Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:58, контрольная работа
Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов – это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории – это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека.
Затраты на качество. Затраты на оценку качества, затраты на обеспечение качества, затраты на улучшение качества.
Сущность затрат
Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов – это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории – это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека. На практике же эти затраты проявляются в виде целенаправленного и упорядоченного движения и использования некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств (21). На сегодняшний день определение затрат с позиций теории трудовой стоимости является недостаточно глубоким и полным и его нельзя признать приемлемым, а философско-теоретическое определение затрат с позиций логистической теории в практическом плане недостаточно разработано. Поэтому мы рассматриваем определение затрат с общепринятых практических позиций. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.
В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие, как «расходы» и «издержки». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание.
Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях.
1. Затраты определяются
использованием ресурсов, отражая,
сколько и каких ресурсов
2. Объем использованных
ресурсов может быть
3. Определение затрат
всегда соотносится с
Правительство Российской Федерации Постановлением от 5 августа 1992 г. № 552 определило состав затрат (не расходов и не издержек!) на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость при формировании финансовых результатов предприятия.
В затраты на производство и реализацию продукции включаются предпроизводственные (единовременные) затраты, производственные затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций, обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования и машин, управлением производством и управленческие и коммерческие затраты, связанные с общим, административным управлением и сбытом продукции.
Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа.
Понятие «расходы» часто принимают идентичным понятию «выплаты». Однако разница между этими терминами есть. Выплаты представляют собой фактический расход наличных денежных средств (например, покупка за наличные), а расходы – это как оплата наличными деньгами, так и покупка в кредит. Следовательно, понятие «расходы» шире понятия «выплаты».
Затраты на качество
Основополагающий документ, который определяет термины в области качества, МС ИСО 8402-94 под «затратами, связанными с качеством», подразумевает такие, которые возникают при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связаны с потерями из-за не достижения удовлетворительного качества.
Современное понятие затрат на качество включает:
· затраты на оценку качества;
· затраты на обеспечение качества;
· затраты на улучшение качества;
· затраты на управление качеством.
Классификация затрат на качество (табл. 5) является целевой.
Затраты на качество связаны со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Совокупность видов деятельности применительно к качеству составляет систему качества предприятия. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции – от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения их.
Типичными видами деятельности предприятия, связанными с системой качества по стадиям экономического жизненного цикла продукции, работ и услуг являются следующие:
· маркетинг;
· исследование, разработка и проектирование продукции;
· планирование выпуска продукции;
· закупки;
· производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
· проверки соблюдения технологии производства;
· упаковка и хранение;
· реализация;
· монтаж и ввод в эксплуатацию;
· техническая помощь и послепродажное обслуживание;
· утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.
Все виды деятельности, обеспечивающие качество, представлены в стандартах ИСО 9000-88 — 9004-88.
Классификация затрат на качество
Признак классификации |
Классификационная группа затрат |
Назначение |
На оценку качества На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством
|
Периодичность |
Текущие Единовременные
|
Целесообразность |
Производительные Непроизводительные
|
Способ включения в |
Прямые Косвенные |
Возможность учета |
Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать
|
Стадия жизненного цикла |
На качество при разработке На качество при изготовлении На качество при эксплуатации
|
Характер структурирования |
По предприятию По производству, цеху, участку По видам продукции
|
Объем формирования и учета |
По продукции По процессам По работам По услугам
|
Затраты на оценку качества.
В эту группу включают затраты на выполнение следующих основных работ:
· выбор номенклатуры показателей качества;
· выбор базовых образцов и
определение базовых
· выбор методов и определение значений показателей качества;
· выбор и обоснование метода оценки уровня качества;
· оценка уровня качества.
Оценивать уровень качества промышленной продукции должны специалисты высокой квалификации с использованием сложного оборудования, в частности компьютеров, оснащенных специализированным программным обеспечением, на базе соответствующих методик. В связи с тем, что это не разовая или эпизодическая, а систематическая работа, охватывающая всю номенклатуру продукции, затраты на нее достаточно высоки, но оправдывают себя повышением технической конкурентоспособности продукции предприятия.
Затраты на обеспечение качества.
К этой группе причисляют затраты на следующие цели:
1) правовое обеспечение в области качества:
а) приобретение законодательных документов;
б) юридическая экспертиза внешних и разработка внутренних документов;
в) анализ контрактов на соответствие юридическим нормам и требованиям для предупреждения риска ответственности;
г) сторонние юридические
д) сертификация и патентование;
2) информационное обеспечение в области качества:
а) разработка методов учета и форм регистрации данных о качестве;
б) выбор системы информационного
обеспечения и технических
в) организация сбора информации о качестве;
г) контроль сбора информации о качестве;
д) обработка, хранение, анализ информации о качестве и обеспечение доступа к информации;
3) обеспечение качества исходных материалов:
а) выбор, оценка субподрядчиков и привлечение для аудита второй стороны;
б) составление и утверждение документов на закупку;
в) выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции;
г) входной контроль;
д) обеспечение качества закупаемых сырья и материалов при хранении и транспортировке на предприятии;
4) обеспечение качества при изготовлении продукции:
а) технологическая подготовка производства;
б) управление процессами;
в) контроль и испытания;
г) метрологическое обеспечение;
д) предотвращение несоответствий ТУ и стандартам;
е) обеспечение стабильности и гарантий качества;
5) обеспечение качества упаковки, хранения и транспортировки:
а) разработка требований к упаковке, хранению и транспортировке;
6) разработка упаковки и
в) упаковка и маркировка;
г) контроль упаковки и маркировки;
д) хранение продукции и содержание складских помещений;
е) соблюдение условий транспортировки;
ж) контроль условий хранения и транспортировки;
з) разработка методов консервации;
и) консервация;
к) контроль консервации;
6) послепродажная деятельность:
а) монтаж;
б) контроль качества монтажа;
в) составление инструкций по эксплуатации;
г) сервис;
д) анализ качества продукции при эксплуатации;
7) обучение и подготовка кадров:
а) разработка методик определения потребности в подготовке и подготовки кадров в области качества;
б) подготовка кадров;
в) контроль подготовки кадров и корректировка методик обучения;
г) определение и подтверждение квалификации работников;
8) поддержание связи с
а) сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества;
б) обработка и анализ претензий;
в) работа службы маркетинга, связанная с качеством;
9) учет, оценка и анализ затрат на обеспечение качества:
а) сбор данных о затратах на качество;
б) разработка документации по учету затрат на качество;
в) создание и обеспечение баз сравнения для оценки затрат на обеспечение качества;
г) анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов;
д) планирование и реализация политики по снижению затрат на качество.
Остановимся на некоторых из названных категорий затрат.
· Затраты на правовое обеспечение в области качества обусловлены деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество, устанавливаемой действующими нормами законодательства.
Отнесение этих затрат непосредственно к затратам на качество правомерно в силу того, что все они, за исключением затрат на сертификацию и патентование, направлены на предупреждение риска ответственности предприятия.
Если в штате предприятия состоит лишь один юрист, который занимается не только правовым обеспечением деятельности предприятия в области качества, но и правовыми аспектами других видов деятельности, решение о целесообразности учета этого вида затрат принимается исходя из специфики конкретного предприятия. В том же случае, когда на предприятии нет штатного юриста или по каким-либо другим обстоятельствам юридические консультации предоставляются сторонними организациями, это учитывается отдельной статьей расходов.
· Затраты на информационное обеспечение – одна из важнейших категорий затрат. Тем не менее следует признать, что целесообразность их учета на предприятиях, особенно малых, имеющих единую информационную базу, довольно-таки спорна. Как и в предыдущем случае, вопрос о том, учитывать или нет эти затраты, должен решаться исходя из специфических особенностей предприятия.
· Затраты на обеспечение качества исходных материалов являются неотъемлемой составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать качественное изделие из некачественных материалов. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что только четкая и отлаженная система входного контроля поступающих на предприятие исходных материалов обеспечивает уверенность в их качестве. Однако отнюдь не меньшее значение имеют грамотное составление документов на закупку и правильный выбор субподрядчика, такого, например, который может документально подтвердить качество своей продукции и гарантировать его стабильность. Это позволяет значительно снизить затраты на входной контроль, а в идеальном случае – вообще обойтись без входного контроля.