Сущность затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов – это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории – это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека.

Работа содержит 1 файл

Сущность затрат.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

       Затраты на качество. Затраты на оценку качества, затраты на обеспечение качества, затраты на улучшение качества.

 

Сущность затрат

 

Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее  время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов – это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории – это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека. На практике же эти затраты проявляются в виде целенаправленного и упорядоченного движения и использования некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств (21). На сегодняшний день определение затрат с позиций теории трудовой стоимости является недостаточно глубоким и полным и его нельзя признать приемлемым, а философско-теоретическое определение затрат с позиций логистической теории в практическом плане недостаточно разработано. Поэтому мы рассматриваем определение затрат с общепринятых практических позиций. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

 

В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие, как «расходы» и «издержки». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание.

 

Представление о затратах предприятия  основывается на трех важных положениях.

 

1.     Затраты определяются  использованием ресурсов, отражая,  сколько и каких ресурсов израсходовано  при производстве и реализации  продукции за определенный период.

 

2.     Объем использованных  ресурсов может быть представлен  в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах  прибегают к денежному выражению  затрат.

 

3.     Определение затрат  всегда соотносится с конкретными  целями, задачами, т. е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и ее реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия.

 

Правительство Российской Федерации  Постановлением от 5 августа 1992 г. № 552 определило состав затрат (не расходов и не издержек!) на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость при формировании финансовых результатов предприятия.

 

В затраты на производство и реализацию продукции включаются предпроизводственные (единовременные) затраты, производственные затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций, обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования и машин, управлением производством и управленческие и коммерческие затраты, связанные с общим, административным управлением и сбытом продукции.

 

Расходы отражают уменьшение платежных  средств или иного имущества  предприятия и отражаются в учете  на момент платежа.

 

Понятие «расходы» часто принимают идентичным понятию «выплаты». Однако разница между этими терминами есть. Выплаты представляют собой фактический расход наличных денежных средств (например, покупка за наличные), а расходы – это как оплата наличными деньгами, так и покупка в кредит. Следовательно, понятие «расходы» шире понятия «выплаты».

 

Затраты на качество

 

Основополагающий документ, который  определяет термины в области  качества, МС ИСО 8402-94 под «затратами, связанными с качеством», подразумевает  такие, которые возникают при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связаны с потерями из-за не достижения удовлетворительного качества.

 

Современное понятие затрат на качество включает:

·  затраты на оценку качества;

·  затраты на обеспечение качества;

·  затраты на улучшение качества;

·  затраты на управление качеством.

Классификация затрат на качество (табл. 5) является целевой.

 

Затраты на качество связаны со всеми  видами деятельности предприятия, определяющими  качество продукции. Совокупность видов  деятельности применительно к качеству составляет систему качества предприятия. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции – от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения их.

 

Типичными видами деятельности предприятия, связанными с системой качества по стадиям экономического жизненного цикла продукции, работ и услуг являются следующие:

 

·  маркетинг;

·  исследование, разработка и проектирование продукции;

·  планирование выпуска продукции;

·  закупки;

·  производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

·  проверки соблюдения технологии производства;

·  упаковка и хранение;

·  реализация;

·  монтаж и ввод в эксплуатацию;

·  техническая помощь и послепродажное обслуживание;

·  утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.

 

Все виды деятельности, обеспечивающие качество, представлены в стандартах ИСО 9000-88 — 9004-88.

 

 

 

Классификация затрат на качество

           

Признак классификации

Классификационная группа затрат

Назначение

На оценку качества

На улучшение качества

На обеспечение качества

На управление качеством

 

Периодичность 

Текущие

Единовременные

 

Целесообразность

Производительные

Непроизводительные

 

Способ включения в себестоимость

Прямые

Косвенные

Возможность учета

Поддающиеся прямому учету

Не поддающиеся прямому учету

Затраты, которые экономически нецелесообразно  учитывать

 

Стадия жизненного цикла 

На качество при разработке

На качество при изготовлении

На качество при эксплуатации

 

Характер структурирования

По предприятию

По производству, цеху, участку

По видам продукции

 

Объем формирования и учета

По продукции

По процессам

По работам

По услугам

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на оценку качества.

 

В эту группу включают затраты на выполнение следующих основных работ:

 

·  выбор номенклатуры показателей  качества;

·  выбор базовых образцов и  определение базовых показателей  качества;

·  выбор методов и определение  значений показателей качества;

·  выбор и обоснование метода оценки уровня качества;

·  оценка уровня качества.

 

Оценивать уровень качества промышленной продукции должны специалисты высокой  квалификации с использованием сложного оборудования, в частности компьютеров, оснащенных специализированным программным  обеспечением, на базе соответствующих  методик. В связи с тем, что это не разовая или эпизодическая, а систематическая работа, охватывающая всю номенклатуру продукции, затраты на нее достаточно высоки, но оправдывают себя повышением технической конкурентоспособности продукции предприятия.

 

Затраты на обеспечение качества.

 

 К этой группе причисляют  затраты на следующие цели:

 

1)  правовое обеспечение в  области качества:

а)  приобретение законодательных  документов;

б)  юридическая экспертиза внешних  и разработка внутренних документов;

в)  анализ контрактов на соответствие юридическим нормам и требованиям для предупреждения риска ответственности;

г)  сторонние юридические консультации;

д)  сертификация и патентование;

2)  информационное обеспечение  в области качества:

а)  разработка методов учета  и форм регистрации данных о качестве;

б)  выбор системы информационного  обеспечения и технических средств  контроля;

в)  организация сбора информации о качестве;

г)  контроль сбора информации о  качестве;

д)  обработка, хранение, анализ информации о качестве и обеспечение доступа к информации;

3)  обеспечение качества исходных  материалов:

а)  выбор, оценка субподрядчиков и  привлечение для аудита второй стороны;

б)  составление и утверждение  документов на закупку;

в)  выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции;

г)  входной контроль;

д)  обеспечение качества закупаемых сырья и материалов при хранении и транспортировке на предприятии;

4)  обеспечение качества при  изготовлении продукции:

а)  технологическая подготовка производства;

б)  управление процессами;

в)  контроль и испытания;

г)  метрологическое обеспечение;

д)  предотвращение несоответствий ТУ и стандартам;

е)  обеспечение стабильности и  гарантий качества;

5)  обеспечение качества упаковки, хранения и транспортировки:

 

а)  разработка требований к упаковке, хранению и транспортировке;

6)  разработка упаковки и маркировки;

в)  упаковка и маркировка;

г)  контроль упаковки и маркировки;

д)  хранение продукции и содержание складских помещений;

е)  соблюдение условий транспортировки;

ж) контроль условий хранения и  транспортировки;

з)  разработка методов консервации;

и)  консервация;

к)  контроль консервации;

6)  послепродажная деятельность:

а)  монтаж;

б)  контроль качества монтажа;

в)  составление инструкций по эксплуатации;

г)  сервис;

д)  анализ качества продукции при  эксплуатации;

7)  обучение и подготовка кадров:

а)  разработка методик определения  потребности в подготовке и подготовки кадров в области качества;

б)  подготовка кадров;

в)  контроль подготовки кадров и корректировка методик обучения;

г)  определение и подтверждение  квалификации работников;

8)  поддержание связи с потребителями:

а)  сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества;

б)  обработка и анализ претензий;

в)  работа службы маркетинга, связанная с качеством;

9)  учет, оценка и анализ затрат  на обеспечение качества:

а)  сбор данных о затратах на качество;

б)  разработка документации по учету  затрат на качество;

в)  создание и обеспечение баз  сравнения для оценки затрат на обеспечение качества;

г)  анализ затрат на качество и  выпуск рабочих отчетов;

д)  планирование и реализация политики по снижению затрат на качество.

 

Остановимся на некоторых из названных  категорий затрат.

 

·  Затраты на правовое обеспечение  в области качества обусловлены деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество, устанавливаемой действующими нормами законодательства.

 

Отнесение этих затрат непосредственно  к затратам на качество правомерно в силу того, что все они, за исключением  затрат на сертификацию и патентование, направлены на предупреждение риска ответственности предприятия.

 

Если в штате предприятия  состоит лишь один юрист, который  занимается не только правовым обеспечением деятельности предприятия в области  качества, но и правовыми аспектами других видов деятельности, решение о целесообразности учета этого вида затрат принимается исходя из специфики конкретного предприятия. В том же случае, когда на предприятии нет штатного юриста или по каким-либо другим обстоятельствам юридические консультации предоставляются сторонними организациями, это учитывается отдельной статьей расходов.

 

·  Затраты на информационное обеспечение  – одна из важнейших категорий  затрат. Тем не менее следует признать, что целесообразность их учета на предприятиях, особенно малых, имеющих единую информационную базу, довольно-таки спорна. Как и в предыдущем случае, вопрос о том, учитывать или нет эти затраты, должен решаться исходя из специфических особенностей предприятия.

 

·  Затраты на обеспечение качества исходных материалов являются неотъемлемой составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать качественное изделие из некачественных материалов. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что только четкая и отлаженная система входного контроля поступающих на предприятие исходных материалов обеспечивает уверенность в их качестве. Однако отнюдь не меньшее значение имеют грамотное составление документов на закупку и правильный выбор субподрядчика, такого, например, который может документально подтвердить качество своей продукции и гарантировать его стабильность. Это позволяет значительно снизить затраты на входной контроль, а в идеальном случае – вообще обойтись без входного контроля.

Информация о работе Сущность затрат