Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа
Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально психологических вопросах управления персоналом на предприятии. Хорошо подобранный трудовой коллектив — одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда единомышленников и партнеров,
Глава I.Теоретические аспекты трудовых ресурсов предприятия 6
1.1 .Роль и значение трудовых ресурсов 6
1.2.Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 8
Глава II. Современное состояние трудовых ресурсов на предприятиях
России 15
2.1. Проблемы использования трудовых ресурсов 15
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов на примере ООО «Пятачок» 17
2.3.Основные направления по повышению эффективности использования
>
ПТн=ВПн/Ч,
где:
ПТн — производительность труда по натуральному методу;
ВПн - выпуск продукции в натуральном выражении;
Ч — средняя численность работников, участвовавших в производстве
продукции.
Преимущества натурального метода: простота, наглядность, доступность; возможность доведения этого показателя до рабочего места, цеха, участка; объективность отражения затрат живого труда. Недостатки метода заключаются в невозможности применения при выпуске неоднородной, продукции разного качества и ассортимента; несопоставимость с другими видами продукции, производствами. Области применения данного метода - рабочие места, участки, цехи с однородной продукцией одинакового качества. Условно-натуральный метод позволяет расширить границы применения натурального метода. Однородная, но разнокачественная продукция приводится по какому-либо признаку к условному эталону. Например, серную кислоту разной концентрации приводят к моногидрату (100%), минеральные удобрения - к 100% содержанию питательных веществ и т.д. Но этот способ не разрешает всех недостатков натурального метода измерения производительности труда.
Стоимостной метод является
наиболее универсальным для измерения пр
11
ПТс=ВПс/Ч,
где:
ЛТс - производительность труда по стоимостному методу;
ВПс - выпуск продукции в стоимостном выражении.
Товарная продукция измеряется в действующих оптовых ценах предприятия (для оценки динамики производительности труда товарную продукцию пересчитывают в сопоставимые цены с базисным периодом). Преимущества оценки производительности труда по товарной продукции: возможность применения при выпуске разнородной и разнокачественной продукции; возможность соцоставления производительности труда с другими объектами (даже разных отраслей); возможность оценки динамики производительности труда за ряд лет. Недостатки оценки производительности труда по товарной продукции: искажение уровня производительности труда при изменении номенклатуры и ассортимента продукции; искажение ' уровня производительности труда при изменении специализации и кооперирования.
Чистая продукция определяется вычитанием из валовой продукции стоимости всех материальных и приравненных к ним затрат. Иными словами, в состав чистой продукции включается только вновь созданная стоимость. Преимущества чистой продукции для оценки производительности труда: отсутствует влияние структурных сдвигов в производстве на уровень производительности труда; отсутствует влияние замены сырья, использования более дорогих ресурсов на уровень производительности труда. Недостатки чистой продукции для оценки производительности труда: исчисление чистой продукции является громоздким, трудоемким, неоперативным. Стоимостной показатель не в полной мере отражает эффективность живого труда, а лишь косвенно измеряет производительность труда. Более объективным и точным
12
измерением производительности труда является трудовой метод, основанный на оценке трудоемкости продукции (человеко-часы, нормо-часы). На нее не влияют изменения ассортимента продукции, рентабельности. Трудоемкость продукции определяется отношением фонда затраченного рабочего времени (в человеко-часах) к количеству выработанной продукции в натуральном измерении. Трудоемкость определяется по формуле:
ТЕ=Т/ВП
где:
Т - количество рабочего времени, затраченного на выпуск продукции;
ВП - выпуск данного вида продукции за определенный период.
В зависимости от включаемых в трудоемкость трудовых затрат, различают
следующие виды трудоемкости: технологическая, обслуживания, цеховая,
вспомогательных цехов и служб, полная заводская, отраслевая.
Технологическая трудоемкость ТЕТ включает затраты труда основных рабочих
ТЕТ=ТТ/ВП
где:
ТТ — затраты труда основных производственных рабочих.
Трудоемкость обслуживания представляет собой затраты труда
вспомогательных рабочих цеха
ТЕо=То/ВП
где:
ТО — затраты труда вспомогательных рабочих цеха.
Цеховая трудоемкость определяется
затратами труда всего
единицу продукции
13
ТЕц=Тц/ВП
где:
Тц - затраты труда руководителей, специалистов, служащих цеха.
Трудоемкость вспомогательных цехов и служб определяется отношением затрат труда работников вспомогательных цехов и общезаводских служб к объему производства. Полная заводская трудоемкость представляет собой затраты труда всех работников предприятия на единицу продукции.
Отраслевая трудоемкость определяется как величина средневзвешенной индивидуальной трудоемкости данной продукции отдельных предприятий отрасли через объем производства. Трудовой метод применяется преимущественно на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах при выпуске незавершенной производством продукции, которую нельзя измерить ни в денежном выражении, ни в натуральных единицах. Кроме производительности труда, для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях используются показатели использования рабочего времени: коэффициент использования календарного рабочего времени, коэффициент использования табельного рабочего времени, коэффициент использования максимально возможного рабочего времени [6, ст. 160-164].
14
II. Современное состояние трудовых ресурсов на предприятиях России 2.1. Проблемы использования трудовых ресурсов
В настоящее время на рынке труда существует ряд серьезных проблем, которые выражаются в нехватке квалифицированных кадров по отдельным специальностям, несоответствии качества подготовки выпускников требованиям работодателей как по уровню квалификации, так и по численности подготавливаемых рабочих и специалистов.
Результатом этого являются высокие затраты на «доподготовку» выпускников образовательных учреждений. За прошедшие 15-20 лет значительно изменились требования к содержанию и качеству труда практически по всем специальностям и профессиям. Однако эти требования не отражены в профессиональных стандартах, используемых при подготовке рабочих кадров бизнеса, что является сдерживающим фактором в подготовке рабочей силы для успешного функционирования [10].
Многие представители бизнеса заявляют о том, что нередко выпускников надо учить практически с нуля.
В целом квалификационный уровень работников российских организаций на 30-35% ниже западноевропейских и продолжает снижаться. Вызывает серьезную тревогу падение престижа труда в иерархии жизненных интересов россиян. Высококвалифицированные специалисты с трудом могут найти себе достойную работу из-за низкой оплаты труда, а потому предпочитают работать не по профессии. В то же время, сегодня в России половина специалистов-выпускников остается невостребованной при сохранении острой потребности в квалифицированных кадрах всех уровней [11].
Одна из причин такого дисбаланса — перепроизводство некоторых видов специалистов, в частности экономистов, и недостаточные масштабы подготовки высококвалифицированных рабочих для промышленности и строительства. Усугубляет ситуацию дублирование учебными заведениями
15
специальностей одного профиля, с которыми выпускники выходят на рынок труда, и отсутствие целенаправленного делового сотрудничества с работодателями. В результате, при существующей безработице предприятия РФ испытывают большую потребность в высококвалифицированных кадрах
На современном этапе создание условий для формирования квалифицированного кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям, рассматривается как непременное требование к развитию производства. Одной из ключевых задач в решении проблемы кадрового обеспечения экономики выступает совершенствование системы мониторинга и прогнозирования на рынке труда [8].
Серьезным шагом в решении данной проблемы стали систематические мероприятия проводимые центром занятости города Бийска совместно с учебными заведениями города, работодателями и выпускниками. С целью содействия обучения и трудоустройства выпускников учебных заведений, повышения конкурентоспособности на рынке труда, а для предприятий это хорошая возможность получить квалифицированного специалиста. За последние два года в системе профессионального образования была проведена структурно-содержательная реорганизация. В частности - 15 сентября 2009 издано распоряжение Правительства Российской Федерации № 1336-р, затем приказ Федерального агентства по образованию от 06 октября 2009 № 1520 "О реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Бийский техникум механической обработки древесины", государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Алтайский политехнический колледж" и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Бийский механико-технологический техникум", результатом исполнения которых стало объединение трех крупнейших средних специальных учебных заведений города Бийска путем присоединения к Бийскому техникуму механической обработки древесины Алтайского
16
политехнического колледжа и Бииского механико-технологический техникума. Колледж проводит подготовку специалистов по очной и заочной формам обучения по 21 специальности среднего профессионального образования. В учебном заведении обучается 2070 студентов по очной форме обучения и 715 студентов по заочной форме обучения.
В целях улучшения ситуации по трудоустройству выпускников на рынке труда города Бийска и Алтайского края в колледже создана Служба содействия трудоустройству выпускников. Основной задачей Службы является создание условий для самореализации личности выпускника на рынке труда, его адаптации и успешной социализации в обществе [9].
Необходимость перехода российских предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции предполагает повышение требований к управлению человеческими ресурсами, компетенции, квалификации и подготовке кадров.
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов на примере ООО «Пятачок» Полное официальное наименование Общество с ограниченной ответственностью «Пятачок». Сокращенное наименование общества - ООО «Пятачок». Местонахождение предприятия (почтовый адрес): 659323, Алтайский край, г. Бийск, пер. Байкальский, 85
Форма собственности - частная. Общество является юридическим лицом и вправе осуществлять любые виды хозяйственной деятельности и иной деятельности, иметь любые гражданские права и нести все обязанности, связанные с осуществлением этой деятельности [1].
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Производство мяса, пищевых субпродуктов, птицы и рыбы.
Прием на работу наемного персонала осуществляется в соответствии" с действующим законодательством по трудовому договору [2].
Всего на предприятии насчитывается 105 работников. Наиболее подробно трудовой состав предприятия представлен в организационной структуре [см.
17
приложение 1]. В данном разделе проведен анализ состава работников и проиллюстрирована динамика их численности «см. Табл. 1».
Результаты таблицы 1 показывают, что состав работников ООО «Пятачок» значительно изменился. Увеличилась численность персонала в 2011 году и составила 105 человек, что является на 10,5% выше аналогичного показателя за 2009 год. При этом значительно увеличилось количество работников высокой и средней квалификации — 15% и 14,3% соответственно. Данная ситуация четко прослеживается на примере Инженерно-технического персонала - мастера, технологи. В то же время уменьшилось количество работников низкой квалификации -16,7%.
Таблица 1
Анализ структуры персонала
предприятия и его
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение 2011 к 2009 |
Темп прироста % 2011 к 2009 1 | |||
| чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
| |
Списочная численность, всего, в т.ч.: |
95 |
100 |
98 |
100 |
105 |
100 |
10 |
10,5 |
Работники высокой квалификации |
20 |
21 |
22 |
22 |
23 |
22 |
2 |
15 | |
Работники средней квалификации |
63 |
66 |
66 |
61 |
72 |
69 |
9 |
14,3 1 |
Работники низкой квалификации |
12 |
13 |
10 |
11 |
10 |
9 |
-3 |
-16,7 ■ |
18
Такие изменения
в сторону повышения
Таблица 2 Движение рабочей силы.
: № |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютный г прирост 2011 к 2009 году |
Относительный 1 прирост % 2011 1 к 2009 году I |
1 |
Состояло работников на начало периода |
90 |
95 |
98 |
8 |
8,9 |
2 |
Принято всего, чел. |
10 |
8 |
8 |
-2 |
-20 |
3 |
Выбыло всего чел., в т.ч.: |
5 |
5 |
1 |
-4 |
-80 |
4 |
по собственному желанию; |
3 |
4 |
1 |
-2 |
-66,7 1 |
5 |
Уволено за нарушение трудовой дисциплины |
2 |
1 |
- |
-2 |
| |
6 |
Состояло работников на конец периода, чел |
95 |
98 |
105 |
10 |
10,5 | |
7 |
Среднесписочная численность, чел. |
92,5 |
96,5 |
101,5 |
9 |
9,7 || |
8 |
Коэффициент оборота по приему, % (стр2/стр7) |
10,8 |
7,9 |
-2,9 |
-26,8 | |
9 |
Коэффициент оборота по выбытию, % (стрЗ/стр7) |
5,4 |
5,2 |
1 |
-4,4 |
-81,5 |: |
10 |
Коэффициент общего оборота, %((стр2+стрЗ)/стр7) |
16,2 |
13,4 |
8,9 |
-7,3 |
-45,1" | |