Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и анализе таможенно -тарифного регулирования как фактора развития инновационной деятельности.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретическое изучение понятия и сущности таможенно – тарифного регулирования;
-изучение структуры и функций таможенно – тарифного регулирования;
- исследование таможенно-тарифного механизма, как инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
-анализ таможенно-тарифной политики России и зарубежных стран;
Введение................................................................................................................2.
Глава 1. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………………………………...4.
1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...4.
1.2 Таможенная пошлина: функции и виды……………………….……………6.
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран........
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран………………………….
2.2 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД………….
Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ…..
3.1 Национальная система преференций РФ……………………………………
3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ………………………………
3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП
Заключение
Список использованных источников и литературы
В-третьих,
таможенные тарифы обычно имеют не
одну, а несколько колонок с
различными ставками пошлин, предназначенных
для взимания с одного и того же
товара, но поступающего из разных стран.
Чаще всего встречаются тарифы с двумя
колонками пошлин: одна — с более низкими
пошлинами, предназначенными для обложения
товаров, ввозимых из стран, с которыми
имеется договоренность о снижении таможенных
тарифов, другая — со значительно более
высокими пошлинами. В международной торговой
практике существуют таможенные тарифы
с тремя, четырьмя и большим числом колонок
пошлин. Например, таможенный тариф Японии
имеет четыре колонки — с автономными
и конвенциональными пошлинами, а также
с преференциальными — для развивающихся
государств и с сезонными пошлинами.
Глава
2. Таможенно-тарифная
политика России и
зарубежных стран
2.1
Таможенно-тарифная
политика зарубежных
стран
Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли.
Необходимо учитывать, что основным принципом этой организации является максимальная либерализация мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.
Таможенный тариф США. Импортный таможенный тариф США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и специфических). Вторая колонка ― это ставки, установленные Законом о тарифе 1930 г. и с тех пор остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%.
Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.
На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.
Ввоз молока, масла, некоторых видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).
Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976 г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).
Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле. Отдельный продукт выводится из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину (в 1992 г.- 101 млн. долл.).
Перечень товаров и стран, подпадающих под режим ОСП, пересматривается ежегодно.
Начиная с 90-х годов США распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.
Поскольку в рамках СНГ создана сегодня зона свободной торговли, товары, 35% стоимости которых создано в России и странах СНГ, могут пользоваться в США преференциальным режимом.
Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный международными соглашениями об ОСП сертификат происхождения формы «А». Выдачу таких сертификатов в России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.
Таможенный тариф ЕС. Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах официальное издание и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию.
В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.
Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные семена, корм для скота, некоторые животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются беспошлинно.
Во
второй колонке указаны
В
интегрированном тарифе приводятся
сведения не только о таможенных пошлинах,
но и о других регуляторах внешней
торговли. В седьмой колонке этого
тарифа собраны фактически применяемые
ставки пошлин: там, где установлены
ставки РНБ, применяются данные ставки,
если же на данный товар конвенциональной
ставки нет, пошлина взимается по автономной
ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие
«чувствительные» товары, как мясо, птица,
молочные продукты, зерновые, сахар, вино
и крахмал. Кроме того, в данной колонке
отмечены те товары, которые облагаются
импортными сборами вместе с таможенными
пошлинами или вместо них. Наконец, данная
колонка содержит ставки пошлин, применяемых
к товарам, которые ввозятся в пределах
тарифных квот. Пониженные
пошлины в рамках таких квот применяются
к крупно рогатому скоту, говядине, некоторым
видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым
фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе,
бобам какао, срезанным цветам и цветочным
бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю,
некоторым ремесленным изделиям их железа
и стали, а также цветным металлам. Там
же указаны временно пониженные пошлины
на ряд товаров из некоторых стран.
2.2 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД
Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.
Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества 92.
Необходимо, чтобы дальнейшая работа в этой области проводилась по следующим двум основным направлениям:
первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных таможенных пошлин;
второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в отношении отдельных товаров.
Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:
- соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;
-
необходимость обложения
Глава
3 Особенности развития
системы тарифных
преференций в
РФ
3.1
Национальная система
преференций РФ
В статье 36 Закона Российской Федерации « О таможенном тарифе» даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации.
Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.
Система
предоставления преференций в рамках
Общей системы преференций
Согласно указанию ГТК от 17.05.93 № 01-12/532 , в настоящее время в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» товарам при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции. Остановимся на основных понятиях.
Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона «О таможенном тарифе» это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. ( для чего они так делают)