Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа
Технологическое перевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являются насущными вопросами деятельности белорусских предприятий. Поэтому в условиях ограниченных финансовых и наукоемких ресурсов для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями.
Введение
1. Общая характеристика совместных предприятий
1.1 Понятие и черты совместного предприятия
1.2 Классификация совместных предприятий
1.3 Причины создания совместных предприятий
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных предприятий в Республике Беларусь
2.2 Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
- уменьшение потребности
в капитале и риска по
- значительное повышение
иностранным инвестором своего
имиджа на местном рынке, так
как совместное предприятие
Именно действием этих
причин определяются место и роль
совместного
Таким образом, совместные с
иностранным партнером
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных
предприятий в Республике
Республика Беларусь долгое время развивалась в составе бывшего СССР, что позволяет условно выделить пять исторических этапов становления совместных предприятий, обусловленных особенностями проводимой государственной инвестиционной политики:
Первый - 1921-1925 гг., характеризовавшийся созданием смешанных обществ на территории СССР и СП на территории капиталистических стран;
Второй - 1926-1960 гг. - период «изоляции», в течение которого отсутствовали условия для создания подобных предприятий;
Третий - 1961-1986 гг. - когда СП создавались исключительно за рубежом;
Четвертый - 1987-1991 гг., характеризовавшийся процессом создания СП внутри государства (первоначально на территории бывшего СССР);
Пятый – с 1992 и по настоящее время - период развития СП на территории Республики Беларусь. [8, с. 40]
Естественно, особенности исторических этапов обусловливали и специфику целей и проблем функционирования подобных предприятий, на которые накладывали отпечаток особые политические и экономические условия в стране, чем, в конечном счете, и определялась их эффективность и вклад в развитие национальном экономики.
На протяжении первого
периода довольно активно осуществлялся
процесс привлечения
Говоря о прямых иностранных
инвестициях как основе для создания
СП можно отметить, что за период
с 1921 по 1929 годы в СССР поступило 2670
предложений о вложениях
Второй этап в развитии
совместного
После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами были созданы СП на их территориях, действовавшие до 1955 года. Создание этих предприятий способствовало, в какой-то мере, возобновлению интеграционных процессов с мировым хозяйством и давало возможности СССР использовать уже имеющиеся производственные мощности, так как его собственные были разрушены войной, и требовалось значительное количество материальных и трудовых ресурсов для их восстановления.
Третий этап приходится на период с 1961 по 1986 годы, когда возобновляется процесс создания СП за рубежом. Основными сферами их деятельности являлись лишь сфера торговли и рыбного промысла. Учредителями этих СП были только внешнеторговые объединения, имевшие право выхода на международный рынок.
Нужно отметить, что первоначально
не только СССР, но и все бывшие социалистические
страны создавали СП за рубежом, поскольку
использование подобной формы сотрудничества
способствовало продвижению отечественной
продукции на зарубежные рынки, повышению
эффективности экспортно-
В СССР создание совместных
предприятий на своей территории
началось после принятия постановлений
СМ СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке
создания на территории СССР и деятельности
СП, МО и организаций СССР и других
стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке
создания на территории СССР и деятельности
СП с участием советских организаций
и фирм капиталистических и
В связи с принятием
названных постановлений
В первое время процесс создания СП шел медленно, в основном из-за неподготовленности советской стороны, сложной бюрократической процедуры согласования вопросов создания и функционирования подобных предприятий, несоответствия хозяйственного механизма и связанной с этим осторожностью зарубежных партнеров. Также ограничивало заинтересованность западных партнеров и условие, по которому доля советской стороны должна была составлять не менее 51%, то есть соответствовать контрольному пакету. В результате за 2 года с момента принятия соответствующих постановлений Минфином СССР было зарегистрировано лишь 170 СП. [8, с. 42]
Однако по мере продвижения
экономических реформ в стране, отработки
вопросов функционирования СП и особенно
с тех пор, как 1 апреля 1989 года начали
действовать новые
После принятия в конце 1991г. Закона Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» начался пятый этап в развитии СП, который характеризуются определенными особенностями и проявлением ранее сложившихся тенденций.
2.2 Особенности развития
совместных предприятий на
К совместным предприятиям, создаваемым на территории Республики Беларусь, можно отнести производственные предприятия, торговые фирмы, внедренческие и другие организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность от своего имени, на базе общей собственности и в интересах учредителей совместного предприятия.
Необходимость создания совместных предприятий обосновывается целями, которые ставят перед собой партнеры в процессе создания и функционирования таких предприятий.
Белорусские субъекты хозяйствования преследуют следующие цели:
- привлечение дополнительных
материальных и финансовых
- использование передовой
зарубежной техники и
- повышение
- привлечение передового опыта в управление персоналом, производством;
- увеличение экспорта
и сокращение нерационального
импорта. Мотивация в создании
совместных предприятий у
- освоение новых рынков;
- приобщение к сырьевым ресурсам страны создания СП;
- получение дополнительной прибыли за счет увеличения объемов продаж;
- снижение издержек
- возможные более благоприятные законодательные условия.
Таким образом, можно говорить
о наличии у иностранных
При определенном противоречии
целей белорусских и
Согласно национальному
законодательству, объем иностранных
инвестиций в уставный фонд СП должен
составлять не менее 20.000 долл. США, чтобы
предприятию предоставлялись
Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь иностранными учредителями в счет вклада в уставный фонд, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлинами, если не являются подакцизными и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами СП.
Законодательством предусмотрено, что оценка вкладов, вносимых в неденежной форме, подлежит обязательной экспертизе, проводимой Министерством по управлению госимуществом и приватизации.
Все вопросы, связанные с функционированием предприятия, управлением его хозяйственной и финансовой деятельностью, включая порядок распределения прибыли между учредителями СП, порядок ее использования, определяются в учредительном договоре.
Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16.03.1999 года в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 29 от 17.12.2002 года Согласно пункту 13 указанной редакции Декрета, право регистрирующего органа коммерческих организаций с иностранными инвестициями передано от Министерства иностранных дел облисполкомам.
Налоговое, таможенное и валютное
регулирование СП осуществляется в
соответствии с законодательством
Республики Беларусь. В целях привлечения
иностранного капитала национальное законодательство
предусматривает для совместных
предприятий льготный режим регулирования.
В течение трех лет с момента
получения прибыли эти
Товары, ввозимые в Республике Беларусь в качестве взноса иностранного партнера в уставный фонд, освобождаются от уплаты НДС и пошлин. Работниками СП могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане; трудовые отношения в этих коллективах регулируются действующим в Республики Беларусь законодательством о труде. [10, с. 263-264]
Совместные предприятия
в РБ создаются в форме акционерных
обществ, обществ с ограниченной
ответственностью или в иных организационно-правовых
формах, не противоречащих законодательству.
Акционерное общество (корпорация)
- наиболее распространенная организационная
форма осуществления
Общество с ограниченной ответственностью является корпоративным юридическим лицом, чей капитал ограничен долевым участием. Оно может быть учреждено не менее чем двумя пайщиками. Возможно создание дочерних предприятий (с правом открытия отдельных счетов) или филиалов, а также добровольных объединений предприятий (союзов, концернов и других). Дочернее предприятие создается за счет передачи ему части имущества учредителя. Учредитель не отвечает по обязательствам дочернего предприятия. Филиалы не являются юридическими лицами. Их имущество числится на отдельном балансе, который входит составной частью в баланс юридического лица. [13]
Информация о работе Совместные предприятия в Республике Беларусь