Совместные и иностранные предприятия в Республике Беларусь : современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Создание совместного или иностранного предприятия – ответственный шаг, требующий значительных материальных средств.
В данной данном проекте будут рассмотрены практические вопросы, связанные с созданием в Беларуси иностранного или совместного предприятия и укажу на отличия иностранных и совместных предприятий от отечественных.

Содержание

Введение 3

1.1. Общая характеристика совместных и иностранных
Предприятий 4
1.2 Современное состояние современных и иностранных
предприятий в Республике Беларусь 7
1.3. Проблемы и перспективы развития совместных и
Иностранных предприятий в Республике Беларусь 9
2. Расчеты показателей производственно-хозяйственной
деятельности предприятия 19
2.1 Составление сметы затрат на производство и
реализации продукции 19
2.2 Составление калькуляции себестоимости 20
2.3 Расчет прибыли 25
2.4 Капитальные вложения в развитие производства 27
2.5 Снижение себестоимости 28
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

теория курсач экономика.docx

— 90.48 Кб (Скачать)

     Совместные  предприятия могут существенно  различаться по свободе иностранного партнера в реализации своих целей. Речь идет не только об обязательном участии  партнера из принимающей страны, но и о возможностях сбыта продукции, валютно-финансовых проблемах, правилах пребывания и принятия на работу иностранных  сотрудников, взаимоотношениях между  субъектами хозяйствования, особенностях управления. 
 

            Понятия и черты иностранного предприятия 

     Иностранное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия с местонахождением в республике Беларусь, созданного как субъект права согласно законодательству иностранного государства, имущество которого полностью находится в собственности иностранных граждан, юридических лиц или государства. Определение иностранное (иностранная собственность) означает, что предприятие подчиняется разным юрисдикциям. Порядок создания и внутренней деятельности иностранного предприятия регулируется законодательством страны, которой оно принадлежит. Законодательство РБ не регулирует этих отношений. Вместе с тем условия регистрации и деятельности иностранного предприятия в РБ регулируются белорусским законодательством, т.е. на иностранные предприятия вообще распространяется национальный правовой режим хозяйственной деятельности. Кроме форм и видов законодатель применяет для классификации предприятий понятия категории.

     Совместные  и иностранные компании по некоторым  показателям вносят существенный вклад  в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами  до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в городе Минске, Минской и Брестской областях.

     Система льгот и преференций

     Преимущество  такой организации хозяйственной  деятельности для зарубежного партнера состоит в получении дополнительных преференций.

     К основным из них относятся:

     1. Освобождение в течение трех  лет от уплаты налога на  прибыль от производственной  деятельности. В случае если такие  организации производят особо  важную для республики продукцию,  ставка налога на прибыль уменьшается  на 50% еще на срок до трех  лет.

     2. Освобождение от уплаты таможенной  пошлины и налога на добавленную  стоимость при ввозе на территорию  республики основных средств,  предназначенных для формирования  уставного фонда.

     3. Безлицензионные экспорт продукции  собственного производства и  импорт продукции для собственного  производства.

     4. Свободное распоряжение полученной  выручкой в иностранной валюте  от экспорта продукции собственного  производства после уплаты налогов  и других обязательных платежей.

     5. Свобода при выборе поставщиков  товаров и установлении цен  на продукцию собственного производства.

     6. Сохранение правового режима  в течение 5 лет с момента  государственной регистрации организации  с иностранными инвестициями  вне зависимости от изменений  в законодательстве Республики  Беларусь. 
 

     1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  СОВМЕСТНЫХ И ИНОСТРАННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 

Сегодня Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности.

Важными из них  являются растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры. Вместе с этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и ряд преференций в свободных  экономических зонах, малых и  средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

Для работы иностранного инвестора на территории республики  создана законодательная база, основным нормативным документом которой  является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. В настоящее время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.

В 2010-2011 гг. продолжен  последовательный процесс совершенствования  нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения  иностранных инвестиций в экономику  республики для её модернизации.

Реформирование  ведется при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций  – Всемирного банка, Международной  финансовой корпорации, Конференции  Организации Объединенных Наций  по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В целях совершенствования  условий инвестиционной деятельности, осуществляемой посредством заключения инвестиционных договоров, и устранения проблемных вопросов, выявленных в  ходе практического применения Декрета  Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 “О создании дополнительных условий  для инвестиционной деятельности в  Республике Беларусь”, предоставляющего дополнительные преференции и гарантии защиты капитала, подготовлены дополнения и изменения, в части расширения преференций инвесторам.

Принятие его  предоставит инвесторам дополнительные льготы и преференции в рамках либерализации инвестиционного  законодательства и позволит увеличить  приток капитала, в том числе и  иностранного, в экономику республики.

Одним из «шагов»  навстречу как  белорусским, так и иностранным инвесторам является принятие 31 декабря 2010 года Директивы Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» .

В целях её реализации на заседании Президиума Совета Министров  Республики Беларусь утвержден План мероприятий, разработанный совместно  с белорусскими деловыми ассоциациями. План включает около 140 мероприятий, в  той или иной степени затрагивающих  все девять пунктов Директивы  № 4, из которых 90 % нормативно-правовых актов будут  приняты уже в первом полугодии 2011 года. Следует отметить, что данный перечень далеко не закрыт. Бизнес - ассоциации предпринимателей могут вносить конкретные предложения еще в течение ближайшего месяца – до 4 апреля 2011 года. Далее Правительство займется законотворческой деятельностью.

Одним из основных направлений деятельности Правительства  на 2011 год является разработка Стратегии  привлечения прямых иностранных  инвестиций в Республику Беларусь. Акцент в ней, прежде всего, будет  сделан на проработку тех элементов  инвестиционного климата, по которым  республика, по мнению международных  организаций, ухудшила свои позиции.

В Стратегии  будет представлен анализ конкурентного  положения ведущих отраслей, потенциально привлекательных для инвестирования, проведен анализ каждой отрасли в  разрезе текущего состояния ведущих  предприятий и перспектив развития. В рамках принятых приоритетов развития экономики страны будут разработаны  карты кластеров по приоритетным направлениям, в которых мы хотим  видеть присутствие иностранного капитала. Сформированные таким образом списки инициатив лягут в основу разработки Стратегии.

Результатом ее разработки и реализации станет четкое определение условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие соответствующей инфраструктуры, которая  на высоком профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных  и существующих инвесторов.

В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых  заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Такой статус уже предоставлен 11 компаниям. 
 

     1.3. Проблемы и перспективы  развития совместных  И ИНОСТРАННЫХ  предприятий в  Республике Беларусь

     Проблемы  СП и ИП

     Проблемы  привлечения иностранного капитала:  
1. Нестабильность и неопределенность законодательства, и регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур;  
2. Отсутствие юридической четкости в вопросах собственности, ее структуры и правового статуса, что порождает споры между представителями власти и иностранными инвесторами;  
3. Финансовая и экономическая нестабильность, осложняемая кризисом неплатежей, значительным бюджетным дефицитом; 
4. Острая нехватка различной информации, необходимой иностранным инвесторам, для развертывания операций в Беларуси;  
5. Низкое качество инвестиционных проектов и экономических оценок.  
Основными формами привлечения иностранных инвестиций в РБ являются:  
1. Создание совместных и иностранных предприятий;  
2. Привлечение иностранных кредитов.  
ИК ввел практически новую форму инвестиционной деятельности – концессия. Концессия - разрешение правительства инвестору временно эксплуатировать на возмездной основе принадлежащие государству ресурсы, промышленные предприятия, их части и др. (строить или эксплуатировать электростанции и т.д) Это по существу долгосрочная аренда объектов. Концессия осуществляется на основе концессионного договора. Стороны: РБ в лице Правительства РБ или уполномоченного им республиканского органа государственного управления и национальные или иностранные инвесторы (концессионеры).Концессионерами могут стать частные инвесторы, а также ЮЛ РБ, в УФ которых доля государственной собственности не превышает 25%. Концессионер определяется посредством проведения конкурса, аукционов. Заключение концессионнного договора без проведения конкурса допускается лишь в следующих 2 случаях: 1) когда поступила 1 заявка; 2) по решению Президента РБ, когда в целях государственной безопасности требуется заключ-ие концессионного договора путем проведения прямых перегворов с определенным инвестором. В зависимости от полноты права собственности на производимую продукцию возможно использование 3-х видов концессионного договора:  
1. Полный КД - за концессионером сохраняется право собственности на всю производимую продукцию, при этом концессионер уплачивает платежи за право пользования объектом еонцессии, а также уплачивает в бюджет все налоги и другие обязательные длатежи.  
2. Концессионный договор о разделе продукции – вся производимая продукция делится между концессионером и РБ в порядке и размерах, предусмотренных в договоре.  
3. Концессионный договор об оказании услуг – право собственности на производимую продукцию передается РБ. Концессионер же за оказываемые услуги получает вознаграждение .  
Концессия представляет собой перспективную форму долгосрочного финансирования объектов государственной собственности.  
Для наращивания, увеличения объемов инвестиций в реальный сектор экономики ИК предусмотрел использование нового инструмента – инвестиционный договор. ИД – договор между РБ в лице правительства или уполномоченного им республиканского органа государственного управления и инвесторами, определяющий порядок осуществления инвестиционных проектов, имеющих важное значение для страны. ИД заключается в целях оказания государственной подддержки тем инвесторам, которые реализуют инвестиционные проекты по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях. При этом вклад инвесторов в такой проект должен составлять не менее 5 млн $. Обяз условия инвестиционного договора: срок действия ИД; объект и объем инвестиционной деятельности; права и обязанности инвестора; обязательства по выдаче инвестору док-ов, необходимых для реализации инвестиционного проекта; ответственность сторон за несоблюдение условий ИД; порядок и организация рассмотрения споров (включая м\н арбитраж для ин инв-ра).
 

         Проблемы  совместных предприятий  в Республике

             Беларусь  и пути их решения сотрудничество

     Практика  функционирования совместных предприятий  показывает, что в процессе их деятельности возникает ряд проблем, вызванных  различными причинами. Основными из них могут быть существенные различия партнеров по уровню развития производственного  потенциала и определяемые ими возможности  в принятии решений. Так одни из партнеров  может отставать от другого в  области ноу-хау, маркетинга, профессиональной подготовки кадров. Вследствие этого  партнеры не всегда соответствуют друг другу по телеустановкам в отношении использования доходов и инвестиций, реализации готовой продукции.

     Законы  отдельных стран жестко регулируют использование иностранных инвестиций, что определяет доминирование местного партнера в управлении. Различия идеологического  и национального характера воздействуют на экономический менталитет, опыт принятия решений, целеустановки, стиль  руководства, управленческое поведение  и другое.

     Во  многих странах допуск иностранных  инвесторов для создания СП регулируется особым законодательством, затрудняющим реализацию ими своих стратегий  и увеличивающих затраты капитала. Это касается и ограничения делового пространства в части сбыта продукции, перевода валюты и доходов за рубеж, управления предприятием и персоналом, финансовых и особенно инвестиционных решений и так далее.

       Учитывая эти проблемы, в каждом  конкретном случае решению о  создании СП должно предшествовать  тщательное маркетинговое исследование  зарубежного рынка. 

     В настоящее время в Республике Беларусь наиболее значимыми проблемами выступают отсутствие в необходимых  объемах инвестиций в реальный сектор и несоответствие структуры вложений потребностям экономики страны (опережающие  темпы роста капиталовложений в  жилищное строительство по сравнению  с вложениями в производственные объекты). Вместе с тем, как свидетельствует  зарубежный опыт, без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики  экономический рост практически  невозможен (не менее 1/3 ВВП должно идти через сбережения и инвестиции). [6, с. 60]

     Следует отметить, что незначительные объемы и их низкая эффективность сказываются  на углублении технологического отставания в различных отраслях промышленности, прежде всего наукоемких. Вместе с  тем результативное инвестирование может и должно рассматриваться  как необходимое условие занятия  Беларусью достойного места в  мировом разделении труда. Выход  на мировые рынки возможен только с высококачественной, наукоемкой продукцией.

Информация о работе Совместные и иностранные предприятия в Республике Беларусь : современное состояние и перспективы развития