Сущность и функции прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Особенно чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции: ведь относительная экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда
(кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее налогообложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Сущность и виды прибыли……………………………………………………………………………….стр. 4
Глава 2. Роль прибыли в деятельности предприятия…………………………………………………..стр. 8
Глава 3. Порядок налогообложения прибыли……………………………………………………………..стр. 31

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….стр. 36
Список литературы………………………………………………………………………………………………………..стр. 37

Работа содержит 1 файл

Сущность и функции прибыли предприятия.docx

— 57.42 Кб (Скачать)

 

2) доходы от сдачи имущества  в аренду;

 

3) сальдо штрафных санкций,  кроме уплачиваемых в бюджет  и внебюджетные фонды (последние  покрываются из чистой прибыли);

 

4) сальдо прибыли прошлых  лет, выявленное в отчетном  году, включая поступление в счет  погашения дебиторской задолженности,  списанной в убыток в прошлые  годы, а также убыток от списания  безнадежной дебиторской задолженности;

 

5) доходы от дооценки  товаров или убытки от уценки;

 

6) сальдо курсовых разниц  по валютным счетам и операциям  в инвалюте;

 

7) недостачи материальных  ценностей, выявленные при инвентаризации;

 

8) затраты по аннулированным  производственным заказам и на  производство, не давшее продукции,  исключая потери, возмещаемые заказчиками;

 

9) сальдо некомпенсируемых  потерь от стихийных бедствий, аварий, других чрезвычайных событий,  вызванных экстремальными ситуациями  с учетом затрат по предотвращению  или ликвидации их последствий;

 

10) затраты на содержание  законсервированных производственных  мощностей и объектов, за исключением  затрат, возмещаемых из других  источников;

 

11) судебные издержки, арбитражные  сборы и др.;

 

12) налог на имущество  и некоторые местные налоги.

 

 Из этого перечня  планируемыми могут быть в  основном налоги. Именно они, а  точнее, налог на имущество —  наиболее весомая статья внереализационных  результатов.

 

 Поэтому вполне допустимо,  что часть прибыли от реализации  продукции или услуг, "съедается"  этим налогом.

 

 Отсюда важность оценки  реальной стоимости имущества  предприятия, в том числе своевременного  списания выбывающих основных  фондов, излишних, ненужных запасов  материальных ресурсов и т.п.

 

 Особой является проблема  налогообложения прибыли, точнее  — комплекс проблем, включающий:

. принцип и критерии  построения налога;

. методику исчисления  налогооблагаемой прибыли;

. льготы и санкции,  стимулирующие или не стимулирующие  эффективность экономического и  социального развития;

. уровень ставок налога, их унифицированный или дифференцированный  для различных коммерческих структур  характер;

. предельно допустимый  для стимулирующей роли налога  размер и частоту изымаемой  у предприятия прибыли;

. согласованность данного  налога с другими, аналогичными  изъятиями в бюджет и во  внебюджетные фонды и т. п.;

. возможность и умение  в законных рамках сократить  налог или "убытки" от него.

 

 Налоговые льготы можно  сгруппировать по принципу стимулирующей  направленности:

. содействующие научно-производственному  развитию материальной сферы  и строительству жилья;

. специально ограждающие  малый бизнес всех отраслей, в  том числе на начальной стадии  деятельности, а также социально  значимые отрасли экономики, особенно  сельское хозяйство, от высоких  налогов;

. обеспечивающие социальную  защиту, в частности, привлекающие  к производительному труду пенсионеров,  инвалидов, юридических и физических  лиц, пострадавших от экологических  и производственных катастроф,  поощряющие благотворительность  (до 3 % налогооблагаемой прибыли,  а для территорий, пострадавших  от Чернобыльской катастрофы  — до 5 %);

. прочие, в том числе  организующие деятельность иностранных  и совместных фирм.

 

 Для финансового менеджмента,  в частности, при выборе и  прогнозировании инвестиционных  проектов и источников их финансирования, особенно важна первая группа, из них наиболее весома по  суммам и срокам действия льгота, освобождающая от налогообложения  прибыль, идущую на капиталовложения[2] в производственную сферу и  на сооружение жилья, при условии  направления на ту же цель  всей амортизации (на реновацию), а также прибыль, используемую  в пределах 10 % на мероприятия  НТП.[3]

 

 Возвращаясь к схеме  формирования и распределения  прибыли, мы видим, что это  — сопряженные процессы. Освободив  валовую (балансовую) прибыль от  основного прямого налога —  налога на прибыль и перечислив (при наличии соответствующих  соглашений) требуемые суммы в  фонд отраслевой вышестоящей  организации, предприятие исчисляет  чистую (остаточную) прибыль.

 

 Хозяйствующий субъект  самостоятельно определяет направления  использования прибыли, если иное  не предусмотрено Уставом.

 

 Схемы распределения  чистой прибыли:

 

предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП, где ЧП – чистая прибыль,

 

 РФ – резервный фонд,

 

 ФН – фонд накопления,

 

 ФП – фонд потребления;

 

товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,

 

 где ПР - прибыль, распределенная  между учредителями.

 

 Резервный фонд создается  хозяйствующими субъектами на  случай прекращения их деятельности  для покрытия кредиторской задолженности.  Он является обязательным для  акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют  в резервный фонд также эмиссионный  доход, т.е. сумму разницы между  продажной и номинальной стоимостью  акций, вырученную при их реализации  по цене, превышающей их номинальную  стоимость. Эта сумма не подлежит  какому-либо использованию или  распределению, кроме случаев  реализации акций по цене ниже  номинальной стоимости. Резервный  фонд акционерного общества используется  на выплату процентов по облигациям  и дивидендов по привилегированным  акциям в случае недостаточности  чистой прибыли для этих целей.  Его размер должен составлять  не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется  за счет отчислений, составляющих  практически не менее 5% прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия.  Кроме покрытия возможных убытков  от деловых рисков финансовый  резерв может быть использован  на дополнительные затраты по  расширению производства и социальному  развитию, разработку и внедрение  новой техники, прирост собственных  оборотных средств и восполнение  их недостатка, не другие затраты,  обусловленные социально-экономическим  развитием коллектива.

 

 Фонд накопления и  фонд потребления - это фонды  специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными  документами. Фонд накопления  представляет собой источник  средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие  источники для создания нового  имущества, приобретения основных  фондов, оборотных средств и т.п.  Фонд накопления показывает рост  имущественного состояния хозяйствующего  субъекта, увеличение собственных  его средств. Вместе с тем  операции по приобретению и  созданию нового имущества хозяйствующего  субъекта не затрагивают фонд  накопления. Фонд накопления может  уменьшаться в случаях:

 

1. списания затрат, связанных  с созданием нового имущества,  но по установленному порядку  не включаемых в первоначальную  стоимость этого имущества (на  подготовку кадров);

 

2. распределения его между  юридическими лицами – учредителями;

 

3. погашения убытка хозяйствующего  субъекта, выявленного по результатам  работы за год.

 

 Фонд потребления представляет  собой источник средств хозяйствующего  субъекта, зарезервированный для  осуществления мероприятий по  социальному развитию и материальному  поощрению коллектива. В фонд  потребления перечисляются следующие  выплаты в денежных и натуральных  формах:

 

- суммы, начисленные на  оплату труда (ФОТ);

 

- доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового  коллектива и вкладам членов  трудового коллектива в имущество  хозяйствующего субъекта, начисленные  к выплате работникам;

 

- суммы предоставленных  хозяйствующим субъектом трудовых  и социальных льгот, включая  материальную помощь.

 

 К трудовым и социальным  льготам относятся:

 

- оплата дополнительно  предоставленных по коллективному  договору

 

(сверх предусмотренных  законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим  детей;

 

- надбавки к пенсиям,  единовременные пособия уходящим  на пенсию ветеранам труда;

 

- оплата проездов членам  семьи работника к месту использования  отпуска и обратно;

 

- стипендии студентам  и учащимся, направленных хозяйствующим  субъектом на обучение в высшие  и средние специальные учебные  заведения, выплаченные за счет  средств хозяйствующего субъекта;

 

- оплата путевок работникам  и их детям не лечение, отдых,  экскурсии и путешествия за  счет средств хозяйствующего  субъекта;

 

- компенсации удорожания  стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

 

- расходы на погашение  ссуд, выделенных работникам на  улучшение жилищных условий, приобретение  садовых домиков.

 

 С расширением спонсорской  деятельности часть чистой прибыли  может быть направлена на благотворительные  нужды, оказание помощи театральным  коллективам, организацию художественных  выставок и другие цели.

 

 Максимизация прибыли

 

 Систематическое получение  прибыли является необходимой  целью предпринимательской деятельности  любого предприятия. Поэтому доминирующей  проблемой для предприятия является  максимизация прибыли, что означает  разработку стратегии на систематическое  увеличение прибыли и минимизацию  издержек. Данная задача многоплановая,  вот почему для своего решения  она требует системного подхода.

 

 Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе  на рынок, необходимо сопоставлять  цену предложения предприятия  с ценой рыночного спроса, то  для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических

(предпринимательских) издержек  предприятия:

 

(4)

 

 где Tп(q) — совокупная  экономическая или дополнительная  прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

 

TR(q) — совокупный валовой  доход, или совокупная выручка  предприят от реализации продукции  в объеме «q»,

 

TC(q) — совокупные экономические  (предпринимательские) издержки  предприятия на реализуемую продукцию  в объеме «q».

 

 Для принятия решений  часто требуется знать сумму  прибыли, которую получает предприятие  в расчете на единицу продукции  при данном объеме реализации  и цене, диктуемой спросом. При  определении продажной цены используют  среднюю прибыль (Ап) и предельную  прибыль (Мп):

 

(5)

 

 где Tп(q) — совокупная  сумма прибыли на определенный  товар за определен- ный период, q — объем продаж.

 

 Из этого следует,  что максимизация прибыли связана  с процессом приращения предпринимательской  прибыли. Это, в свою очередь,  означает, что в расчетах требуется  использование предельных величин:  предельной прибыли, предельного  дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется  в точке, в которой любое,  даже малое приращение объема  реализации (выпуска) продукции оставляет  прибыль без изменения, т.е.  приращение прибыли при приращении  объема (реализации) продукции равняется  нулю. Математически это можно  записать так:

 

(6) где Мп(q) – предельная  прибыль от объема продукции;

 

 МR(q) – предельный доход  (выручки) от объема продукции;

 

 МС(q) – предельные издержки  от объема продукции.

 

 Из формулы (6) следует,  что прибыль максимизируется  в том случае, когда предельные  издержки равны предельному доходу:

 

(7)

 

 Для того чтобы решить  вопрос максимизации прибыли,  важно также знать, действует  ли предприятие в условиях  свободной конкуренции или монопольного  рынка.

 

 Для предприятия максимизация  прибыли заключается в выборе  такого объема реализации продукции,  при котором предельные издержки  предприятия в производстве и  при реализации равнялись бы  рыночной цене. Математически это  можно представить следующим  образом:

 

(8)

 

 Иными словами, на  рынке свободной конкуренции  доход равен рыночной цене.

 

 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства

 

 Прибыль - один из  основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За  счет прибыли осуществляются  финансирование мероприятий по  научно-техническому и социально-  экономическому развитию предприятий,  увеличение фонда оплаты труда  их работников.

 

 Многоаспектное значение  прибыли усиливается с переходом  экономики государства на основы  рыночного хозяйства. Предприятие  любой формы собственности вправе  решать, на какие цели и в  каких размерах направлять прибыль,  оставшуюся после уплаты налогов  в бюджет и других обязательных  платежей и отчислений.

 

 Законом РФ «О предприятиях  и предпринимательской деятельности»  предусмотрено, что предпринимательская  деятельность означает инициативную  самостоятельность предприятий,  направленную на получение прибыли.  При этом предприятие как хозяйствующий  субъект, самостоятельно осуществляющий  свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией и остающейся  в его распоряжении чистой  прибылью.

 

 Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя  предпринимательской деятельности  предприятия вместе с тем не  означает его уникальности. Анализ  стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих  субъектах преобладает стремление  извлечь высокую прибыль в  целях увеличения фонда оплаты  труда в ущерб производственному  и социальному развитию коллектива.

 

 В ряде случаев рост  прибыли обусловлен необоснованным  повышением цен на продукцию.

Информация о работе Сущность и функции прибыли предприятия