Структуры предприятий РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:15, реферат

Описание работы

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятий. 1ый семинар.docx

— 33.27 Кб (Скачать)
  1. Классификация по размерам предприятия 

     Одной  из важнейших характеристик предприятия  являются его размеры, определяемые  в первую очередь количеством  работников.

- мелкие (до 50 занятых)

- средние (от  50 до 500)

- крупные (свыше  500)

- особо крупные  (свыше 1000 занятых)

    Определение  размеров предприятия по числу  занятых может дополняться другими  характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и  т.д.

     Поскольку  составной частью экономической  политики нашего государства  является поддержка малого и  среднего предпринимательства, то  можно сказать, что эта классификация  позволяет определить, сколько необходимо  выделить средств из гос. бюджета  на развитие этих предприятий в каждом регионе.

  1. Структура видов и форм собственности в РФ
 
Вид собствен- 
ности
Государственная Муниципальная Частная Общественная
Форма собствен- 
ности
Федеральная, субъектов федерации Районная, городская, поселковая и т.д. Гражданская Общественных  организаций, партий, церкви и т.д.
 

Основой современной  рыночной экономики, в том числе  и регулируемой государством, выступает  частная собственность в ее разнообразных  типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень  развития производительных сил и  организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.

Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов  федерации и муниципальную) и  смешанную или совместную форму  собственности.

  1. Организационно-правовые формы предприятий
 

     В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. 

     Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество
  • товарищество на вере
  • общество с ограниченной ответственностью
  • общество с дополнительной ответственностью
  • акционерное общество (открытое и закрытое)

Особенность общества с дополнительной ответственностью - его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

 

Производственные  кооперативы - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов. 

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

Характеристика  организационно-правовых форм предпринимательства

Форма Преимущества Недостатки
Индивидуальный  предприниматель - Единоличный  контроль бизнеса

- Простота регистрации

- Мобильность  бизнеса

- Широкие возможности минимизации налогов

- Невозможность собрать большой капитал

- Компенсация долгов за счет личного имущества

Общество  с ограниченной ответственностью - Ограничение ответственности долей в уставном капитале

- Небольшой размер уставного капитала, необходимого для регистрации

- Сложность регистрации и отчетности

- Разногласия между участниками по поводу распределения прибыли.

Акционерное общество - Ограничение ответственности долей в уставном капитале

- Возможность аккумулирования больших средств

- Неограниченное количество акционеров

- Сложность регистрации и отчетности

- Минимальное участие в управлении обществом

Полное  товарищество - Доверие со стороны кредиторов - Компенсация долгов за счет личного имущества

- Отсутствие статуса юридического лица

- Возможность разногласий между участниками

Товарищество  на вере - Возможность привлечения дополнительных средств

- Доверие со стороны кредиторов

- Компенсация долгов за счет личного имущества
     
 
  1. Холдинги
 

Холдинг - совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

В РФ правильнее говорить холдинговая компания.

Холдинги  России:

- Российское ОАО "Группа Альянс" - многопрофильный холдинг основанный в апреле 1998 года. "Группа Альянс" заключила генеральные соглашения с субъектами Федерации России и взяла на себя обязательства по бесперебойному обеспечению потребностей в нефтепродуктах нужд энергетики, жилищно-хозяйственного комплекса, северного завоза и сельского хозяйства таких регионов, как Хабаровский край и Приморье.

- Группа компаний «ТАИФ» -  крупный российский холдинг, контролирующий 96 % химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана. Штаб-квартира компании расположена в Казани. Основана в 1995 году.

- Группа «РАТМ» - российский многопрофильный производственный холдинг. Штаб-квартира - в Новосибирске.

- Группа «Осло Марин» - многопрофильная холдинговая структура. Интересы Осло Марин сконцентрированы в сфере страхования, лизинга, недвижимости, переработки и реализации леса, портовых услуг.

- Группа компаний «ИСТ» - российский холдинг, в состав которого входит более двадцати компаний и предприятий, работающих в различных отраслях российской экономики. Штаб-квартира - в Москве. Группа основана в 1993 году. В период становления группа активно занималась организацией различных производств, экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, предоставлением кредитно-финансовых услуг. 

Обычно управляющие компании выполняют следующие функции:

  • поддержание отношений с внешней средой, организация  диалога с акционерами и участниками финансового рынка, предоставление им необходимую информацию о деятельности холдинга
  • перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями с целью реализации инвестиционной стратегии
  • обеспечение общего финансового контроля над деятельностью отдельных предприятий
  • определение общекорпоративной стратегии (какое предприятие необходимо купить, а какое – продать, решения о размере и направлении инвестиций и т.д.)
  • создание общекорпоративной культуры
  • координация деятельности отдельных компаний для обеспечения эффективного сотрудничества
  • отбор и развитие топ-менеджеров отдельных компаний, а также разработка системы их мотивации и вознаграждения

     Точный набор функций для каждой конкретной управляющей компании определяется, исходя из стиля управления, который применяется ею в отношении бизнес-единиц холдинга.

  1. Организационные структуры управления

Линейная  организационная  структура

Основы линейных структур составляет так называемый иерархический принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, которая проходит через всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества  линейной структуры:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель
  • ясно выраженная ответственность
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих

Недостатки  линейной структуры:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности
  • большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение
  • перегрузка управленцев верхнего уровня
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев

Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.  

Дивизионная структура управления

В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с  дивизионной структурой являются уже  не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация.

Преимущества  дивизионной структуры:

  • она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями
  • обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно – штабной
  • при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства
  • более тесная связь производства с потребителями

Информация о работе Структуры предприятий РФ