Совершенствование управления дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всесторонний анализ вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.

Задачи исследования:

-исследовать экономическую сущность и виды дебиторской задолженности;

-проанализировать сущность и задачи политики управления дебиторской задолженностью;

-рассмотреть анализ дебиторской задолженности, как основу выработки управленческих решений на примере общества с ограниченной ответственностью «ДОН» (далее - ООО «ДОН»);

- совершенствовать методы управления дебиторской задолженностью на предприятии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы дебиторской задолженности на предприятии………………………………………………………………………….5

Сущность и классификация дебиторской задолженности…………………5
Содержание, цели и задачи политики управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….….9
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности общества с ограниченной ответственностью «ДОН»………………………………………………………….12

2.1. Задачи анализа дебиторской задолженности……………………..……….12

2.2. Анализ состава и структуры дебиторской задолженности общества с ограниченной ответственностью «ДОН»………………………………...……….15

2.3. Анализ показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности общества с ограниченной ответственностью «ДОН»……………………………17

Глава 3. Совершенствование управления дебиторской задолженности……23

3.1. Выводы и предложения по улучшению состояния расчетов……………..23

3.2. Рефинансирование дебиторской задолженности как один из методов совершенствования управления дебиторской задолженностью………………...24

Заключение………………………………………………………………………….29

Литература…………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

1 и 2 Главы Курсовой.doc

— 313.50 Кб (Скачать)
 

      Наиболее  распространенной в отечественной  учетной практике является классификация  дебиторской задолженности по элементам. Охарактеризуем каждый из них:

      - задолженность покупателей и  заказчиков обусловлена их задолженностью за отгруженные товары и выполненные работы;

      - векселя к получению - задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары и выполненные работы, оформленная товарными векселями;

      - авансы выданные - задолженность  по выданным авансам в счет  предстоящих поставок продукции или выполнения работ;

      - задолженность зависимых и дочерних  обществ;

      - прочие дебиторы - задолженность  подотчетным лицам, по налогам и сборам, по ссудам работникам и др.

      Таким образом, существуют различные классификационные признаки, по которым различается дебиторская задолженность.  
 

1.2. Содержание, цель и задачи политики  управления дебиторской задолженностью

      Дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.

      Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой  ликвидности фирмы, так как чем  меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности.

      Соответственно  задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны  или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

      При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках  финансового менеджера имеются  управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие  решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.

      Вторая  группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.

      Переменные  первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного  обращения и на долю «плохих» долгов.

      Переменные  второй группы также могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. В политике по возврату средств надо искать оптимум. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.

      Таким образом, политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

      В целях эффективного управления  дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

      Управление  дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления:

      Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ дебиторской задолженности общества с ограниченной ответственностью «ДОН»

2.1.   Задачи анализа дебиторской задолженности

      Основными задачами анализа дебиторской задолженности  являются: проверка реальности и юридической  обоснованности, числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности; проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины; проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления; проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам; разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

      Приступая к анализу нужно проверить, прежде всего, расчеты с дебиторами, выяснить, правильно ли отражена дебиторская  задолженность в балансе. Остатки её на начало, и конец года показываются как в разделе I «Долгосрочные активы», так и разделе II «Текущие активы». В I разделе показывается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а во II разделе – платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев. При анализе по I разделу необходимо обратить внимание на своевременное взыскание сумм и на задолженность, по которой истек срок исковой давности.

      Анализ  состояния дебиторской задолженности  следует начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов с дебиторами. Анализ расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками предприятия и другими дебиторами осуществляется в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Устанавливаются причины и виновники образования дебиторской задолженности, давность её возникновения, реальность получения (т.е. имеются ли акты сверки расчетов либо письма, в которых дебиторы признают свою задолженность); не пропущены ли сроки исковой давности (3 года), какие меры принимаются для взыскания задолженности. Организуются и проводятся встречные проверки в торговых и снабженческих организациях.

      В ходе анализа проверяются все  акты инвентаризации. В акте следует проанализировать наименование проверенных счетов и суммы дебиторской задолженности, безнадежных долгов, дебиторскую задолженность, по которой истекли сроки исковой давности.

      Чаще  всего в хозяйственной деятельности предприятия встречаются расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. При анализе этой дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на следующее: имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления; правильно ли получены суммы за отгруженные товароматериальные ценности; правильно ли списана дебиторская задолженность на себестоимость продукции (работ, услуг) и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

      Особое  внимание при анализе должно быть обращено на правильность отражения операций при оплате векселями. При расчетах векселями могут применяться простые и переводные векселя. При анализе необходимо проверить правильность учета векселей по видам, предприятиям – плательщикам, срокам наступления платежа, обоснованность оформления ссуд векселями, законность списания на внереализационные убытки векселей, задолженность, по которой оказалась безнадежной к получению или по которым просрочены сроки исковой давности.

      Затем проводится анализ прочей дебиторской задолженности. Остатки на начало и на конец года по этой статье должны соответствовать остаткам подраздела 33 бухгалтерского баланса. Нужно проанализировать правильность отражения хозяйственных операций на этих счетах, показанных в журнале-ордере № 8, и обобщенных ежемесячными итогами в Главной книге.

      Особое  внимание при анализе нужно обратить на правильность отражения хозяйственных  операций на счете 78/2 «Задолженность работников и других лиц».

      Сначала проводится сплошная проверка авансовых  отчетов и приложенных к ним документов, анализируются записи в накопительных ведомостях и данные авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Выясняется, кому выданы авансы.

      Следующим этапом анализа должен быть анализ по возмещению материального ущерба, прежде всего, нужно проанализировать расчеты по недостачам и хищениям и установить соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач и потерь, как обеспечивается их взыскание и т.д. Особенно следует уделить внимание изучению факторов списания недостач и потерь на затраты на производство или на результаты деятельности предприятия.

      Далее анализируется правильность ведения  расчетов с работниками предприятия  по предоставленным им займам, за товары, проданные в кредит, и прочим операциям.

      Затем анализируются данные счета, на котором отражаются арендные обязательства к поступлению. Излишне перечисленные суммы в бюджет и внебюджетные организации; суммы претензий, предъявленных поставщиком, транспортным организациям и иным юридическим лицам за обнаруженные несоответствия, недостачи товароматериальных запасов сверх норм естественной убыли, штрафы, пени, неустойки, а также суммы превышения стоимости реализации собственных акций над номинальной стоимостью.

      Особое  внимание должно быть уделено анализу расчетов по претензиям. Анализ правильности и своевременности оформления материалов по претензиям  о недостачах и хищениях имеет очень большое значение, так как практика показывает, что неправильное или с нарушением сроков оформление материалов делается иногда сознательно с целью не допустить к привлечению виновных к материальной ответственности.

      При анализе прочей дебиторской задолженности  важно проверить: наличие задолженности  работников предприятия за пользование  инвентарем; отпущенные без предварительной  оплаты материальные ценности, несданную спецодежду и т.д.

      Следующий этап анализа дебиторской задолженности, это анализ задолженности по статье «Авансы выданные». При анализе  расчетных операций по авансам нужно, прежде всего, установить реальность числящейся задолженности по указанному счету. Объектом анализа здесь служит не только бухгалтерские записи, но и заключенные договора с поставщиками и подрядчиками. Особое внимание нужно уделить на сомнительную задолженность по авансам с точки зрения причин её возникновения и виновных лиц. Реальной считается задолженность в случае, если она подтверждена заинтересованными сторонами актами сверки взаимных расчетов.  
 

2.2. Анализ  состава и структуры дебиторской  задолженности общества с ограниченной ответственностью «ДОН»

      Установив достоверность дебиторской задолженности, проанализировав данные, отраженные в третьем разделе баланса предприятия, нужно проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности, дать оценку с точки зрения её реальной стоимости, распределить дебиторскую задолженность по срокам образования, определить качество и ликвидность этой задолженности.

      Имеются следующие данные о составе и  структуре дебиторской задолженности ООО «ДОН» за 1 квартал 2010 года (табл.2., Приложение 1)

      Таблица 2

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности 1 кв. 2010 г

Состав  дебиторской задолженности На начало периода На конец  периода Изменение
Сумма % Сумма % Сумма %
1 2 3 4 5 6 7
счет к получению 780 60,23 744 46,68 -36 -13,56
векселя полученные - - 40 2,51 40 2,51
прочая дебиторская задолженность 390 30,12 810 50,82 420 20,70

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженности