Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.
Процесс глобализации развивается одновременно с регионализацией, экономической деятельности. Отдельные регионы стран, крупные города, вовлекаясь в этот процесс, участвуют в региональном, международном и транснациональном сотрудничестве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 9
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ: 17
УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ РОССИИ 25
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Иванов.docx

— 64.20 Кб (Скачать)

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия  и организации промышленности, сельского  хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

- государственная регистрация  предприятия по месту нахождения  предприятия (утверждение учредительных  документов: устава и договора, а  также получение свидетельства  о государственной регистрации);

- стать на учет  в налоговом управлении по месту регистрации;

- получить в установленном порядке печать, штамп;

- зарегистрироваться  в государственном реестре страны;

- открыть рублевый  и валютный счета в любом  акционерном коммерческом банке  страны.

 

Управление  и организация внешнеэкономической  деятельности предприятия

 

В соответствии с российским законодательством, предприятие (фирма) — это самостоятельный хозяйственный субъект, обособившийся в процессе общественного разделения труда, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Фирма имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке, что предъявляет повышенные требования к организации управления ее внешнеэкономической деятельностью.

Основные этапы интернационализации деятельности предприятия

 

Первой стадией, не связанной с значительными зарубежными инвестициями (реклама, «доводка» продукции до требований зарубежных рынков и т.д.) является экспорт. Он может быть даже случайным (сбыт излишков сельхозпродукции) или вынужденным (срочная необходимость заработать валюту). Производственное предприятие может реализовывать продукцию через собственную есть или прибегнуть к услугам посредников.

Вторая стадия требует  больших затрат — продажа лицензий, т. е. разрешений на использование защищенных патентами уникальных технологий. При  продаже лицензий четко оговариваются  объемы зарубежного производства, каналы сбыта продукции, сроки действия лицензионных соглашений, величина, порядок  и формы лицензионных платежей.

Третья стадия — поставки за рубеж комплектного оборудования при сооружении крупных капитальных  объектов (промышленных предприятий, электростанций, гидроузлов, аэропортов «под ключ») . Здесь речь идет о производстве, учитывающим с самого начала конкретные зарубежные условия хозяйствования. Реализация таких проектов может потребовать отдельно оплаченных услуг помощи зарубежному заказчику в проектно подготовительных работах, монтаже, наладке и подгонке производственного оборудования, создании системы управления, обучении местных специалистов (услуги инжиниринга).

Четвертая стадия — создание совместного предприятия, т, е. приобретение зарубежным инвестором части акций  российской фирмы или его участие  в уставном фонде оборудованием, технологией, материалами.  Большое  значение имеет трансферт за рубеж передовых технологий менеджмента, маркетинга и т.д. При этом пропорционально  вкладам в уставной фонд зарубежный и отечественный  партнер  делят как получаемые  совместно  доходы, так и участвуют в возможных убытках. При совладении интересов партнеров эта солидарная  ответственность и заинтересованность, при наличии благоприятных воспроизводственных условий и инвестиционного  климата в зарубежном государстве,  может обеспечить высокую хозяйственную результативность  совместного предприятия.    

Пятая стадия связана  с открытием крупной компанией своего зарубежного  филиала, управляемого из центрального офиса фирмы на основании единой стратегии и утвержденного «сверху» бюджета, но при максимальном учете местных зарубежных специфических условий. Мотивами открытия зарубежного филиала может быть приближение к рынку сбыта (экономии транспортных и складских расходов), экономии на дешевизне иностранной рабочей силы или более низких налогах. Кроме того, зарубежный филиал может быть этапом к открытию за рубежом фирмы со 100 %-м участием иностранного капитала.   

Шестая  стадия, при которой  расходы  в прежней метрополии минимальны, связана с покупкой в полную собственность действующей зарубежной фирмы (вместе с персоналом, территорией, клиентами, поставщиками, товаропроизводящей  сетью и т.д.). Мотивами такого приобретения могут быть и устранение зарубежного конкурента, и «вынос* вредного производства за рубеж. Фирмы со 100 %-м участием иностранного капитала работают в соответствии с законодательством принимающей страны и подвержены максимальному риску, В том числе и национализации в случае резкой смены политического курса. По сравнению с совместными предприятиями  к ним более  настороженно  относятся  и зарубежные власти и местное население.  

При решении вопроса о  выборе варианта выхода на зарубежные рынки особое внимание следует  уделять  стратегическим конкурентным преимуществам.  

Во-первых, лидерство по обеспечению высокого качества товаров и услуг, основанное на высоком уровне научно-исследовательских разработок и технологии производственного процесса, высокой квалификации, дисциплинированности, мотивации персонала. Все это содействует созданию долгосрочных  предпочтений у потребителей. При этом качество продукции должно трактоваться как можно шире: от степени удовлетворения потребностей, надежности, безопасности, дизайна до и послепродажного обслуживания клиентов (примером могут быть фирмы из Германии).

Во-вторых лидерство в обновлении продуктов и услуг. Это  особо важно в процессе постоянною обострения  мировой конкуренции в условиях мировой экономики. Причем, осваивая новые рынки сбыта с помощью мощной рекламы, льготных условий реализации, долгосрочного товарного  кредитования, отечественный  производитель может продлить жизненный цикл товара.

В-третьих, особенно в странах  развивающихся, сохраняет свое значение стратегия минимальных цен при заданном уровне потребительских свойств. Себестоимость может снижаться за счет увеличения серийности производства, использования возможностей международной специализации и кооперирования производства, использования более дешевых воспроизводственных факторов (рабочей  силы, материалов и т. д.). Следует, правда, отметить, ч т у большого числа потребителей развитых в промышленном отношении стран низкие цены могут вызвать сомнения в уровне качества продукта.

Конкурентные  преимущества и слабые стороны России

 

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

 

Планирование  внешнеэкономической деятельности

 

Смысл планирования ВЭД —  определение системы ее целей  как составной части общего внутрифирменного управления и выработки оптимальных вариантов их достижения. Основная цель ВЭД для предприятия — максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда.  Достижение  этой  цели  обеспечивается на производственной фирме решением более частных задач (подцелей):

  • расширение объема сбыта выпускаемой продукции путем  освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;
  • минимизация издержек производства и удельных затрат  на единицу продукции  за счет оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;
  • снижение издержек реализации товаров путем выбора  правильной стратегии сбыта (создание собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использование специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применение комбинированных схем):  

— повышение качества продукции  посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств.

Предпосылкой выхода фирмы  на внешней рынок является вне  неторговый потенциал предприятия. Он включает в себя следующие элементы;

1. Конкурентоспособная  на мировом рынке продукция;  характеризуется высоким качеством,  относительно низкими производственными  затратами, широким ассортиментом, способным удовлетворить самые взыскательные потребности, быстрыми темпами обновления.

2. Современное  высокотехнологическое  оборудование, обеспечивающее сочетание высокой производительности труда и качества работы, непрерывность технологического процесса. Необходимо сочетать преимущества серийного производства с возможностями его гибкой перестройки.

3. Высококвалифицированные, в том числе в сфере ВЭД, специалисты, способные в комплексе решать всю совокупность вопросов, начиная с разработки отвечающей требованиям мирового рынка продукции и заканчивая ее реализацией за рубежом и послепродажным обслуживанием зарубежных клиентов.

4. Минимальное количество надежных поставщиков комплектующих и полуфабрикатов, деталей, обеспечивающих гарантированные бесперебойные поставки.

5. Выгодное с точки  зрения международного  сотрудничества месторасположение самого предприятия (минимальные расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и транзит).

Реализация внешнеэкономического потенциала зависит от внешней среды фирмы, прежде всего от обшей экономической ситуации в России, для которой характерны:

— экономический кризис: падение производства, сокращение ВВП, усиление технологической отсталости, деформация в структуре экономики, рост безработицы, снижение жизненного уровня и платежеспособности населения;

— незавершенность передела госсобственности;

— отсутствие развитой конкурентной среды и ощутимых результатов  по демонополизации производства;

— слабое развитие рыночной инфраструктуры: банковской системы, испытывающей затяжной кризис, оптовой торговли, фондового рынка и др.;

— непривлекательный инвестиционный климат и налоговое законодательство, затрудняющее привлечение иностранных  инвестиций и вызывающее «бегство капиталов» из страны;

— кризис неплатежей, хроническая  нехватка оборотных средств у  предприятий;

— снижение конкурентоспособности  продукции в связи с возрастанием издержек производства (расходов на электроэнергию, топливо, сырье, беспрецедентное возрастание  транспортных тарифов и др.);

— заметная криминализация экономики и внешнеэкономического комплекса;

— противоречивость политики государственного  регулирования 

ВЭД: постоянные столкновения тенденций к усилению открытости экономики с попытками применения протекционистских мер, что приводит к нестабильности тарифов и ограничений, а вслед за этим к нестабильности структуры и рентабельности внешнеторговых операций;

— отсутствие реальной государственной  поддержки национальных экспортеров.

С учетом этих явлений реализация внешнеэкономического потенциала предприятия  крайне затруднена, поэтому при планировании ВЭД в реальной экономической  среде текущего периода руководители вынуждены применять нестандартные  с точки зрения мировой практики схемы, связанные подчас с крайней  степенью риска.

Реализация потенциала ВЭД  зависит не только от общеэкономической  ситуации в стране, но и от других факторов, в числе которых:

— состояние межгосударственных отношений, выражающееся, в частности, в наличии подписанных Россией  межправительственных соглашений, прежде всего «О защите инвестиций и избежание  двойного налогообложения», *О режиме наибольшего благоприятствования  в торговле* и др. Следует также  учитывать ограничения в торговле с той или иной страной (эмбарго, «торговые войны», антидемпинговые  процедуры, добровольные ограничения);

— колебания валютного  курса рубля, отражающиеся на экономических  интересах и конкурентоспособности  экспортеров и импортеров. В частности, девальвация российского рубля  в августе 1998 г. привела к росту  экспорта и резкому уменьшению импорта;

— политическая ситуации в  обществе, нестабильность которой, потенциально чреватая сменой режима, может создать  угрозу невыполнения контрактных обязательств по платежам, надежности трансфертов  валюты, потери прав на ввозимый товар  и т. д. Поэтому особое значение в  планировании ВЭД следует уделять  учету рисков.

Риск — связанная с  предпринимательской деятельностью  опасность для фирмы понести  материальный или моральный ущерб  или упустить выгоду. Риски негативно  отражаются на рентабельности, платежеспособности и ликвидности производственного  предприятия. Во-первых, необходимо заблаговременно  распознать потенциальную угрозу для  внешней торговли: во-вторых, следует  произвести количественную оценку возможных  рисков; в-третьих, подготовить соответствующие  мероприятия по преодолению рисков. С одной стороны, надо различать  возможности устранения причин наступления  рисковых ситуаций, с другой стороны, нужны меры по уменьшению риска как такового, когда возможно влиять на его причины .

Информация о работе Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия