Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью написания работы явилась изучение рынка труда и трудовых ресурсов в целом, методов их эффективного использования.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы использования трудовых ресурсов;
2) Исследовать методы использования и планирования трудовых ресурсов на предприятии,
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа трудовых ресурсов 4
1.1 Состав, структура и функции трудовых ресурсов 4
1.2 Количественная и качественная характеристики трудовых ресурсов 6
1.3 Понятия фонд рабочего времени и производительности труда 12
2. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов 20
2.1Факторы роста производительности труда и эффективного использования трудовых ресурсов. 20
2.2 Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала 23
Заключение 28
Список используемой литературы
В зависимости от состава включаемых трудовых затрат различают:
t пол=tтех+tобс+tупр
Важным этапом аналитической работы на предприятии является поиск резервов производительности труда, разработка организационно-технических мероприятий по реализации этих резервов и непосредственное внедрение этих мероприятий. Под резервами роста производительности труда понимаются не использованные еще возможности экономии затрат живого и овеществленного труда. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием техники и рабочей силы, сокращением рабочего времени, экономией сырья и материалов, рациональным использованием оборудования. Внутрипроизводственные резервы включают резервы снижения трудоемкости, резервы улучшения и использования рабочего времени, резервы совершенствования структуры кадров, резервы экономии предметов труда и резервы экономии средств труда.
В отечественной практике получила распространение следующая классификация резервов повышения производительности труда.
Прирост производительности труда в результате увеличения объемов производства и изменения численности работников определяется по следующей формуле:
DР=(100*DВ+DРп)/(100Рп)
где DВ— процент прироста выпускаемой продукции на предприятии в данный период;
DРп—
процент уменьшения
Рост производительности труда работающих на предприятии вследствие увеличения удельного веса кооперированных поставок продукции определяется по следующей формуле:
DР=(dk1dk0)/(100
dk1) (%)
где dk1и
dk0 удельный вес кооперативных поставок
и валовой продукции
Рост производительности труда в результате лучшего использования фонда рабочего времени рассчитывается по формуле:
DP=((Фэ1Фэ0)/(Фэ0))*100
где Фэ1 и Фэ0 эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего соответственно в базисном и планируемом периодах, чел.ч.
Следует отметить, что показатель предельной производительности труда зависит от факторов производства и наличного рынка труда.
Отдельное предприятие, решая вопрос о том, какое количество рабочих ему следует нанимать, должно определить цену спроса на труд, т. е. уровень заработной платы. Цена же спроса на любой фактор производства, труд здесь не является исключением, зависит от его предельной производительности, т. е. от предельной производительности труда.
Предельная производительность труда — это приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда при фиксированных остальных условиях. Исчисляется исходя из предельного продукта труда, под которым понимается прирост продукции, произведенной в результате найма еще одной дополнительной единицы труда.
Следовательно, руководство предприятия исходя из необходимости оптимизации всех привлекаемых ресурсов будет применять или вытеснять труд, достигая уровня предельной производительности. И никто его не заставит поступать иначе, поскольку под угрозой оказываются интересы выживания предприятия в условиях конкурентной среды.
В
такой ситуации возникает проблема
излишней рабочей силы, т. е. безработицы,
неполной занятости. Проблема рационального
использования рабочей силы становится
одинаково важной как для руководителей
предприятия, т. е. работодателей, так и
для государственных органов управления,
которые должны решать вопросы социальной
защиты людей, временно оказавшихся безработными.
2. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов
2.1 Факторы
роста производительности
1.Структурные сдвиги в производстве:
2. Повышение
технического уровня
3. Совершенствование управления, организация производства и труда:
4. Изменение объема производства продукции:
5. Ввод в действие и освоение новых предприятий (объектов).
Т. е. можно сделать вывод, что для эффективного использования трудовых ресурсов, необходима высокая организация труда, которая включает найм сотрудников в условиях неполной занятости, расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства; распределение среди них обязанностей; подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда; совершенствование организации труда, заботу о работниках, оказавшимися излишними на данном предприятии по самым различным причинам.
Какие бы технические возможности, организационно - управленческие преимущества не открывались перед предприятиям, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса.
Ведь все в конечном итоге зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать.
Между
квалификацией работника и
Эффективность труда повышается, если на освоение новых видов работ в условиях внедрения новой техники и технологии у работников с более высоким образовательным уровнем уходит в 2-2,5 раза меньше времени. Главное заключается том, что персонал за счет своей высокой образовательной и профессиональной подготовки получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе производства. Именно это во многом предопределяет более высокую степень удовлетворенности рабочих своим трудом.
Изучая удовлетворенность рабочих и возможные пути повышения стабилизации трудового коллектива, выявляют преимущественные направления этой работы.
На первом месте стоит содержание труда и уровень его оплаты. Существенное значение имеют социальный климат в коллективе, важность которого отмечают около половины опрошенных рабочих предприятий.
Влияние различных видов и форм подготовки и повышения квалификации рабочих на результаты хозяйственной деятельности предприятия определяется рядом показателей, которые можно объединить в две группы: экономические и социальные.
В
число экономических
2.2
Обучение, переподготовка и повышение
квалификации персонала
Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации. Подготовка персонала представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации.
Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.
Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано научно-техническим прогрессом, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.
Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.
Система управления повышением квалификации базируется на следующих принципах:
- обеспечением учебного процесса.
Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения, сводится к следующему:
Для организации процесса обучения специалисты используют так называемую модель обучения. Это циклическая модель, с небольшими модификациями, может применяться в качестве основы для работы как специалистам по обучению, так и линейными менеджерами (рис. 1)