Сырьевые ресурсы и проблемы их эффективного использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Россия- страна, наделенная обширными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. Зарубежные путешественники, ученые и дипломаты издавна восхищались сказочными богатствами российских недр. Главное богатство России – это щедрая природа: бескрайние леса, поля, моря. Это ее регионы, каждый из которых играет свою незаменимую роль в жизни страны, давая ей кто нефть и газ, кто машины и научные открытия. И хотя немалую часть этих ресурсов мы уже использовали, и сегодня их продажа является важнейшим источником доходов, как граждан, так и государства. Вот почему важно понимать, как работает рынок природных ресурсов, какие закономерности на нем действуют и как нашему государству следует формировать свою политику в области использования этих ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ 5
1.1.Сырьевые ресурсы 5
1.2.Воспроизводимые ресурсы 6
1.3.Невоспроизводимые ресурсы 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №2» 17
2.1.Общая характеристика деятельности ОАО «Чебоксарский Хлебозавод №2» 17
2.2.Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «ЧХЗ №2» за 2006-2007гг.. 25
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

     - производство хлебобулочных и  кондитерских изделий;

     - создание и эксплуатация предприятий  торговли и общественного питания  с элементами досуга населения;

     - производство, заготовка, переработка  и хранение сельскохозяйственной  продукции;

     - коммерческо-представительская и  торгово-закупочная деятельность, в  том числе реализация как произведенной,  так и приобретенной продукции  через собственные торговые точки  и иные предприятия торговли;

     - масложировая промышленность;

     - производство плодоовощных консервов;

     - производство безалкогольных напитков;

     - транспортные услуги.

       Общество может создавать филиалы  и открывать представительства  на территории РФ.

     Уставный  капитал ОАО «ЧХЗ № 2» составляет 8310 тысяч рублей. Обществом размещены  обыкновенные бездокументарные акции  – 166 200 штук. Номинальная стоимость каждой составляет 0,05 тысяч рублей.

     Уставный  капитал Общества может быть увеличен в порядке, предусмотренном действующим  законодательством РФ и Уставом.

     Акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод № 2» стало ведущим и конкурентоспособным предприятием хлебопекарной отрасли Чувашской Республики. Когда везде происходили сокращения людей, здесь создавали новые рабочие места и цехи.

     Сейчас  это многопрофильное предприятие. По ассортименту, качеству продукции  и услуг акционерное общество занимает лидирующие позиции в республике.

     Сохраняя  вековые традиции рождения хлеба, совершенствуя  технологию выпечки, специалисты разрабатывают  изделия с высокими вкусовыми  качествами, стремятся удовлетворить  спрос различных групп населения. Заботясь о здоровье населения, ежедневно  вырабатывается более 15 % изделий лечебно – профилактического назначения, с добавлением пшеничных отрубей, минеральных веществ и витаминов.

     В 1998 г. на хлебозаводе организован участок по добыче минеральной воды, а в 2000 г. приобретено и смонтировано оборудование по розливу минеральной воды газированных напитков.

     Минеральная вода «Жемчужный залив», добываемая с  глубины 205 метров из скважины № 1, расположенной на территории завода, по бальнеологическому заключению Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии рекомендована для питьевого курсового лечения заболеваний органов пищеварения и болезней обмена веществ. В современных условиях конкуренции перестраивается кондитерское производство. Хлебозавод № 2 освоил выпуск  низкокалорийных «европейских» и элитных тортов, пользующихся большим спросом покупателей.

     На  ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» освоено производство хлебобулочных изделий, предназначенных для диетического и лечебного питания. Это изделия с добавлением пшеничных отрубей, минеральных веществ и витаминов.

     Предприятие одно из первых в Республике стало  выпускать продукцию в фирменной  упаковке и нарезанном виде, что  позволяет дольше сохранять  свежесть хлеба. Упаковка и нарезка хлеба  – это практично, гигиенично и  красиво! На сегодня такой продукции  выпускается более 40% от общего объема.

     В 1996 году введен в эксплуатацию участок  по производству майонеза. В 2000 году было освоено производство горчицы и  кетчупов.

     На  предприятии создана сеть собственной  розничной торговли и общественного  питания, что позволяет иметь  постоянный рынок сбыта и ускоренную оборачиваемость средств. В своем составе хлебозавод имеет предприятия общественного питания: ресторан «Вечерние Чебоксары», 2 бара «Шупашкар» и «Пицетта», два кафе и 9 столовых.

     Фирменная сеть магазинов завода постоянно  растет. На данный момент предприятие  владеет 9 магазинами, в том числе 6 фирменными магазинами «Каравай».

     Не  только о покупателях печется  хлебозавод, но и о своих сотрудниках. В 2002 году на заводе создан центр медицинской  реабилитации. Имеет лицензию на медицинскую  деятельность. Теперь каждый из 1000 работников акционерного общества может получить здесь профилактическое, санаторно-курортное  лечение.

     Центр медицинской реабилитации занимает два этажа административного  здания из пяти. Сейчас там трудятся 9 человек: три врача, средний и  младший медперсонал. Комната психологической  разгрузки напоминает «райский уголок». В перерыве между работой здесь  можно послушать музыку, почитать журналы, понаблюдать за рыбками  в аквариуме, выпить стакан ароматного чая из трав. Большой популярностью  пользуется тренажерный зал. Фитнес-клуб объединил многих женщин, по вечерам  здесь многолюдно и интересно.

     Здоровый  образ жизни – залог благополучия каждого человека, его семьи, трудового  коллектива и общества в целом. Ежегодно на оздоровление и отдых работающих и членов их семей (детей) выделяются немалые средства.

     Коллектив ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» большую помощь оказывает школам, детским садам, больницам, учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, ветеранам войны и труда.

     Проводимая  работа на предприятии по укреплению производственной базы, улучшению условий  охраны труда работающих, повышению  их заработной платы, а также забота о здоровье членов трудового коллектива и их семей создает стабильность в обществе, способствует хорошему психологическому настрою, помогает сохранить  рабочие и управленческие кадры.

     За  последние годы стало традицией  участие хлебозавода в ярмарках, дегустационных конкурсах, выставках  и представление на них своих  образцов продукции.

     За  высокое качество майонеза, кетчупа, горчицы, лечебно-столовой воды «Жемчужная»  коллектив удостоен золотых, серебряных и бронзовых медалей. Но руководство  и специалисты акционерного общества всегда в поиске нового и передового. Таков стиль их работы.

     Продукция хлебозавода постоянно расширяет  свой рынок сбыта, девиз: «Мы печемся  о Вашем здоровье!» все больше завоевывает доверие покупателей, а высокое качество изделий все  чаще отмечается медалями и дипломами  смотров, конкурсов, ярмарок. В активе хлебозавода № 2 три золотые, девять серебряных и две бронзовые медали. Последние награды – серебряная медаль и Диплом II степени Всероссийского конкурса качества хлеба и хлебобулочных  изделий в г. Москве,  золотая медаль за воду минеральную питьевую лечебно – столовую «Жемчужный залив» и бронзовая медаль за квасной напиток «Прохлада»  на Х Всероссийской ярмарке «Хмель, солод и пиво России».

     Продукция, вырабатываемая ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» реализуется по заявкам потребителей на местном рынке, так как имеет короткий срок реализации. Значительная доля ее продается через широкую сеть фирменной торговли, а также через другие предприятия торговли городов Чебоксары, Новочебоксарск, ближайшие районы Чувашской Республики (рис. 1) И только отдельные виды продукции находят потребителей на региональном рынке – это Республика Марий-Эл, Нижегородская, Самарская область, Республика Татарстан.

     В составе хлебозавода имеются  службы снабжения и сбыта, склады для хранения сырья (в том числе  склад бестарного хранения муки), материалов и готовой продукции, мастерские отдела главного механика и главного энергетика, ремонтно-строительный участок, котельная.

     Товар распространяется через оптовых  покупателей различных форм собственности  и частных предпринимателей, через  фирменную торговую сеть, путем прямых поставок конечным потребителям.

     Стимулирование  продаж производится путем организации  бесплатной доставки товаров покупателям  транспортом предприятия.

     В целях увеличения спроса организуется рекламная компания, в том числе  в СМИ, выпуск буклетов, установка  транспарантов, указание адреса и телефона предприятия на всех без исключения упаковках продукции. Стимулирование продаж производится путем организации  бесплатной доставки товаров покупателям  транспортом предприятия.

     В Чебоксарах крупными конкурентами являются ОАО «Хлеб», «Чебоксарский хлебокомбинат», а также частные фирмы по производству хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий. При наличии большого количества конкурентов продукция ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» конкурентоспособен. Выпускаемые изделия сертифицированы, соответствуют по качеству обязательным требованиям стандартов, обладают хорошими вкусовыми качествами.

     Эффективное производство гарантирует постоянный доход; повышается благосостояние трудового  коллектива; прибыль от реализованной продукции направляется в социальную сферу, на расширение производства и модернизацию оборудования.

     Потребительский рынок наполняется продукцией постоянного  спроса.

Расширяется ассортимент изделий лечебно-профилактического  назначения с применением пшеничных  отрубей, солода ржаного, пшеничных  зародышей, морской капусты, йода, лецитина.

     С поставщиками сырья руководители предприятия  имеют длительные договорные и личные производственные отношения. Например, с такими поставщиками, как Чебоксарский элеватор, комбинат хлебопродуктов, поставляющими основное сырье – муку.

     Взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов строятся на основе заключаемых ежегодно договоров.

     Основными критериями при выборе поставщиков  является стоимость товара и его  качество. Учитывается также надежность поставщика, сроки поставки, условия  оплаты, расходы по доставке и другие показатели. При равных условиях предпочтение отдается предприятиям Чувашской Республики. Например, мука завозится в основном с дочерних предприятий РГУП «Чувашхлебопродукт» муковозами бестарным способом. Это позволяет исключить тяжелый ручной труд, сокращает потери муки на производстве, улучшает санитарное состояние и культуру производства.

     Сырье и материалы закупаются в основном напрямую от производителей. Сырье, которое  не выпускается на предприятиях Чувашской  Республики, в том числе поступающее  по импорту, закупается через оптовые  фирмы с учетом конечной цены товара и его качества.

     Учет  поступивших материалов компьютеризирован. Это оптимальный вариант их сохранности, расчетов с поставщиками и учетом отпуска на производства.

     Производство  хлебобулочных и кондитерских изделий  практически не имеет отходов.

     На  смену старому оборудованию приходит современное новое, как импортное, так и отечественное, позволяющее  иметь гибкий технологический процесс  вырабатывать широкий быстроперестраивающий ассортимент. В 2005 году было приобретено оборудования   более чем на 5,0 млн. рублей.

     ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» – это предприятие, которое имеет свое неповторимое лицо не только на рынке Чувашской Республики, но далеко за ее пределами, а чтобы его сохранить, еще предстоит много и качественно работать.

     2.2. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «ЧХЗ № 2» за 2006 – 2007 гг. 

     Коллектив ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» справляется с поставленными перед ним задачами по обеспечению хлебобулочными, бараночными, кондитерскими, сухарными изделиями, минеральной водой, безалкогольными напитками, майонезом и другими товарами народного потребления предприятий фирменной торговли, общественного питания, а также множество муниципальных магазинов и торговых точек городов и районов ЧР, ближайших Республик Поволжья.

     Анализ  расходов организации по данным бухгалтерской  отчетности заключается в расчете  показателей динамики и структуры  расходов. Общая характеристика динамики и структуры затрат в разрезе  элементов приведена в таблице 1.

     Таблица 1

     Анализ  затрат на производство продукции по экономическим элементам ОАО «ЧХЗ № 2» за 2006 – 2007 гг. 

     тыс. руб.

Показатели 2006 г. 2007 г. Отклонение (+,-) Темп  роста, %
2006г. 2007г. 2006г. 2007г.
Материальные  затраты 82185 90932 -4859 8747 94,42 110,64
Затраты на оплату труда 70787 83509 11872 12722 120,15 117,97
Отчисления  на социальные нужды 15561 18185 -4210 2624 78,71 116,86
Амортизация  3333 4459 44 1126 101,34 133,78
Прочие  затраты 20530 25880 3797 5350 122,69 126,06
Итого по элементам затрат 192396 222965 6644 30569 103,58 115,89

Информация о работе Сырьевые ресурсы и проблемы их эффективного использования