Теоретические основы конкурсного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает рассмотрение понятия и процесса конкурсного производства.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы конкурсного производства.
2. Провести практический расчет по исходным данным курсового проекта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы конкурсного производства
1.1. Правовые основы конкурсного производства
1.2. Особенности банкротства отдельных категорий должников
1.3. Упрощенные процедуры банкротства
2.Практическая часть
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Конкурсное производство.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности[6]:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

В данной очереди можно выделить три подочереди («очередь внутри очереди»).

В «третью-первую» очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Они подлежат преимущественному перед требованиями других кредиторов данной очереди удовлетворению за счет средств, полученных от продажи предмета залога. Следовательно, если сумма вырученных средств превышает размер задолженности такого кредитора, он получит преимущественное удовлетворение, что позволяет поставить его в особую подочередь перед остальными кредиторами. Если же данных средств будет недостаточно для полного погашения задолженности, оставшаяся часть требований подлежит удовлетворению наряду с требованиями других кредиторов третьей очереди. С учетом равных прав при голосовании на собраниях кредиторов, кредитора по обеспеченным залогом требованиям можно отнести к числу привилегированных кредиторов[2].

В «третью-вторую» очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов, кроме указанных выше (в основном это требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов), в сумме основного долга и причитающихся процентов, но без штрафных санкций.

В «третью-третью» очередь удовлетворяются требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций.

В случае если после удовлетворения требований внеочередных и очередных кредиторов все еще остается какая-то часть конкурсной массы, то она распределяется следующим образом.

Имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, передается собственнику имущества должника — унитарного предприятия, учредителям (участникам, акционерам, членам) должника. В случае если указанные лица не востребуют оставшееся имущество, оно передается на баланс соответствующего муниципального образования, которое и несет все расходы по его содержанию.

Спор об условиях передачи такого имущества подлежит разрешению арбитражным судом, неисполнение или несвоевременное исполнение которого не является основанием для отказа в вынесении определения о завершении конкурсного производства[7].

Требования кредиторов, на удовлетворение которых не осталось имущества, в связи с которыми было достигнуто соглашение об отступном либо проведен зачет требований по заявлению конкурсного управляющего, а также требования, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в суд либо такие требования признаны судом необоснованными, считаются погашенными. Однако кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение срока исковой давности, установленного федеральным законом для определенных случаев.

По завершении всех расчетов должника с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, включающий подробную информацию о формировании конкурсной массы, требованиях кредиторов, проведенных в ходе конкурсного производства мероприятиях. После рассмотрения указанных документов арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение 5 дней после этого конкурсный управляющий представляет указанное определение суда в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо.

На основании представленных документов в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

 

1.2. Особенности банкротства отдельных категорий должников

1. Градообразующие организации.

К градообразующим относят организации, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Указанные нормы применяются также и к юридическим лицам, численность работников которых превышает 5 тыс. человек. При таком количестве работников даже если организация и не является градообразующей, необходимо особо учитывать возможные последствия в случае, например, проведения массовых увольнений с целью минимизации негативных социальных явлений[9].

Для указанных организаций законом предусмотрены дополнительные возможности поддержки и сохранения производства.

Некоторые особенности предусмотрены для продажи имущества градообразующей организации. В частности, в случае признания ее банкротом первоначально на продажу должно быть выставлено предприятие как имущественный комплекс, и только если его продажа не состоится, имущество градообразующей организации может быть распродано по частям в общем порядке.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников в течение определенного срока, не превышающего трех лет.

В ходе внешнего управления наличие данного ходатайства определяет обязательность первоначального предложения к продаже имущественного комплекса (предприятия) градообразующей организации.

2. Сельскохозяйственные организации[4].

Особенности правового регулирования, установленные в § 3 гл. IX Закона о банкротстве, подлежат применению в отношении как сельскохозяйственных организаций, так и рыболовецких артелей (колхозов). Их обобщение в одну группу обусловлено высокой степенью зависимости результатов хозяйственной деятельности и тех, и других организаций от природных факторов. Для них не установлено исключительных видов деятельности или обязательной целевой правоспособности. Как и все коммерческие организации, они вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности с целью извлечения дохода.

Статус «сельскохозяйственная организация» или «рыболовецкая артель (колхоз)» не является организационно-правовой формой юридического лица. Это характеристика организации, отражающая ее преимущественный вид деятельности, для определения которого оценивается структура полученной ею выручки. В целях применения специальных норм Закона о банкротстве сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, не менее 50% выручки которых получено от производства или производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а рыболовецкими артелями (колхозами) признаются организации, не менее 70% выручки которых получено от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов.

При продаже имущества и имущественных прав данных организаций на первые торги должно быть выставлено предприятие в целом. При этом для владельцев соседних участков, также занимающихся сельским хозяйством установлено преимущественное право приобретения указанного имущества.

При проведении процедур банкротства сельскохозяйственных организаций учитывается также законодательство о соответствующих природных ресурсах. Например, в случае ликвидации вследствие банкротства сельскохозяйственной организации ее земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу лишь в той мере, в какой земельным законодательством допускается их оборот.

3. Кредитные организации[6].

Из всех видов юридических лиц наиболее отличаются правила банкротства для кредитных организаций. В § 4 гл. IX Закона о банкротстве объединены статьи, регулирующие особенности банкротства кредитных организаций, страховых, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Однако, как и в предыдущем законе о банкротстве, в ныне действующем содержится лишь бланкетная норма, отсылающая к специальному федеральному закону. Такой закон был принят 25 февраля 1999 г. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» .

Особенности проведения процедур банкротства для названных категорий должников, объединенных под названием «финансовые организации», установлены в § 4 гл. IX Закона о банкротстве.

4. Стратегические предприятия и организации[10].

К указанной категории должников отнесены две группы организаций.

Организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др., осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. Необходимость выделения данных организаций очевидна и, скорее, вызывает вопрос, почему этого не было сделано раньше.

Определение этой группы представляется довольно нечетким, позволяющим подвести под данную категорию широкий спектр должников: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Целевой характер имущественного комплекса должника подлежит обязательному учету и при продаже предприятия. Обязательными условиями конкурса должно быть обеспечение сохранения целевого назначения предприятия и имущества мобилизационного назначения, в том числе принятие на себя выполнения работ по государственному оборонному заказу и т. п. При этом Российская Федерация имеет право преимущественной покупки такого предприятия. Более того, у государства установлено право «перехватить» данное предприятие у победителя конкурса в течение месяца с даты его проведения и купить предприятие на тех же условиях, на которых конкурс был выигран.

Интересно отметить, что для участия в указанных торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица, в отличие от общего порядка продажи предприятия, установленного Законом о банкротстве.

5. Банкротство индивидуального предпринимателя[8].

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим предпринимателем, уполномоченными органами, а также кредитором, требование которого связано с предпринимательской деятельностью. Это не препятствует кредиторам, требования которых не связаны предпринимательской деятельностью, предъявить свои требования уже при применении процедур банкротства.

Особенностью банкротства индивидуального предпринимателя является то, что с момента признания его банкротом утрачивает силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Более того, индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства может подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом только при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

В конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства не включается имущество, принадлежащее главе и членам крестьянского (фермерского) хозяйства, а также иное имущество, приобретенное на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства.

При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника — крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов.

Лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку крестьянского (фермерского) хозяйства, имеют преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства вправе заявить о своем желании приобрести их.

С момента признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу .

1.3. Упрощенные процедуры банкротства

1. Банкротство ликвидируемого должника[3].

Статья 224 Закона о банкротстве устанавливает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если у должника, в отношении которого уполномоченным органом управления принято решение о ликвидации, недостаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов. Аналогичная обязанность возлагается на собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) и руководителя должника, если недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов выявлена после принятия решения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

Информация о работе Теоретические основы конкурсного производства