Теоритический основы банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Банкротство (несостоятельность) - это признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 107.92 Кб (Скачать)

     Одной из первых попыток использовать аналитические  коэффициенты для прогнозирования  банкротства считается работа У. Бивера. Он проанализировал за пятилетний период 20 коэффициентов по группе компаний, половина из которых обанкротилась.

     В таблице 1 представлена система показателей  У. Бивера для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства. 

 

      Таблица 1 – Система показателей У. Бивера

  
Показатели Расчет Значения  показателей
Группа 1:

«Благопо-лучные компании»

Группа 2:

«За пять лет до банкротст-ва»

Группа 3:

«За один год до банкротства»

1 Коэффициент  Бивера 0,4–0,45 0,17 -0,15
2 Коэффициент текущей ликвидности ≤3,2 <2 ≤1
3 Экономическая  рентабельность (R), % 6–8 4 -22
4 Финансовый леверидж, % ≤35 ≤50 ≤80
 

     Наибольшую  известность в области прогнозирования  угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана. Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

     При построении индекса банкротства  Э. Альтман обследовал 66 промышленных компаний, одна половина из которых обанкротилась, а другая половина работала успешно. Впервые в 1968 г. Э. Альтман по данным 33 компаний исследовал 22 финансовых коэффициента, базировавшихся на данных одного периода перед банкротством, отобрал пять наиболее значимых из них для прогноза.

     Эти показатели Э. Альтман включил в линейную дискриминантную  функцию:

     Х1 – отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;

     Х2 – рентабельность активов (отношение нераспределенной прибыли к сумме активов);

     X3 – уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);

     X4 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу);

     X5 – оборачиваемость активов (отношение выручки от реализации к сумме активов).

     На  основе данных коэффициентов Э. Альтман разработал пятифакторную Z-модель, которая представляет собой один из основных методов оценки вероятности банкротства компаний и широко используется в США. 

      (1) 

     где X1, X2, X3, X4, X5 – коэффициенты в виде долей единицы 

     Вероятность угрозы банкротства предприятия  по модели Альтмана оценивается согласно шкале, представленной в таблице 2. Чем  больше Z5 превышает значение 2,99, тем меньше вероятность банкротства у компании в течение двух лет. 

     Таблица 2 – Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана

Значение  интегрального показателя Z5 Вероятность банкротства
Менее 1,81 Очень высокая
От 1,81 до 2,7 Высокая
От 2,7 до 2,9 Невелика
Более 2,99 Ничтожна, очень  низкая
 

 

      Существуют и другие мнения, согласно которым в условиях переходной экономики  использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонников этих мнений служат:

     - несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;

  • различия в учете отдельных показателей;
  • влияние инфляции на их формирование;
  • несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.

     В связи с этим, по их мнению, требуется  корректировка весовых коэффициентов  значимости показателей в модели Альтмана.

     За  последние 30 лет зарубежными бухгалтерами и экономистами было предложено множество  модификаций модели Альтмана. Так, в 1983 г. сам Э. Альтман разработал модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже.

     В 1972 г. Дж. Блисс разработал собственную четырехфакторную модель оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства для Великобритании. В 1977 г. британские ученые Р. Тафлер и Г. Тишоу апробировали подход Альтмана на данных 80 британских компаний и построили четырехфакторную прогнозную модель с отличающимся набором факторов.

     Французские ученые Ж. Конан и М. Голдер на базе метода множественного дискриминантного анализа разработали модель оценки платежеспособности компаний, которая позволила оценивать вероятность задержки ими платежей.

     Перечисленные выше модели позволяют высказывать  суждение о возможном в обозримом  будущем (два-три года) банкротстве  одних предприятий и достаточно устойчивом финансовом положении других.

     В американской практике, помимо модели Альтмана, используется двухфакторная  модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность  банкротства компании:

     X1 – показатель текущей ликвидности;

     X2 – показатель удельного веса заемных средств в активах.

     Формула двухфакторной модели записывается в следующем виде: 

     , (2) 

     Если  результат расчета значения Z2 < 0, то вероятность банкротства невелика, если Z2 > 0, то высока.

     Применение  зарубежных моделей к финансовому  анализу отечественных предприятий  требует осторожности, так как  они не учитывают специфику бизнеса (например, структуру капитала в  различных отраслях) и экономическую  ситуацию в стране. В связи с  этим возникает необходимость в  разработке отечественных моделей  прогнозирования банкротства с  учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации.

     Вместе  с тем в российской практике действующие  компьютерные программы оценки финансового  состояния, например «Альт-Финанс». включают в перечень используемых показателей  и модель Альтмана. Некоторые банки  также используют модель Альтмана как  метод расчета индекса кредитоспособности. [11, c. 86] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Общая характеристика предприятия. 

    1. Характеристика ОАО «Живая вода»

Акционерное общество «Живая вода», является открытым акционерным  обществом. Общество является юридическим  лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Общество создано  без ограничения срока его  деятельности. Место нахождения общества: г. Омск, ул. Чичерина, 22.Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- оказание консультативных услуг по вопросам управления коммерческой деятельностью;

- производство  и реализация безалкогольных  напитков и минеральной воды;- разработка и внедрение эффективных  видов техники и технологий;

- разработка  и организация производства высококачественных  и высокорентабельных товаров  народного потребления;

- разработка  коммерческих и финансовых проектов;

- торгово-закупочная  деятельность с открытием магазинов  и торговых точек любого типа;

- оптовая, розничная  и комиссионная торговля;

- операции с  недвижимостью;

- закупка, хранение, переработка и реализация любых  видов продукции;

- производство  и реализация продовольственных  товаров;

- организация  общественного питания с правом  открытия кафе, столовых, баров, ресторанов  и т.д.;

- сбор, переработка  вторичного сырья, оборотной тары  и деловых отходов;

- рекламных,  информационные, консультативные, маркетинговые  услуги;

- маркетинговые,  лизинговые, инжиниринговые, консультативные,  научно-информационные, учебно-методические  и другие услуги;

- биржевая, коммерческая, посредническая деятельность;

- автотранспортная  деятельность по перевозке пассажиров  и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузо-разгрузочным и такелажным  работам, услуги по хранению  грузов;

- снабженческо-сбытовая  деятельность.

Уставный капитал  общества составляет 35 миллионов рублей.

Уставный капитал  общества разделен на 32500000 штук обыкновенных именных акции номинальной стоимостью 1 рубль каждая и 2500000 штук привилегированных  именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.

Сфера деятельности компании «Живая вода» охватывает несколько  направлений - производство, торговля, сфера услуг.

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода» является производство экологически чистой питьевой воды и на её основе безалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.

В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков не изменилась и составила 36,4%, а в  сегменте негазированной питьевой воды для офисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.

Основные экономические  показатели предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные экономические показатели ОАО «Живая вода» за 2005-2007 гг.

Таблица 1.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Тпр., %

2006 к

2005

Тпр., %

2007 к 2006

Товарооборот, млн. л 38,5 42,7 43,3 10,9 1,41
Товарооборот, млн. руб. 177,6 213,9 225 20,4 5,2
Выручка от реализации работ (услуг), тыс. руб. 38145 55903 61077 46,6 9,3
Себестоимость, тыс. руб. 33409 28819 27765 -13,4 -3,7
Чистая  прибыль, тыс. руб. 30 1979 159 649,7 -92
Рентабельность  продаж, % 0,08 3,5 0,3 440 -92,6

Информация о работе Теоритический основы банкротства предприятия