Структура предприятия, виды производственной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии предприятий транспорта и связи.

Содержание

Вступление 3
Глава 1. Предприятие (фирма) 5
Глава 2. Структура 7
2.1. Формирование 7
2.2. Факторы, влияющие на характер и особенности структуры 9
Глава 3. Виды структуры 11
3.1. Производственная 11
3.1.1. Понятие и краткая характеристика 11
3.1.2. Элементы производственной структуры 13
3.2. Организационная 17
3.2.1. Понятие и сущность организационной структуры 17
3.2.2. Формирование организационной структуры. 18
3.2.3. Типы организационных структур 21
3.3. Инфрастуктура 29
Заключение 30
Список источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая (распечатать).doc

— 226.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Вступление

Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни  человека, связанные с удовлетворением  его физиологических и духовных потребностей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии предприятий транспорта и связи. Поэтому знание экономики предприятий, где создаются предметы жизнеобеспечения — необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. В связи с этим рассмотрение данной темы важно для каждого человека. Основной целью данной работы является подробное рассмотрение структуры предприятия и ее видов.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач. В данной работе мы рассмотрим понятие предприятия (фирмы), структуру предприятия, ее формирование и факторы влияющие на характер и особенности структуры.Так же необходимо подробно рассмотреть виды структур, такие как производственноя, организационная и инфраструктура.

   Информационной  базой послужили такие источники  как:

  1. Адрес в Интернете: e-theory.narod.ru от 22.09.08
  2. Адрес в Интернете: library.omsu.ru от 22.09.08
  3. Адрес в Интернете: www.AUP.ru от 22.09.08
  4. Бабаджанов С.Г. Доможиров Ю.А.: Экономика предприятия швейной промышленности /Москва, 2003.
  5. Банковское дело. Под ред. Лаврушина О.И. Москва. “Банковский и биржевой консультационный центр”. 2000.
  6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2000. С. 542; Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. М., 2002.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.
  8. Корсаков М.Н. Экономика предприятия. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  9. Основы менеджмента. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Москва. “Дело”.2001.
  10. Попов Г.Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 2002.
  11. Райцкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К°», 2005.
  12. Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  13. Сергеев И.В. Экономика фирмы: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  14. Финансы предприятия - учебник П.Н. Шуляк/ Москва 2000.
  15. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./ Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  16. Экономика предприятия: Учебник/Под. ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2003.
  17. Экономика предприятия: Учебник/Под. ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  18. Экономика предприятия: Учебник для вузов/И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько; Под. ред. С.Г. Фалько - 2-е изд., исп. – М.: Дрофа, 2004.
  19. Юркова Т.И., Юрков С. В. Экономика предприятия. Электронный учебник. econpredpr.narod.ru от 22.09.08
  20. Экономика фирм: Уч. пособие/Т.В. Муравьева, Н.В. Зиньковская, Н.А. Волкова, Г.Н. Лиференков; Под. ред. Т.В. Муравьевой. – М.: Мастерство, 2002.

   Цели  и задачи исследования определили структуру  работы, которая состоит из вступления, трех глав, пяти параграфов, пяти пунктов, заключения и списка источников и литературы. 
 

Глава 1. Предприятие (фирма)

   В хозяйственной практике и литературе широко используются два схожих понятия — предприятие и фирма. Нередко они рассматриваются как синонимы. Тем не менее в русском языке понятием фирма, как правило, обозначается самое общее название хозяйственного учреждения производственного и непроизводственного профиля. Чаще всего имеется в виду крупная многопрофильная организация со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями.

   К предприятиям относят  коммерческие организации, прежде всего производственного и торгово-посреднического профиля, которые в качестве основной задачи деятельности преследуют цель извлечения дохода. Они имеют самостоятельный расчетный счет в банке. В их собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находится обособленное имущество. Предприятие, будучи юридическим лицом, отвечает этим имуществом по всем своим обязательствам.

   Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основные признаки классификации предприятий по группам:

  • отраслевая и предметная специализация;
  • структура производства;
  • мощность производственного потенциала (размер предприятия).

   Одним из главных, до сих пор, считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

  • промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;
  • сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
  • предприятия строительной индустрии, транспорта.

   В народном хозяйстве используются два вида определения отраслевой принадлежности предприятия:

  • по административно-организационному
  • продуктовому признаку.

   По структуре  производства предприятия делятся  на:

  • узкоспециализированные
  • многопрофильные,
  • комбинированные.

Глава 2. Структура

2.1. Формирование

   Структура предприятия — это состав и  соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Структура предприятия определяется следующими основными факторами:

  • размером предприятия;
  • отраслью производства;
  • уровнем технологии и специализации предприятия.

   Какой-либо устойчивой стандартной структуры  не существует. Она постоянно корректируется под воздействием научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

   Наряду  с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энёргоресурсов.

   Наконец, чтобы каждый работник в любой  отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

   Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений предприятия оказывают его масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размерам предприятиях создаются специальные структурные подразделения — отделы, цехи. На малых предприятиях указанные обязанности распределяются среди персонала по взаимной договоренности.

   В отличие  от крупных предприятий функции  структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Факторы, влияющие на характер и особенности структуры

   Производственные структуры предприятий отличаются большим разнообразием. Однако можно выделить следующий комплекс факторов, влияющих на характер и особенности той или иной структуры.

  1. Отраслевая принадлежность предприятия. Определяется как характером производственного процесса, так и конструктивными особенностями, назначением выпускаемой продукции. Этот фактор в первую очередь оказывает влияние на состав основных цехов предприятия, которые будут существенно отличаться в разных отраслях. Так, одностадийная производственная структура характерна для добывающих отраслей, многостадийная — для обрабатывающих отраслей промышленности.

    Например, в металлургической промышленности к основным     производственным цехам относятся: доменное, мартеновское или конвертерное производства, прокатный цех. В машиностроении — литейный, кузнечный, механообрабатывающий, сборочный цехи. Для текстильной отрасли: прядильный, ткацкий, красильно-отделочный цехи.

    Вспомогательные же цехи будут (с учетом некоторых  особенностей) идентичными во всех отраслях, поэтому отраслевая принадлежность предприятия на их составе и особенностях организации почти не сказывается.

  1. Характер производственного процесса (аналитический, синтетический, прямой) оказывает влияние на уровень развития и многообразие представленных на предприятии основных стадий производственного процесса: заготовительной, обрабатывающей, выпускающей.

    При аналитическом производственном процессе, когда из одного вида сырья производится несколько видов готовой продукции, на предприятиях может иметься один–два заготовительных цеха и несколько выпускающих цехов. В этом случае актуальной становится проблема организации сбыта разнообразной по своему характеру продукции. Такая структура характерна для предприятий химической, металлургической, легкой, пищевой отраслей промышленности.

    Использование на предприятии синтетического производственного процесса наоборот предполагает создание нескольких заготовительных цехов и ограниченного состава выпускающих цехов. Такой тип производственной структуры характерен для машиностроительных предприятий, мебельных комбинатов. Например, на автомобильном заводе имеются литейные, кузнечно-прессовые цехи и поточные конвейерные линии по сборке автомобилей нескольких моделей. Для производственной структуры этих предприятий весьма актуальной становится проблема организации материально-технического обеспечения и завоза большой номенклатуры материальных ресурсов, покупных полуфабрикатов.

    Прямой  производственный процесс используется на предприятиях добывающих отраслей: шахтах, рудниках, карьерах. В их производственной структуре могут быть один–два заготовительных  цеха (добыча сырья, его обогащение) и один выпускающий — небольшая переработка сырья и отправка потребителям. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 3. Виды структуры

3.1. Производственная

3.1.1. Понятие и краткая характеристика

 

  Производственная  структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия.

   Производственная  структура предприятия отражает характер разделения труда между  отдельными подразделениями, а также  их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Она оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Состав, размеры производственных подразделений, степень их пропорциональности, рациональность размещения на территории предприятия, устойчивость производственных связей влияют на ритмичность производства и равномерность выпуска продукции, определяют издержки производства и, следовательно, уровень чистого дохода предприятия. Поэтому эффективная производственная структура предприятия должна отвечать следующим требованиям:

  • простота производственной структуры (достаточный и ограниченный состав производственных подразделений);
  • отсутствие дублирующих производственных звеньев;
  • обеспечение прямоточности производственного процесса на основе рационального размещения подразделений на заводской территории;
  • пропорциональность мощности цехов, участков, пропускной способности оборудования;
  • стабильные формы специализации и кооперирования цехов и участков;
  • адаптивность, гибкость производственной структуры, то есть ее способность к оперативной перестройке всей организации производственных процессов в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.
  • Различают два типа производственных структур:

Информация о работе Структура предприятия, виды производственной структуры