Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 10:36, курсовая работа
Цель моего исследования – показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития в Казахстане.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано определение совместному предприятию;
- разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;
- выявлены причины создания данных предприятий;
- определены этапы становления СП в Казахстане;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Понятие и черты совместного предприятия 5
1.2 Классификация совместных предприятий 6
1.3 Причины создания совместных предприятий 7
1.4 Этапы становления совместных предприятий в Республике Казахстан.....9
2 АНАЛИЗ СП АО «АГРОМАШХОЛДИНГ» 14
2.1 Общая характеристика предприятия 14
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия 17
2.3 Перспективы развития АО «Агромашхолдинг» 19
3 Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике КАЗАХСТАН…………………………….. . 22
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Казахстан и пути их решения……………………………………………………………………………..22
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Казахстан………………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
- уменьшение
потребности в капитале и
- значительное
повышение иностранным
Именно
действием этих причин определяются
место и роль совместного
Таким образом, совместные с иностранным партнером предприятия позволяют решить вопросы сокращения времени строительства новых предприятий, использования прогрессивной технологии и техники в производстве, внедрения маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуска товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрого выхода на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией с целью получения валютных средств, сокращения нерационального импорта на свободно конвертируемую валюту. Все это способствует повышению эффективности национальной экономики. Создание совместных предприятий - одно из направлений вложения иностранных инвестиций в экономику страны, чем они больше, тем эффективнее национальная экономика, тем лучше условия для ее интегрирования в мировую экономическую систему.
1.4 Этапы становления совместных предприятий в Республике Казахстан
Республика Казахстан долгое время развивалась в составе бывшего СССР, что позволяет условно выделить пять исторических этапов становления совместных предприятий, обусловленных особенностями проводимой государственной инвестиционной политики:
Первый - 1921-1925 гг., характеризовавшийся созданием смешанных обществ на территории СССР и СП на территории капиталистических стран;
Второй - 1926-1960 гг. - период «изоляции», в течение которого отсутствовали условия для создания подобных предприятий;
Третий - 1961-1986 гг. - когда СП создавались исключительно за рубежом;
Четвертый - 1987-1991 гг., характеризовавшийся процессом создания СП внутри государства (первоначально на территории бывшего СССР);
Пятый – с 1992 и по настоящее время - период развития СП на территории Республики Казахстан.
Естественно, особенности исторических этапов обусловливали и специфику целей и проблем функционирования подобных предприятий, на которые накладывали отпечаток особые политические и экономические условия в стране, чем, в конечном счете, и определялась их эффективность и вклад в развитие национальном экономики.
На протяжении
первого периода довольно активно
осуществлялся процесс
Говоря о прямых иностранных инвестициях как основе для создания СП можно отметить, что за период с 1921 по 1929 годы в СССР поступило 2670 предложений о вложениях иностранного капитала, в то время как реализовано было лишь 172 (6,4%). Общие же вложения иностранного капитала за 20-е - начало 30-х годов 20 века не превысили 200 млн. золотых рублей, то есть в целом не превышали 2% всех капитальных вложений в стране. Для сравнения - ежегодный приток иностранного капитала в дореволюционной России составлял 80 млн. руб. золотом.
Второй
этап в развитии совместного
После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами были созданы СП на их территориях, действовавшие до 1955 года. Создание этих предприятий способствовало, в какой-то мере, возобновлению интеграционных процессов с мировым хозяйством и давало возможности СССР использовать уже имеющиеся производственные мощности, так как его собственные были разрушены войной, и требовалось значительное количество материальных и трудовых ресурсов для их восстановления.
Третий этап приходится на период с 1961 по 1986 годы, когда возобновляется процесс создания СП за рубежом. Основными сферами их деятельности являлись лишь сфера торговли и рыбного промысла. Учредителями этих СП были только внешнеторговые объединения, имевшие право выхода на международный рынок.
Нужно отметить,
что первоначально не только СССР,
но и все бывшие социалистические
страны создавали СП за рубежом, поскольку
использование подобной формы сотрудничества
способствовало продвижению отечественной
продукции на зарубежные рынки, повышению
эффективности экспортно-
В СССР создание
совместных предприятий на своей
территории началось после принятия
постановлений СМ СССР от 13 января 1987
года № 48 «О порядке создания на территории
СССР и деятельности СП, МО и организаций
СССР и других стран-членов СЭВ» и
№ 49 «О порядке создания на территории
СССР и деятельности СП с участием
советских организаций и фирм
капиталистических и
В связи
с принятием названных
В первое время процесс создания СП шел медленно, в основном из-за неподготовленности советской стороны, сложной бюрократической процедуры согласования вопросов создания и функционирования подобных предприятий, несоответствия хозяйственного механизма и связанной с этим осторожностью зарубежных партнеров. Также ограничивало заинтересованность западных партнеров и условие, по которому доля советской стороны должна была составлять не менее 51%, то есть соответствовать контрольному пакету. В результате за 2 года с момента принятия соответствующих постановлений Минфином СССР было зарегистрировано лишь 170 СП.
Однако
по мере продвижения экономических
реформ в стране, отработки вопросов
функционирования СП и особенно с
тех пор, как 1 апреля 1989 года начали
действовать новые
После принятия в конце 1990г. Закона Казахской ССР «Об иностранных инвестициях» начался пятый этап в развитии СП, который характеризуются определенными особенностями и проявлением ранее сложившихся тенденций.
Таким образом, с обретением государственного суверенитета, принятием республиканских законов, поощряющих предпринимательскую деятельность и облегчающих привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий идет довольно быстрыми темпами.
При исследовании первого опыта
создания и деятельности совместных
предприятий на территории Республики
Казахстан были выявлены многочисленные
проблемы, которые со всей очевидностью
показали, что Казахстанские организации,
– как непосредственные участники
совместных предприятий, так и осуществляющие
государственное регулирование
совместного
Существенный вклад в
Совместные предприятия
Сегодня прямые инвестиции дают Казахстану
минимальные результаты, как в
плане притока капитала, так и
общего воздействия на экономику. Сдерживающим
фактором этого процесса стали неадекватность
правовых и организационных структур,
непредсказуемый риск и практические
трудности в осуществлении
Среди наиболее существенных препятствий
на пути инвестиций в экономику стран
СНГ, в том числе и Казахстана
западных бизнесменов и банкиров
по-прежнему волнуют проблемы политического,
экономического, технологического, информационного
риска, которые по оценкам деловых
кругов, перекрывают ожидаемые выгоды
от сотрудничества. Как иностранные,
так и отечественные
К трудностям организационно - правового характера они относят: недостаточность гарантий для долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, отсутствие практики применения финансовых и имущественных залогов, надежность механизмов реализации инвестиционных программ и эффект правового обеспечения, нуждающегося в соблюдении договорных обязательств через ссуды или арбитраж, высокая степень страхования.
Остаются нерешенными и более
частные проблемы: недостаток инфраструктуры
коммерческой и правовой информации,
в первую очередь связи. Сталкиваются
они и с трудностями в поисках
отечественных
Каждая из перечисленных проблем по своему отрицательно влияет на масштабы инвестиционных предложений и предлагает разные уровни своего решения. Но ни одна из них не является второстепенной. Западные компании и их представители в Казахстане осознают, что для создания устойчивой рыночной экономики, совершенного торгового права и системы регулирования, обеспечения прав собственности, а также полной конвертируемости национальной валюты требуется время, пока макроэкономическая стабильность будет достигнута. Они верят, что правительство республики предпримет шаги, которые уменьшат степень неопределенности и снизят риск компаний, обеспечат существенный рост торговли.
Мировой опыт доказал, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами экономической помощи.
Крупнейшим в мире признан контракт
между Казахстаном и ведущий
транснациональной компанией «
Однако реальная эффективность
от деятельности совместных предприятий
и кредитных линий в экономике
Казахстана остается незначительной.
Из всего объема инвестированного каптала
действуют только 20 млн. долларов. Из
них сформулированы уставные фонды
15 реально функционирующих
Главный вывод, который вытекает из
проведения анализа заключается
в том, что отсутствие четкой концепции
привлечения иностранного капитала
в совокупности с нестабильной экономической
обстановкой существенно
По мнению руководства западных компаний, инвестиционный климат в Казахстане в целом благоприятный, но серьезными преградами для дальнейшего вливания иностранного капитала могут стать: бюрократические препоны; финансовый риск; недостатки в налоговом и финансовом режимах Казахстана; недостаточно развитая правовая инфраструктура; валютный контроль.
Несмотря на возможность получения заманчивой прибыли от инвестиций, неопределенность является преобладающим фактором, препятствующим притоку инвестиций в Казахстане. Инвесторам требуется стабильное и надежное политическое окружение.
Казахстан считается привлекательным рынком по самым базовым причинам делового характера: Республике свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных ресурсов и стратегическое расположение. Потенциальная прибыльность инвестиций является существенной для многих респондентов, которые ожидают получить больше прибыли от инвестиций.