Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:12, доклад
Феномен организационной культуры достаточно прочно утвердился в научных и деловых кругах современного предпринимательства. До сегодняшнего дня в научном мире отсутствует единство в толковании сущности организационной культуры.
Феномен организационной культуры достаточно прочно утвердился в научных и деловых кругах современного предпринимательства. До сегодняшнего дня в научном мире отсутствует единство в толковании сущности организационной культуры.
Целью
статьи является определение сущности
и состава организационной
Огромное
разнообразие определений организационной
культуры, разнообразие способов их применения
содержатся в работах зарубежных и отечественных
исследователей опубликованных к настоящему
времени. Это разнообразие различия в
понимании связано с участием в разработке
сущности и инструментария организационной
культуры представителей различных научных
направлений и дисциплин. В таблице 1
приводятся наиболее типичные определения
организационной культуры и вытекающие
из них способы ее воздействия на деятельность
организации.
Таблица 1 - Типичные определения организационной культуры и их связь с деятельностью организации
№ | Автор | Определение | Основное действие | Ограничения | |
1 | Б. Карлофф | Культура корпорации - определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике. | Проявление
функционально-прагматического |
Подгонка культуры под менеджмент – идеологию фирмы. |
Продолжение
таблицы 1
№ | Автор | Определение | Основное действие | Ограничения |
2 | У. Оучи | Организационная
культура -символы, церемонии и мифы,
которые сообщают
членам организации важные представления ценностях и убеждениях. |
Формирование
«правильного» поведения достижения поставленных целей. |
Подчинение
организационной культуры инструменталь-
ным интересам организации. |
3 | Л. Элдридж
А. Кромби |
Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. | Ориентация
на беспроблемное поведение ра- |
Подчинение организационной культуры инструментальным интересам организации. |
4 | Г. Хофстеде | В широком смысле организационная культура - коллективное прог-раммирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой. | Подчинение работников базовым корп-оративным убеждениям ,которые раз-деляет боль-шинство. | Упрощение культуры,
игнорирование сложных
процессов. |
5 | Спивак В.А. | Культура корпорации
– очень сложное, многослойное, динамичное
явление, включающее и материальное,
и духовное в поведении организации
по отношению к субъектам внешней
среды и к собственным |
Культура рассматривается как унитарная, т.е. единственно правильная как для внешней среды, так и для внутренних условий | Профиль куль-туры нечет-кий, основан-ный на представлении лишь общих ценностей. |
Продолжение таблицы 1
№ | Автор | Определение | Основное действие | Ограничения |
6 | Виханский
О.С. Наумов А.И. |
Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального окружения. | Ориентация
на формирование правильного делового
поведения персонала при |
Подчинение организационной культуры инструментальным интересам организации. |
Приведенные в таблице определения понятия «организационная культура» свидетельствует о следующем:
Большое многообразие форм организационной культуры и способов их применения в деятельности организаций выработано на основании применения ряда подходов: философский, психологический, материальный, социологический, управленческий и др. Они представляют определенный научный интерес, позволяют вырабатывать некий интегрированный подход к развитию организационной культуры в жизнедеятельности конкретных организаций.
Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при установленных государством гарантиях качества и безопасности является основным направлением в области развития потребительского рынка.
Для достижения преобразований на потребительском рынке необходимо решение ряда задач:
С целью реализации поставленных задач, создания системы мер и повышения эффективности решения проблем развития потребительского рынка следует выделить основные приоритеты:
В области усиления социальной направленности:
Основной
целью системы обеспечения
В
области совершенствования
В области развития инфраструктуры:
В результате реализации основных задач и мероприятий Концепции, и достижения за счет этого ее главных целей, будет создана основа для перехода в долгосрочной перспективе к общеевропейским стандартам качества населения в области потребительского рынка. Произойдет существенное улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка.
В условиях интенсивного развития предпринимательской деятельности в сфере торговли и обострения конкуренции менеджмент торгового предприятия все более активно движется к освоению новых методов управления, в том числе основанных на принципах формирования организационной культуры.
Обобщение теоретических исследований и передовой практики управления в сфере торгового бизнеса позволило выделить признаки организационной культуры торгового предприятия, объединенных в несколько блоков:
Таким образом, нами выдвинуто 32 признака организационной культуры торгового предприятия. Выделяются 4 основных признака: прогрессивный технологический уклад; управление финансами на основе прозрачной бухгалтерии; управление знаниями; идеологию менеджмента организации. Эти четыре признака образуют основу организационной культуры. Остальные признаки усиливают ее. Сильная организационная культура возникает при наличии в организации всех представленных признаков. Средний уровень организационной культуры будет характеризоваться присутствием четырех стержневых признаков и от 40 до 60% признаков каждого из четырех блоков. Низкий уровень организационной культуры характеризуется отсутствием хотя бы одного из стержневых признаков.
В соответствии с выделенными признаками осуществляется действие организационной культуры. Механизм действия организационной культуры прежде всего связан с выполнением специфических функций, т.е. функций, присущих только данному явлению. В существующей литературе по проблемам организационной культуры ее функции либо вообще не выделяются, либо выделяются ограничено.
Организационной культуре, как особенному и уникальному явлению в организации, присущи следующие функции:
Информация о работе Сущность и состав культуры торгового предприятия