Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели внутренней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В развитии внутренней торговли проявляются как положительные так и отрицательные тенденции.
Положительные проявления тенденций:
торговля является основным источником поступления денежных средств в государственный бюджет;
быстро сформировалась богатая конкурентная среда;
ликвидирован дефицит потребительских товаров, рынок отличается высокой насыщенностью;

Работа содержит 1 файл

Современные тенденции развития потребительского рынка и основные.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 

  1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели внутренней торговли.

 В развитии  внутренней торговли проявляются  как положительные так и отрицательные  тенденции.

Положительные проявления тенденций:

  1. торговля является основным источником поступления денежных средств в государственный бюджет;
  2. быстро сформировалась богатая конкурентная среда;
  3. ликвидирован дефицит потребительских товаров, рынок отличается высокой насыщенностью;
  4. система распределения полностью заменена отношениями свободной купли продажи.

Негативные  проявления тенденций:

  1. значительный объем теневого оборота;
  2. происходит неоправданный рост цен реализации из-за роста звенности товародвижения;
  3. очень сложная система контроля качества товаров и сертификации товаров;
  4. диспропорции в развитии отдельных звеньев торговых систем;
  5. невысокий уровень концентрации капитала, что приводит к функционированию мелких и средний организаций;
  6. дезорганизация информационной системы, что приводит к усилению рыночной неопределенности.

Вышеназванные тенденции обозначили стратегическую цель  развития   внутренней торговли.

Основная  стратегическая цель внутренней торговли: разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Из этой стратегии  вытекают следующие задачи:

  1. обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;
  2. обеспечение прав граждан на безопасность и качество товара;
  3. формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для отечественных товаропроизводителей, способствующей оптимизации на рынке соотношений отечественных и импортных товаров;
  4. финансовый контроль над товарооборотом, на основе существующего ограничения  для теневого оборота;
  5. восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;
  6. укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;
  7. восстановление единой информационной системы внутренней торговли.

Средствами  решения вышеназванных задач должны стать:

  1. структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев торговой системы;
  2. стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;
  3. совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товара;
  4. формирование национальной модели защиты внутреннего рынка в условиях его интеграции в систему мирового товарооборота.

2.  Инфраструктура торговой деятельности

 В условиях развития рыночных отношений определяются направления развития подотраслей торговли.

 

 а)  Оптовая торговля.

 Ориентация  на 2-х контурную схему организации  оптовой торговли:

1 уровень – крупная оптовая структура общенационального масштаба.

2 уровень – оптовые предприятия регионального масштаба.

Оптовые предприятия 1-го уровня должны иметь своей целью  формирование необходимой структуры  каналов товародвижения для крупных  отечественных производителей продукции, а также создание благоприятных  условий для выхода на российских потребительский рынок, хорошо зарекомендовавший себя зарубежных поставщиков товаров. Целью деятельности  предприятий 2-го уровня является обеспечение товарами региональных товарных рынков.

 б) Розничная торговля

 Общие принципы, определяющие развитие розничной торговли:

  1. универсализация предприятий торговли;
  2. развитие специализированных и узкоспециализированных магазинов в центрах жилой застройки;
  3. формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
  4. организация в центрах жилых зон предприятий с высоким уровнем обслуживания;
  5. формирование системы удобных магазинов расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
  6. выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
  7. формирование автономных зон обслуживания вдоль автомагистралей;
  8. восстановления розничной торговли через автоматы.

 

3. Принципы  и содержание направлений государственного    регулирования торговли.

Вмешательство государства в деятельность торговых предприятий допустимо лишь для  устранения возникающих отрицательных  последствий их деятельности, то есть экономическое регулирование.

Стратегической  целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых возможно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.

 Принципы  государственного регулирования:

  1. Отказ от управления торговым предприятием и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
  2. Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
  3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
  4. Четкое разграничение макро- и микроуровней системы государственного регулирования.

 

1. Сущность  государственного регулирования  деятельности   предприятия.

Под государственным  регулированием понимается комплексная  система мер, осуществляемая государством по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.

Направления воздействия государства на субъекты рыночной экономики:

  1. регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;
  2. регулирование пропорций воспроизводства;
  3. разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее отраслей и направлений;
  4. установление социальных, гуманитарных, экономических норм;
  5. нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги (предметы первой необходимости, коммунальные услуги, основные продукты питания);
  6. введение стандартов качества продукции и услуг;
  7. определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы.

Методы  государственного регулирования рынка:

    1. Правовые методы (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации товаров и услуг, порядок банкротства и т.п.).
    2. Финансово-экономические методы (налоги, льготы, пошлины).
    3. Социальные методы (установление минимальной заработной платы, пенсий, продолжительность рабочего дня).

Все методы государственного регулирования  можно разбить  на 2 группы:

- прямые –  прямое вмешательство государства;

- косвенные  – налоги, финансы, кредиты.

К правовым методам государственного регулирования относится сертификация,  защита прав потребителей и т.п.

Экономические методы регулирования включают прямое и косвенное воздействие. Прямое воздействие государства происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности. Государство сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения обеспечивающих общегосударственные интересы.   Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (на перевозку, на коммунальные услуги), влияние на ценовую политику государства.

 

2. Нормативно-правовые  основы регулирования торговой  деятельности.

В обобщенном виде к задачам государственного нормативно-правового  регулирования относятся:

  • разработка, принятие законодательных актов обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей;
  • ограничение административного вмешательства в работу предприятий;
  • создание свободной конкурентной среды;
  • стимулирование деловой активности;
  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики;
  • борьба с монополистическими тенденциями;
  • соблюдение норм трудового законодательства;
  • регулирование внешнеэкономической деятельности.

В систему регулирующих  нормативных актов входят:

    1. Конституция РФ.
    2. Гражданский кодекс РФ.
    3. Правовые нормы государственного контроля  и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации и сертификации.
    4. Подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства).

Стратегической  целью государства в торговой сфере является: создание необходимых условий для своевременного контроля за потребительским рынком, его экономической безопасностью, что сводится в основном к нормативно-правовому регулированию и обеспечению равенства субъектов торговой деятельности не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

 

3. Система  контролирующих органов.

Контроль за соблюдением торговыми  предприятиями  принятых государством законодательных актов возлагают на:

  1. Министерство экономического развития и торговли.
  2. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.
  3. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
  4. Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержки новых структур.
  5. Государственная служба контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком соблюдения цен, качеством и безопасностью товаров ( департамент государственной торговой инспекции).

 

 

1. Характеристика  оптовой торговли.

  Оптовые предприятия преобразуют  производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном.

Целями развития оптовой торговли являются:

  • создание развитой структуры каналов товародвижения;
  • поддержание необходимой интенсивности товарных потоков;
  • формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.

Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.

Информация о работе Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели внутренней торговли