Сущность цены как экономической категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности цены, ее роли и функций в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить действующие теории цен;
2. Определить сущность и функции цены;
3. Выделить основные виды цен, а также определить сущность системы цен;
4. Изучить роль и значение цен и ее связь с рыночными факторами;
5. Выявить факторы, оказывающие влияние на принятие решения по ценам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность цены, как экономической категории 5
1.1. Действующие теории цены 5
1.2. Механизм ценообразования и его типы 9
1.3. Сущность и функции цены 12
Глава 2.содержание классификации цен и их система 17
2.1. Основные виды цен и их классификация 17
2.2. Сущность системы цен и ее характерные признаки 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

КАТЯ.docx

— 53.06 Кб (Скачать)

Способ ценообразования  в советский период был задуман  как очень простой. Цены назначались  или утверждались сверху специальными государственными органами. Оптовая  цена, по которой продает свою продукцию  фирма-изготовитель, принималась равной издержкам производства, к которым  приплюсовывалась нормативная прибыль. Розничная цена для индивидуально  потребителя устанавливалась как  оптовая цена плюс издержки и прибыль  торговых организаций. Однако на практике данная схема оказалась чрезвычайно искаженной многочисленными наслоениями, приведшими эту систему в полную негодность.

В настоящее время ценообразования  строится на основе следующих принципов:

  1. научность ценообразования. Этот принцип является основополагающим. Цены должны устанавливаться с учетом действий многих экономических законов: стоимости, спроса и предложения, предельной полезности и других. Цены должны базироваться на общественно необходимых затратах труда, отражать социальные запросы общества, испытывать влияние предельной ценности потребительных стоимостей товаров;
  2. единая целевая направленность государственной политики в отдельных областях ценообразования. В соответствии с этим принципом государство четко определяет те социальные и экономические проблемы, в решении которых должны принимать активное участи е цены. Государство определяет, что можно сделать в развитии приоритетных областей экономики, сознательно используя возможности влияния цен на производство, инвестиции и потребление;
  3. непрерывность ценообразования при сочетании стабильности цен с их гибкостью. Осуществление данного принципа проявляется в двух аспектах, во-первых, непрерывность ценообразования означает, что государство и крупные фирмы определяют цены на всех стадиях и этапах производства и реализации определенного вида продукции; во-вторых, непрерывность ценообразования проявляется в необходимости постоянного внесения отдельных изменений и дополнений в действующие прейскуранты цен. Тем самым достигается сочетание стабильностей цен с их гибкостью;
  4. отражение в уровне цен капиталоемкости производства продукции. В себестоимости продукции воплощается только часть примененных факторов производства, а именно потребленный постоянный капитал. Цена должна отражать себестоимость продукции, но она обязательно должна отражать и общую капиталоемкость производства. Осуществляется это через рыночный норматив макроэкономической рентабельности в процессе ценообразования. В результате капиталоемкие отрасли и фирмы на конкурентном рынке посредством соответствующих цен проверяют на себе приток прибыли из других менее капиталоемких отраслей экономики;
  5. дифференциация цен на отдельные виды продукции;

а) на однородную продукцию  по зонам страны,

б) на взаимозаменяемую продукцию, или субституты,

в) в зависимости от общественной полезности, качества продукции.

Процесс ценообразования  включает следующие основные стадии:

  1. переспективное прогнозирование цен, определение индексов действующих и перспективных цен;
  2. совершенствование модели цены и принципов ценообразования с учетом намечаемого на перспективу изменения основных ценообразующих факторов;
  3. периодический пересмотр действующих цен в связи с изменением условий производства и реализации продукции, установление цен на новые виды продукции в связи с обновлением и расширением ассортимента товаров и услуг;
  4. координация цен на товары, установленных различными органами в целях обеспечения единства политик цен и методологии ценообразования;
  5. контроль за обоснованностью установления и правильностью применение цен, соблюдением законодательства о ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и функции цены

Цена – это денежное выражение ценности товара, основанной на совпадении предельных величин затрат и полезности и окончательно определяемой соотношением спроса и предложения  по данному товару. При этом зависимость  предельных величин полезности и  затрат как бы очерчивает зону формирования равновесной цены, а соотношение  спроса и предложения окончательно устанавливает ее уровень.

Цены в рыночной экономике  выполняют определенные функции, которые  тесно связаны с действием  объективных экономических законов. Функции цены характеризуются совокупностью  общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической  категории. Эти свойства обуславливают роль и место цены в рыночном механизме и их активное воздействие на экономические процессы.

Выделяют следующие функции  цены:

  1. учетно-измерительную. В этой функции цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимости товара, выражает общественно необходимые затраты труда на его производство. Цены в экономике можно сравнить с измерительными приборами в технике. Цены, точно выражающие стоимость товара, имеют важное экономическое значение. Она отражают действительные затраты на производства различной продукции. На их основе удается проводить сопоставимые экономические сравнения между фирмами, устанавливать оптимальные пропорции в макро- и микроэкономике. Измерительная функция цены проявляется в любой экономике, но достоверность, объективность измерения зависят от механизма ценообразования. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. Чтобы противостоять конкурентам, предприниматель должен постоянно через цены контролировать и снижать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики фирмы;
  2. регулирующую сбалансированность спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Равновесия, сбалансированность в экономике могут быть достигнуты или путем изменения цен, или одновременного изменения того или другого. Реализуя балансирующую функцию, цены по каждому товару свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, либо увеличения производства. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечения их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

В рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания  спроса и предложения. Цена увязывает  денежный запрос производителя, продавца товаров с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования. Поэтому точнее даже говорить о функции саморегулирования товарно-денежных отношений с помощью равновесных цен. Их уровень соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике регулирующая функция насильно навязывается действующим ценам. Такая искусственность делает, например, государственные цены неэффективным средством балансирования экономики;

  1. распределительную. Эта функция в полной мере используется в центральной экономике. Повышая или понижая цены, можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Оказалось, что лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоял в том, что для них как для продавцов цены повышались, а как для покупателей – снижались. Тем самым были созданы неестественные экономические отношения между республиками, отраслями, предприятиями, людьми. Их последствия проявляются и сейчас в форме конфликтов. Распределительная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, через налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера в бюджет. Перераспределяя национальный доход, с помощью цен можно резко изменить пропорции в экономике страны;
  2. контрольную. Цены переводят материально-вещественное, природное богатство в стоимостные и финансовые показатели. Тем самым они служат инструментом учета и контроля, сохранения и накопления денежных активов форм. Учет стоимостей и контроль за их движением имеет место и в рыночной, и в нерыночной экономике.
  3. плановую. Внутрифирменное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении невозможно осуществить без анализа влияния цен на планируемые процессы. Немаловажная роль цен и при разработке комплексных государственных и региональных программ и экономических прогнозов;
  4. социальную. Изменение розничных цен вызывает перераспределение доходов и расходов населения, изменение в семейном бюджете, повышает или снижает доступность различных видов товаров, социальных благ и услуг. Тем самым цена выполняет социальную функцию. Принято считать, что повышение розничных цен снижает уровень жизни людей, и наоборот. Однако если одновременно с розничными ценами меняются оптовые, то происходит изменение заработной платы, пенсий, пособий, других доходов населения. Динамика уровня жизни населения начинает испытывать на себе влияние различных факторов, и для вывода о его тенденции нужен более глубокий анализ;
  5. стимулирующую. Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены стимулируют заинтересованность предпринимателей и фирм в повышении объемов производства, в снижении издержек ради увеличения прибыли. Прибыль непосредственно связанна с ценами на факторы производства, продукцию и услуги. Повышение цены стимулируют производство современных технологий и передовой техники, продукции высокого качества, альтернативных видов взаимозаменяемой продукции. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками в цене;
  6. функцию цены как средства более рационального размещения производства. С помощью ценового механизма происходит перелив капиталов в те отрасли экономики, где сложилась высокая норма прибыли. Этому способствует механизм межотраслевой конкуренции и закономерности движения спроса. Учитывая цены, фирма в условиях рынка самостоятельно определяет, в какую область экономики инвестировать свой капитал;
  7. информационную. Цена – это носитель информации о конъюнктуре рынка и его динамике, о соотношении спроса и предложения, о состоянии мирового рынка и степени его воздействия на внутренний рынок, о психологической ситуации на рынке и поведении потребителя, о качества товара, о ценовой стратегии предприятия. Цена – это показатель, характеризующий состояние различных сегментов рынка и экономике в челом, который играет существенную роль при принятии управленческих решений хозяйствующими субъектами и оказывает прямое влияние на поведение потребителей товаров и услуг. Цены фондового рынка характеризуют финансовое состояние и перспективы развития предприятий, отраслей и экономике в целом. Наличие информации о динамике цен позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие. Цена и ее динамика позволяют судить о конкурентной среде рынка, степени его монополизации и государственного регулирования экономики. Она дает определенную информацию об издержках производства товара.

Следует отметить, что, как бы не были важны учетная, распределительная, информационная, и другие функции цены, приоритет остается за стимулирующей функцией цены, которая определяет общее ускорение экономического кругооборота и рост эффективности хозяйствования. Эта функция выполняется всей сложной ценовой механизм.

Глава 2. Экономическое содержание классификации цен и их система

2.1. Основные  виды цен и их классификация

В зависимости от ряда экономических  признаков в переходный период все  цены классифицируются по видам и  разновидностям.

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного  обращения.

В зависимости от этого  признака выделяют следующие основные виды цен:

- оптовые цены на продукцию  промышленности;

- цены на строительную  продукцию;

- закупочные цены на  сельскохозяйственную продукцию;

- тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на коммунальные  и бытовые услуги;

- цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот (экспортные и импортные  цены).

Оптовые цены на продукцию  промышленности – цены, по которым  реализуется и закупается продукция  предприятий, фирм и организаций  промышленности независимо от форм собственности  в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию  промышленности, в свою очередь, подразделяются на два подвида:

- оптовая цена предприятия  (отпускная цена);

- оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная  цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует  произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.

Получение прибыли – главный  побудительный мотив любой формы  предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению  максимальной прибыли.

Необходимый размер прибыли  для предприятия определяется потребностями  его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего  нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие  может разориться и стать банкротом.

В условиях рынка в отличие  от плановой экономики никаких нормативов прибыли, рентабельности сверху не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой  осуществляется регулирование цен  государством.

Во всех остальных случаях  норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции  товаропроизводителей, она может  меняться и действительно меняется под воздействием множества конъюнктурных  факторов. Предприятие стремиться максимизировать  размер прибыли. Она производит оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к  разным условиям цен и выбирают такую  цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную  прибыль.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия  и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям.

Разновидностью  оптовой цены промышленности является цена биржевого товара. Это цена формируется на базе биржевой котировки  и надбавок или скидок с нее  в зависимости от качества товаров  и расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это  цены (оптовые), по которым реализуется  сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации.

Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются  в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Закупочная цена состоит, во-первых, из себестоимости, во-вторых, из размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Важнейшим для  развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

Ценовой паритет, например, в России в течение длительного  времени постоянно нарушается, что приводит к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывается на его экономике, сдерживает развитие этой отрасли.

Информация о работе Сущность цены как экономической категории