Сущность и состав культуры торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:12, доклад

Описание работы

Феномен организационной культуры достаточно прочно утвердился в научных и деловых кругах современного предпринимательства. До сегодняшнего дня в научном мире отсутствует единство в толковании сущности организационной культуры.

Работа содержит 1 файл

Сущность и состав для интернета.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    

  • СУЩНОСТЬ И СОСТАВ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 
  •     Феномен организационной культуры достаточно прочно утвердился в научных и деловых кругах современного предпринимательства. До сегодняшнего дня в научном мире отсутствует единство в толковании сущности организационной культуры.

        Целью статьи является определение сущности и состава организационной культуры торгового предприятия, а также  выделение признаков и функций организационной культуры. Выделение признаков организационной культуры которые должны формироваться таким образом, чтобы они охватывали все функции, связи, отношения, общую философию предприятия и создавали его определенную репутацию как во внешней среде, так и во внутреннем развитии.

        Огромное  разнообразие определений организационной культуры, разнообразие способов их применения содержатся в работах зарубежных и отечественных исследователей опубликованных к настоящему времени. Это разнообразие различия в понимании связано с участием в разработке сущности и инструментария организационной культуры представителей различных научных направлений и дисциплин. В таблице 1  приводятся наиболее типичные определения организационной культуры и вытекающие из них способы ее воздействия на деятельность организации.  

        Таблица 1 - Типичные определения организационной культуры и их связь с деятельностью организации

    Автор Определение Основное действие Ограничения
    1 Б. Карлофф Культура корпорации - определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются  основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике. Проявление  функционально-прагматического подхода  к сущности куль-туры. Подгонка культуры под менеджмент – идеологию фирмы.

    Продолжение таблицы 1 

    Автор Определение Основное действие Ограничения
    2 У. Оучи Организационная культура -символы, церемонии и мифы, которые сообщают

     членам  организации важные представления ценностях и убеждениях.

    Формирование  «правильного» поведения работников для

    достижения поставленных целей.

    Подчинение  организационной культуры инструменталь-

    ным интересам

    организации.

    3 Л. Элдридж

    А. Кромби

    Под культурой  организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые  определяют способ объединения групп  и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. Ориентация  на беспроблемное поведение ра-ботников при достижении предсказуемых целей. Подчинение  организационной культуры инструментальным интересам организации.
    4 Г. Хофстеде В широком смысле организационная культура - коллективное прог-раммирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой. Подчинение  работников базовым корп-оративным убеждениям ,которые раз-деляет боль-шинство. Упрощение культуры, игнорирование сложных

    процессов.

    5 Спивак В.А. Культура корпорации – очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации  по отношению к субъектам внешней  среды и к собственным сотрудникам. Культура рассматривается как унитарная, т.е. единственно правильная как для внешней среды, так и для внутренних условий Профиль куль-туры нечет-кий, основан-ный на представлении лишь общих ценностей.

     
     

    Продолжение таблицы 1

    Автор Определение Основное действие Ограничения
    6 Виханский

    О.С.

    Наумов А.И.

    Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами  организации и получающих выражение  в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального окружения. Ориентация  на формирование правильного делового поведения персонала при заранее  заданных целях организации. Подчинение  организационной культуры инструментальным интересам организации.

     

        Приведенные в таблице определения понятия  «организационная культура» свидетельствует о следующем:

    • Понятие культуры не уникально и размыто поскольку понятие «культура организации» («организационная культура», «корпоративная культура») используется различными авторами для обозначения различных явлений, идей, способов познания, принятых в группе совместно работающих людей.
    • В большинстве определений основное действие организационной культуры базируется на функционально-прагматическом подходе к созданию системы ценностей для управления поведением людей. Развитие организационной культуры связано с управленческой деятельностью в предпринимательской среде.
    • В некоторых исследованиях не выработаны или нечетко сформулированы критерии, определяющие взаимосвязь организационной культуры с деятельностью предприятия, не выработаны подходы к увязке организационной культуры с функциями управления (бизнесом, стратегией, персоналом и др.), не разработан механизм управления изменениями организационной культуры.

        Большое многообразие форм организационной  культуры и способов их применения в деятельности организаций выработано на основании применения ряда подходов: философский, психологический, материальный, социологический, управленческий и др. Они представляют определенный научный интерес, позволяют вырабатывать некий интегрированный подход к развитию организационной культуры в жизнедеятельности конкретных организаций.

        Создание  условий для наиболее полного  удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при установленных государством гарантиях качества и безопасности является основным направлением в области развития потребительского рынка.

        Для достижения преобразований на потребительском  рынке необходимо решение ряда задач:

    • Развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг.
    • Формирование сети объектов потребительского рынка с целью наиболее полного и всестороннего обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.
    • Формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения.
    • Формирование системы товародвижения, которая может создать благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и улучшения общей экономической ситуации в регионе.
    • В сфере потребительского рынка обеспечить баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка.
    • На основе ограничения возможностей для теневого оборота обеспечить прозрачность финансового оборота в сфере потребительского рынка.
    • Создать условия для развития предпринимательства в сфере потребительского рынка.
    • Создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
    • Создать условия для развития конкуренции на потребительском рынке.
    • Обеспечить нормативное, правовое и информационное сопровождение потребительского рынка.

        С целью реализации поставленных задач, создания системы мер и повышения эффективности решения проблем развития потребительского рынка следует выделить основные приоритеты:

          В области усиления социальной  направленности:

    • Развитие сети общедоступных объектов общественного питания, включая сеть быстрого питания, ориентированную на различные группы населения;
    • Защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.

        Основной  целью системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг  должно стать создание механизма  предотвращения поступления на рынок некачественной продукции.

        В области совершенствования правового  регулирования, координации и контроля:

    • Защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных административных барьеров, поддержка малого бизнеса;
    • Совершенствование механизмов координации в развитии оптовой и розничной торговли, в обеспечении интеграционных процессов;
    • Развитие ассоциаций, союзов и иных организаций, представляющих интересы предпринимателей.

        В области развития инфраструктуры:

    • Увеличение доли сетевой торговли, развитие стационарных объектов торговли - магазинов «пешеходной доступности»;
    • Размещение новых и реконструкция действующих объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания различных типов и специализации;
    • Преобразование сельскохозяйственных рынков в современные продовольственные торговые комплексы, с сохранением элементов структуры рынков;
    • Упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в не установленных местах;
    • Решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка кадров для сферы потребительского рынка.

        В результате реализации основных задач  и мероприятий Концепции, и достижения за счет этого ее главных целей, будет создана основа для перехода в долгосрочной перспективе к общеевропейским стандартам качества населения в области потребительского рынка. Произойдет существенное улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка.

        В условиях интенсивного развития предпринимательской деятельности в сфере торговли и обострения конкуренции менеджмент торгового предприятия все более активно движется к освоению новых методов управления, в том числе основанных на принципах формирования организационной культуры.

        Обобщение теоретических исследований и передовой практики управления в сфере торгового бизнеса позволило выделить признаки организационной культуры торгового предприятия, объединенных в несколько блоков:

    • К признакам организационной культуры в области технологии и коммуникаций торгового предприятия, следует относить: прогрессивный технологический уклад, наличие технологических стратегий, стимулирование внутренней потребности в нововведениях, трансферт новых технологий, технологический мониторинг, технологический аудит, бенчмаркинг, критерии оценки технологий, методы повышения эффективности технологий, инновации, управление качеством, увеличение числа объектов интеллектуальной собственности, управление изменениями, управление рисками, рационализацию технологического взаимодействия с внешней средой.
    • К признакам организационной культуры в области финансов и инвестиций следует относить: управление финансами на основе прозрачной бухгалтерии, использование экономических показателей  для оценки инновационной активности, венчурное финансирование инноваций, бизнес-планирование, научные исследования.
    • К признакам организационной культуры в области социального развития следует относить: управление знаниями, организационное регламентирование и нормирование, разработка социальных программ, участие персонала в процессах управления, адаптивность персонала (готовность к непрерывным изменениям), культура внутригруппового и межгруппового взаимодействия персонала.
    • 4. К идеологическим признакам организационной культуры следует относить: прогрессивное мышление руководителя, идеологию менеджмента предприятия, культуру власти, разнообразие культурных ориентиров и субкультур, уникальность организационной культуры, методы содействия в развитии организационной культуры.

              Таким образом, нами выдвинуто 32 признака организационной культуры торгового предприятия. Выделяются 4 основных признака: прогрессивный технологический уклад; управление финансами на основе прозрачной бухгалтерии; управление знаниями; идеологию менеджмента организации. Эти четыре признака образуют основу организационной культуры. Остальные признаки усиливают ее. Сильная организационная культура возникает при наличии в организации всех представленных признаков. Средний уровень организационной культуры будет характеризоваться присутствием четырех стержневых признаков и от 40 до 60% признаков каждого из четырех блоков. Низкий уровень организационной культуры характеризуется отсутствием хотя бы одного из стержневых признаков.

        В соответствии с выделенными признаками осуществляется действие организационной культуры. Механизм действия организационной культуры прежде всего связан с выполнением специфических функций, т.е. функций, присущих только данному явлению. В существующей литературе по проблемам организационной культуры ее функции либо вообще не выделяются, либо выделяются ограничено.

        Организационной культуре, как особенному и уникальному явлению в организации, присущи следующие функции:

    • Функция формирования и развития технологического уклада состоит в целенаправленном формировании и развитии технологических признаков организационной культуры и сопутствующей им системы организационно-технологических ценностей.
    • Функция усиления экономического механизма формирует условия для использования более совершенных методов стратегического планирования, прогнозирования, финансирования, экономического регулирования деятельности и ее адаптации к изменениям во внешней среде.
    • Функция социализации формирует процессы, связанные с усилением знаний, способностей, позиции работников во внутренней среде организации, обеспечивает приверженность идеям и ценностям организации, моделирует культурное ролевое поведение работников.
    • Функция формирования идеологии менеджмента реализуется через систему формирования целей стратегического развития, культуру власти, выработку культурных ориентиров во внешней среде и во внутреннем развитии, становление лидерства.
    • Функция движения культуры связана с двумя аспектами: процессами продвижения идей, значений, ценностей организации и способов их понимания как внутри, так и вне организации; процессами управления изменениями в организации.

    Информация о работе Сущность и состав культуры торгового предприятия