами внешнеэкономической  деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная  кооперация производства.

Международный обмен  товарами экономически целесообразен  для страны, если она затрачивает  на производство экспортных товаров  меньше общественного труда, чем  должна затратить на производство товаров  взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен  может быть выгоден всем странам  при условии правильного формирования структуры импорта и экспорта, поэтому необходимо увеличивать  масштабы внешнеторгового обмена.

При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив  за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.

Для достижения наибольшего  экономического эффекта от участия  в международном разделении труда  следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет  получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары, а 60% - на готовую продукцию.

Товары на рынках могут  обмениваться в вещественной форме, в форме результатов творческой деятельности, а также в виде инженерных, туристических, транспортных, банковских и прочих услуг. Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного ил общественного потребления, а так  же конкурентоспособным, т.е. быть более  удобным и выгодным покупателю, чем  другой товар, удовлетворяющий те же потребности.

 

 

Список литературы

 

 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, Учебное пособие, Москва, ИКЦ "Маркетинг", 2001

Бляхина Л.С.. Экономика фирмы. Учебное издание. Санкт-Петербург. - 2006

 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005

Попов С.Г. «Внешнеэкономическая деятельность фирмы» 2001 г.

Дралин А.И. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» 2005г.

«Сборник нормативных  актов по внешнеэкономической деятельности предприятия»

Давыдов Л.А. «Внешнеэкономическая деятельность фирм» 2003г.

Быкова Н.И. «Стратегический  маркетинг в управлении» 2005 г.

Лобанова Т.П. «Стратегическое  планирование на предприятии» 2005 г

Москва 2011

 


Информация о работе Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия