Сущность и функции прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Особенно чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции: ведь относительная экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда
(кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее налогообложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Сущность и виды прибыли……………………………………………………………………………….стр. 4
Глава 2. Роль прибыли в деятельности предприятия…………………………………………………..стр. 8
Глава 3. Порядок налогообложения прибыли……………………………………………………………..стр. 31

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….стр. 36
Список литературы………………………………………………………………………………………………………..стр. 37

Работа содержит 1 файл

Сущность и функции прибыли предприятия.docx

— 57.42 Кб (Скачать)

 

 Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе  производства продукции природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива,  энергии, основных фондов, трудовых  ресурсов, а также других затрат  на ее производство и реализацию.

 

 Глава 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 Прибыль: ее сущность и формирование

 

 Прибыль образуется  в результате реализации продукции.  Ее величина определяется разницей  между доходом, полученным от  реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство  и реализацию. Общая масса получаемой  прибыли зависит, с одной стороны,  от объема продаж и уровня  цен, устанавливаемых на продукцию,  а с другой — от того, насколько  уровень издержек производства  соответствует общественно необходимым  затратам.

 

 Первое — объем продаж  — зависит от эффективности  осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные  условия для реализации своей  продукции, т.е. проводить маркетинг,  организовать рекламу, сбыт, сформировать  ценовую и товарную политику  и т.д.

 

 

 Второе — уровень  издержек производства — зависит  от эффективности организации  производства и труда, выбранной  технологии, технической оснащенности  предприятия.

 

 Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не  только от реализации продукции,  но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают,  либо уменьшают. Поэтому в теории  и на практике выделяют так  называемую

 «балансовую прибыль». Ее название говорит само за  себя. Она состоит из прибыли  от реализации продукции (выручка  от реализации продукции без  косвенных налогов минус затраты  (расходы) на производство и  реализацию продукции) плюс внереализационные  доходы (доходы по ценным бумагам,  от долевого участия в деятельности  других предприятий, от сдачи  имущества в аренду и т.п.) минус  внереализационные расходы (затраты  на производство, не давшее продукции,  на содержание законсервированных  производственных мощностей, убытки  от списания долгов и т.д.).

 

 Кроме того, выделяется  валовая прибыль, которая представляет  собой балансовую прибыль за  минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами (средствами), нематериальными  активами и иным имуществом.

 

 Во всех странах  с рыночной экономикой прибыль  облагается налогом.

 Поэтому на практике  принято выделять налогооблагаемую  прибыль. Последняя представляет  собой валовую прибыль за вычетом  отчислений в резервные фонды,  доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения,  отчислений на капиталовложения.

 

 В результате на  предприятии, как это принято  называть в теории и на практике, остается так называемая чистая  прибыль. По своей величине  она представляет налогооблагаемую  прибыль за минусом налога  на прибыль и налога на превышение  фактических расходов на оплату  труда по сравнению с нормируемой.

 

 Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды  и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате  остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

 

 В условиях рыночных  отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два  основных источника получения  прибыли.

 

 Первый — это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно  высоком уровне предполагает  проведение постоянной новации  продукта. Здесь следует учитывать  такие противодействующие силы, как антимонопольную политику  государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

 

 Второй источник связан  с производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается  практически всех предприятий.  Эффективность его использования  зависит от знания конъюнктуры  рынка и умения постоянно адаптировать  под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится  к маркетингу. Величина прибыли  в данном случае зависит:

. во-первых, от правильности  выбора производственной направленности  предприятия по выпуску продукции  (выбор продуктов, пользующихся  стабильным и высоким спросом);

. во-вторых, от создания  конкурентоспособных условий продажи  своих товаров и оказания услуг  (цена, сроки поставок, обслуживание  покупателей, послепродажное обслуживания  и т.д.);

. в-третьих, от объемов  производства (чем больше объем  продаж, тем больше масса прибыли);

. в-четвертых, от ассортимента  продукции и снижения издержек  производства.

 

 Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском — над предприятием  постоянно висит угроза потерять  вложенный капитал целиком или  частично. Именно поэтому в теории  и на практике используется  понятие

 «предпринимательская  прибыль», которая по своей величине  должна быть больше, чем процент,  получаемый по вкладам в банк.

 

 По своему содержанию  понятие «риск» относится как  к хозяйственной, коммерческой, так  и к финансовой деятельности. Для определения риска используются  два основных метода: статистический  и экспертный. В основе статистического  лежат приемы математической  статистики (расчет вариации, дисперсии  и стандартного отклонения по  показателям финансово-хозяйственной  деятельности). Этими показателями  являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и  т.д.

 

 Полностью избежать  риска в предпринимательской  деятельности практически невозможно, но существует система методов  смягчения его отрицательных  последствий. К ним относятся  самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерных сделок и т.д.

 

 Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

 

 Эти факторы можно  условно подразделить на три  группы: производственные, коммерческие, финансовые.

 

 Производственные факторы  связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической  и организационно-технической оснащенностью,  соответственно — качественными  параметрами продукции, ее ассортиментом  и структурой и т.д. и т.п.

 

 Коммерческие факторы  как бы подводят к финансовым  факторам и охватывают в широком  смысле понятие маркетинга: заключение  хозяйственных договоров на основе  самого пристального изучения  действующей и перспективной  конъюнктуры рынка, ценовое регулирование  сбыта, его направление и организационно- экономическое обеспечение.

 

 Надежность прогноза  коммерческих факторов опирается,  с одной стороны, на страхование  рисков (в основном, рисков утраты  имущества, срыва поставок, отдаления  или отказа от платежа), с другой  — на привлечение солидных, платежеспособных  клиентов (заказчиков, покупателей), что  в свою очередь требует известных  внепроизводственных затрат (представительских,  на рекламу и др.).

 

 Финансовые факторы,  охватывающие и выручку от  реализации продукции

(услуг), и предпринимательский  доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы  расчетов (предусматриваемые контрактом  или определяемые оперативно); ценовое  регулирование, в том числе  уценку в случае замедления  реализации; привлечение кредита  банка либо средств из централизованных  резервов; применение штрафных санкций;  изучение и взыскание дебиторской  задолженности, а также обеспечение  ликвидности других активов; стимулирование  привлечения денежных ресурсов  на финансовых рынках

 — доходов от ценных  бумаг, вкладов, депозитов, аренды  и иных финансовых вложений. Здесь  немаловажен принцип "время  — деньги": чем быстрее и  полнее поступление доходов, тем  эффективнее вся деятельность. Поэтому  не следует пренебрегать дифференцированной  в зависимости от сроков реализации  и прогноза насыщения рынка  уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное  падение доходов окупится высвобождением  средств за счет ускорения  их оборота), предпочтительной отгрузкой  своей продукции наиболее надежным  и быстрым плательщикам и другими  мерами воздействия.

 

 Издержки производства, прибыль и валовой доход

 

 Каждое предприятие,  фирма прежде, чем начать производство  продукции, определяет, какую прибыль,  какой доход она сможет получить.

 

 Прибыль предприятия  (фирмы) зависит от двух показателей:  цены продукции и затрат на  ее производство. Цена продукции  на рынке есть следствие взаимодействия  спроса и предложения. Под воздействием  законов рыночного ценообразования  в условиях свободной конкуренции  цена продукции не может быть  выше или ниже по желанию  производителя или покупателя, она  выравнивается автоматически. Другое  дело – затраты на производство  продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться  в зависимости от объема потребляемых  трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства  и других факторов. Следовательно,  производитель располагает множеством  рычагов снижения затрат, которые  он может привести в действие  при умелом руководстве.

 

 В общем виде издержки  производства и реализации (себестоимость  продукции, работ, услуг) представляют  собой стоимостную оценку используемых  в процессе производства продукции  (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,  основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на  ее производство и реализацию.

 

 В издержки производства  и реализации продукции включаются  затраты, связанные с:

 

 • непосредственным  производством продукции, обусловленные  технологией и организацией производства;

 

 • использованием природного  сырья;

 

 • подготовкой и  освоением производства;

 

 • совершенствованием  технологии и организации производства, а также улучшением качества  продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных  свойств (затраты некапитального  характера);

 

 • изобретательством  и рационализацией, проведением  опытно- экспериментальных работ,  изготовлением и испытанием моделей  и образцов, выплатой авторских  вознаграждений и т. п.;

 

 • обслуживанием производственного  процесса: обеспечением производства  сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами  и предметами труда, поддержанием  основных производственных фондов  в рабочем состоянии, выполнением  санитарно-гигиенических требований;

 

 • обеспечением нормальных  условий труда и техники безопасности;

 

 • управлением производством:  содержанием работников аппарата  управления предприятия, фирмы  и их структурных подразделений,  командировками, содержанием и обслуживанием  технических средств управления, оплатой консультационных, информационных  и аудиторских услуг, представительскими  расходами, связанными с коммерческой  деятельностью предприятий, фирм  и т. п.;

 

 • подготовкой и  переподготовкой кадров;

 

 • отчислением на  государственное и негосударственное  социальное страхование и пенсионное  обеспечение, в Государственный  фонд занятости населения;

 

 • отчислением по  обязательному медицинскому страхованию  и др.

 

 Конечно, результат  деятельности предприятия, фирмы  (прибыль или убыток) слагается  из финансового результата от  реализации продукции (работ,  услуг), основных средств и другого  имущества предприятия, фирмы  и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям.  Определяется конечный результат  как разница между выручкой  от реализации продукции в  действующих ценах без налога  на добавленную стоимость и  акцизов и затратами на ее  производство и реализацию.

 

 Различают также понятия  валового дохода и валовой  прибыли.

 

 Валовой доход —  это показатель, характеризующий  конечный результат производственной  или коммерческой деятельности  предприятия, фирмы, исчисляемый  путем исключения из валовой  выручки[1] и результатов внереализационных  операций (без налога на добавленную  стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Информация о работе Сущность и функции прибыли предприятия