Совместные предприятия: опыт создания и особенности в различных отраслях промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования – показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития в Казахстане.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано определение совместному предприятию;
- разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;
- выявлены причины создания данных предприятий;
- определены этапы становления СП в Казахстане;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Понятие и черты совместного предприятия 5
1.2 Классификация совместных предприятий 6
1.3 Причины создания совместных предприятий 7
1.4 Этапы становления совместных предприятий в Республике Казахстан.....9
2 АНАЛИЗ СП АО «АГРОМАШХОЛДИНГ» 14
2.1 Общая характеристика предприятия 14
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия 17
2.3 Перспективы развития АО «Агромашхолдинг» 19
3 Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике КАЗАХСТАН…………………………….. . 22
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Казахстан и пути их решения……………………………………………………………………………..22
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Казахстан………………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик готовый212.docx

— 89.40 Кб (Скачать)

- уменьшение  потребности в капитале и риска  по сравнению с созданием полностью  иностранного предприятия, если  в стране с высоким риском (например, опасность экспроприации) 100%-ное инвестирование нецелесообразно или не допускается законодательством, например, предписывается принудительное участие местного капитала;

- значительное  повышение иностранным инвестором  своего имиджа на местном рынке,  так как совместное предприятие  получает статус местного по  законодательству данной страны, оно быстрее адаптируется на  этом рынке благодаря заинтересованному  отношению со стороны правительственных  и политических кругов, возможности  влиять на различные сферы  экономической и общественной  жизни, пользоваться привилегиями  в налоговой, банковской и других  сферах, активной работе с покупателями  на рынке.

Именно  действием этих причин определяются место и роль совместного предпринимательства  как наиболее прогрессивной и  комплексной формы долгосрочного  экономического, научно-технического и производственного международного сотрудничества, опирающегося на объединение  капиталов разных стран и дополняющее  традиционные торгово-экономические  отношения.

Таким образом, совместные с иностранным партнером  предприятия позволяют решить вопросы  сокращения времени строительства  новых предприятий, использования  прогрессивной технологии и техники  в производстве, внедрения маркетинговых  и управленческих ноу-хау, выпуска  товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрого выхода на внешние  рынки с конкурентоспособной  продукцией с целью получения  валютных средств, сокращения нерационального  импорта на свободно конвертируемую валюту. Все это способствует повышению эффективности национальной экономики. Создание совместных предприятий - одно из направлений вложения иностранных инвестиций в экономику страны, чем они больше, тем эффективнее национальная экономика, тем лучше условия для ее интегрирования в мировую экономическую систему.

 

1.4 Этапы становления совместных предприятий в Республике Казахстан

 

Республика  Казахстан долгое время развивалась в составе бывшего СССР, что позволяет условно выделить пять исторических этапов становления совместных предприятий, обусловленных особенностями проводимой государственной инвестиционной политики:

Первый - 1921-1925 гг., характеризовавшийся созданием  смешанных обществ на территории СССР и СП на территории капиталистических  стран;

Второй - 1926-1960 гг. - период «изоляции», в течение  которого отсутствовали условия  для создания подобных предприятий;

Третий - 1961-1986 гг. - когда СП создавались  исключительно за рубежом;

Четвертый - 1987-1991 гг., характеризовавшийся процессом  создания СП внутри государства (первоначально  на территории бывшего СССР);

Пятый –  с 1992 и по настоящее время - период развития СП на территории Республики Казахстан.

Естественно, особенности исторических этапов обусловливали  и специфику целей и проблем  функционирования подобных предприятий, на которые накладывали отпечаток  особые политические и экономические  условия в стране, чем, в конечном счете, и определялась их эффективность  и вклад в развитие национальном экономики.

На протяжении первого периода довольно активно  осуществлялся процесс привлечения  иностранного капитала на территорию СССР в целях ускорения хозяйственного развития страны. Предприятия, функционирующие  с его использованием, обеспечивали уже к 1925 году 10% экспортной продукции  и 5% импорта СССР.

Говоря  о прямых иностранных инвестициях  как основе для создания СП можно  отметить, что за период с 1921 по 1929 годы в СССР поступило 2670 предложений  о вложениях иностранного капитала, в то время как реализовано было лишь 172 (6,4%). Общие же вложения иностранного капитала за 20-е - начало 30-х годов 20 века не превысили 200 млн. золотых рублей, то есть в целом не превышали 2% всех капитальных вложений в стране. Для сравнения - ежегодный приток иностранного капитала в дореволюционной России составлял 80 млн. руб. золотом.

Второй  этап в развитии совместного предпринимательства  в СССР характеризовался ослаблением  связей с мировым сообществом  и процессом ликвидации ранее  созданных СП.

После Великой  Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами были созданы СП на их территориях, действовавшие до 1955 года. Создание этих предприятий способствовало, в какой-то мере, возобновлению интеграционных процессов с мировым хозяйством и давало возможности СССР использовать уже имеющиеся производственные мощности, так как его собственные были разрушены войной, и требовалось значительное количество материальных и трудовых ресурсов для их восстановления.

Третий  этап приходится на период с 1961 по 1986 годы, когда возобновляется процесс создания СП за рубежом. Основными сферами  их деятельности являлись лишь сфера  торговли и рыбного промысла. Учредителями этих СП были только внешнеторговые объединения, имевшие право выхода на международный  рынок.

Нужно отметить, что первоначально не только СССР, но и все бывшие социалистические страны создавали СП за рубежом, поскольку  использование подобной формы сотрудничества способствовало продвижению отечественной  продукции на зарубежные рынки, повышению  эффективности экспортно-импортных  операций, использованию опыта иностранных  партнеров.

В СССР создание совместных предприятий на своей  территории началось после принятия постановлений СМ СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности СП, МО и организаций  СССР и других стран-членов СЭВ» и  № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности СП с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся  стран».

В связи  с принятием названных постановлений  наступил четвертый этап в развитии совместного предпринимательства  в СССР.

В первое время процесс создания СП шел  медленно, в основном из-за неподготовленности советской стороны, сложной бюрократической  процедуры согласования вопросов создания и функционирования подобных предприятий, несоответствия хозяйственного механизма  и связанной с этим осторожностью  зарубежных партнеров. Также ограничивало заинтересованность западных партнеров  и условие, по которому доля советской  стороны должна была составлять не менее 51%, то есть соответствовать контрольному пакету. В результате за 2 года с момента  принятия соответствующих постановлений  Минфином СССР было зарегистрировано лишь 170 СП.

Однако  по мере продвижения экономических  реформ в стране, отработки вопросов функционирования СП и особенно с  тех пор, как 1 апреля 1989 года начали действовать новые законодательные  положения о СП, допускавшие увеличение доли иностранного капитала до 99% , число  СП, зарегистрированных Министерством  внешних экономических связей СССР, стало резко возрастать.

После принятия в конце 1990г. Закона Казахской ССР «Об иностранных инвестициях» начался пятый этап в развитии СП, который характеризуются определенными особенностями и проявлением ранее сложившихся тенденций.

Таким образом, с обретением государственного суверенитета, принятием республиканских  законов, поощряющих предпринимательскую  деятельность и облегчающих привлечение  иностранного капитала, создание совместных предприятий идет довольно быстрыми темпами.

При исследовании первого опыта  создания и деятельности совместных предприятий на  территории Республики Казахстан были выявлены многочисленные проблемы, которые со всей очевидностью показали, что Казахстанские организации, – как непосредственные участники  совместных предприятий, так и осуществляющие государственное регулирование  совместного предпринимательства  не готовы к широкому внедрению совместных предприятий в практику хозяйственной  деятельности. Поэтому Казахстан, как  и другие страны СНГ, стоит перед  неотложной проблемой увеличения инвестиций в приоритетные отрасли экономики  с целью их модернизации и внедрения  новейших технологий. Также требуются  немалые инвестиции и для создания инфраструктуры рынка.

Существенный вклад в инвестиции и развитие экономики Казахстана призваны внести совместные предприятия, численность которых продолжает расти. Как известно, одной из целей  создания совместных предприятий в  различных отраслях являются  привлечение  дополнительной современной технологии и оборудования, а соответственно, и финансовых ресурсов, и прогрессивного управленческого опыта.

Совместные предприятия поставляют на экспорт, в основном, сырье, а собственную  продукцию реализуют в основном на внутреннем рынке.

Сегодня прямые инвестиции дают Казахстану минимальные результаты, как в  плане притока капитала, так и  общего воздействия на экономику. Сдерживающим фактором этого процесса стали  неадекватность правовых и организационных структур, непредсказуемый риск и практические трудности в осуществлении предпринимательской  деятельности.

Среди наиболее существенных препятствий  на пути инвестиций в экономику стран  СНГ, в том числе и Казахстана западных бизнесменов и банкиров по-прежнему волнуют проблемы политического, экономического, технологического, информационного  риска, которые по оценкам деловых  кругов, перекрывают ожидаемые выгоды от сотрудничества. Как иностранные, так и отечественные предприниматели  для активизации инвестиционной деятельности выдвигают в качестве непредсказуемых изменений в налоговой политике, неопределенности в разграничении компетенции и полномочий органов центральной и местной власти.

К трудностям организационно - правового  характера они относят: недостаточность  гарантий для долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, отсутствие практики применения финансовых и имущественных залогов, надежность механизмов реализации инвестиционных программ и эффект правового обеспечения, нуждающегося в соблюдении договорных обязательств через ссуды или  арбитраж, высокая степень страхования.

Остаются нерешенными и более  частные проблемы: недостаток инфраструктуры коммерческой и правовой информации, в первую очередь связи. Сталкиваются они и с трудностями в поисках  отечественных квалифицированных  партнеров, способных совместно  с иностранными компаниями реализовать  инвестиционный проект. Существует неадекватность представлений у иностранных  и казахстанских партнеров о  ценности вкладов в создаваемое  совместное предприятие по ведению  бизнеса, показателей финансовой отчетности, что затрудняет проведение сравнительного экономического анализа предлагаемых проектов.

Каждая из перечисленных проблем  по своему отрицательно влияет на масштабы инвестиционных предложений и предлагает разные уровни своего решения. Но ни одна из них не является второстепенной. Западные компании и их представители в Казахстане осознают, что для создания устойчивой рыночной экономики, совершенного торгового права и системы регулирования, обеспечения прав собственности, а также полной конвертируемости национальной валюты требуется время, пока макроэкономическая стабильность будет достигнута. Они верят, что правительство республики предпримет шаги, которые уменьшат степень неопределенности и снизят риск компаний, обеспечат существенный рост торговли.

Мировой опыт доказал, что прямые иностранные  инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими  видами экономической помощи.

Крупнейшим в мире признан контракт между Казахстаном и ведущий  транснациональной компанией «Шеврон» о создании совместного предприятия  «Тенгизшевройл», которое будет действовать 40 лет. Помимо получения «Тенгиз нефтегазом» 50% доходов от совместного предприятия, республика предполагает получить значительные средства за счет средств и платежей. Эти доходы будут расти по мере повышения рентабельности предприятия. В течение срока действия контракта республика намерена получить 80,4% всех доходов, а «Шеврон»-19,6%.

Однако реальная эффективность  от деятельности  совместных предприятий  и кредитных линий в экономике  Казахстана остается незначительной. Из всего объема инвестированного каптала  действуют только 20 млн. долларов. Из них сформулированы уставные фонды 15 реально функционирующих совместных предприятий. Иностранные инвестиции в большинстве своем, как показывает анализ, находятся в стадии договоров о намерениях. А те объекты, которые начали реализовываться через единичные и пока незначительные затраты, внести достаточно заметный вклад в экономику не могут, хотя нельзя сказать, что темпы привлечения иностранного капитала не возрастали. Наиболее активно ищут сферы приложения капиталу компании США, Германии, Турции.

Главный вывод, который вытекает из проведения анализа заключается  в том, что отсутствие четкой концепции  привлечения иностранного капитала в совокупности с нестабильной экономической  обстановкой существенно уменьшают  мотивации иностранных инвесторов к вложению средств  в  Казахстане, развитие взаимовыгодного и долговременного сотрудничества

По мнению руководства западных компаний, инвестиционный климат в  Казахстане в целом благоприятный, но серьезными преградами для дальнейшего  вливания иностранного капитала могут  стать: бюрократические препоны; финансовый риск; недостатки в налоговом и  финансовом режимах Казахстана; недостаточно развитая правовая инфраструктура; валютный контроль.

Несмотря на возможность получения  заманчивой прибыли от инвестиций, неопределенность является преобладающим  фактором, препятствующим притоку инвестиций в Казахстане. Инвесторам требуется  стабильное и надежное политическое окружение.

Казахстан считается привлекательным  рынком по самым базовым причинам делового характера: Республике свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных ресурсов и стратегическое расположение. Потенциальная прибыльность инвестиций является существенной для многих респондентов, которые ожидают получить больше прибыли от инвестиций.

Информация о работе Совместные предприятия: опыт создания и особенности в различных отраслях промышленности