Автор: a*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:54, реферат
Информационной базой данного реферата являются материалы межрегионального форума «Социальное партнерство в подготовке кадров рабочих и специалистов для горнодобывающего комплекса страны», обзоры социально-экономического развития отраслей промышленности, а также издания, посвященные проблемам среднего профессионального образования (авторы Кузьмицкая А.Н., Никулина И.А., Кожевникова С.В., Олейникова О.Н.).
Введение 3
Основная часть 5
Проблематика социального партнерства в контексте профессиональной подготовки кадров 5
Подготовка кадров на примере Забайкальского горного колледжа 6
Заключение 16
Список литературы 17
Для оценки качества подготовки специалистов используется обязательное получение отзывов и характеристик на выпускников после первого года отработки на предприятиях. Отзывы потребителей: горнодобывающий, горноперерабатывающих предприятий, учреждений различного профиля и ведомственной принадлежности свидетельствуют о хорошем уровне подготовки специалистов в колледже. Рекламации на выпускников колледжа никогда не поступали.
Разработка
рекомендаций по организации взаимодействия
субъектов социального
Расширенный отчет председателей ГАК дает характеристику качеству подготовки специалистов в колледже, а также высказываются предложения и рекомендации по улучшению подготовки конкурентноспособных выпускников.
Образовательное учреждение учитывает потребности работодателей, так в 2002 году осуществлен первый прием студентов на специальность Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых по заявкам Геолкома и других геологоразведочных предприятий региона. По 10 специальностям по рекомендациям руководителей горнодобывающий и горноперерабатывающих предприятий введены специализации по переработке рудных, угольных и россыпных месторождений. Это позволяет студентам колледжа более реально изучать технологию горных предприятий региона.
Согласно приказу Министерства образования в колледже открыт экстернат по 5 специальностям. В 2004/2005 учебном году эта форма обучения получила большое развитие, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Для использования таких новых технологий в организации обучения колледж создал представительства в таких горнорудных посёлках как: Жирекен (89 чел.), Харанор (24 чел.), Северомуйск (52 чел.) для проведения преподавателями консультационных занятий. Получено разрешение КОПОН и МП об открытии представительств ЗабГК на территории Каларского района п. Новая Чара (102 чел.) Читинской области; в Республике Саха - Якутия г. Нерюнгри. В п. Новая Чара колледж планирует поэтапно последующий перевод представительства в филиал. Образовательную деятельность колледж предполагает осуществлять в тесном взаимодействии с администрацией Каларского района, центром занятости населения, образовательными учреждениями, библиотеками, предприятиями горной промышленности (компания «Союзметаллресурс», ОАО ГМП «Забайкалстальинвест» и т.д.) и другими заинтересованными сторонами.
В связи с возрождением горной промышленности Забайкалья на горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятиях возникла большая потребность в квалифицированных кадрах, поэтому в г. Краснокаменске с целью подготовки специалистов для Приаргунского производственного горно-химического объединения по переработке урановых руд и для Уртуйского угольного разреза в 2003 г. был открыт филиал колледжа по трём специальностям. Заочная форма обучения в настоящее время является практически незаменимым и эффективным способом подготовки специалистов без отрыва от производства.
В колледже за последние три года широкое развитие получила форма заочного обучения – экстернат. Для получения среднего профессионального образования потребителями образовательных услуг, находящимися в отдаленных поселках Читинской области и в силу различных обстоятельств, испытывающих трудности с выездом к месту обучения. В учебном заведении открыт новый вид заочной формы – дистанционное обучение по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), для чего в Иркутском региональном центре открытого дистанционного образования осуществлена подготовка двух тьютеров по двухгодичной программе обучения.
Следует отметить, что в той или иной мере учебные заведения профессионального образования сохранили партнерские связи с предприятиями, которые в рамках советской системы являлись для них так называемыми базовыми предприятиями-шефами и обеспечивали студентов местами для прохождения производственной практики, предоставляли трудоустройство выпускникам, а также оказывали учебным заведениям материальную помощь в оснащении производственных мастерских, оборудовании кабинетов и т. д. Однако большинство крупных государственных промышленных предприятий последние десять лет находилось в состоянии кризиса и только сейчас начинает восстанавливать свой потенциал (да и то не в полной мере), ряд предприятий было вообще закрыто, а большинство сменило форму собственности. Одновременно возникло довольно большое количество малых и средних предприятий, особенно в сфере сервиса, которые нуждаются в квалифицированных кадрах. Да и на «старых» предприятиях ощущается необходимость как в новых квалифицированных работниках, так и в повышении квалификации старых кадров. Помимо этого продолжает оставаться сравнительно высоким уровень безработицы, понизить который может только систематическое обучение (переподготовка или повышение квалификации) безработных граждан.
Для реализации указанных видов деятельности в Забайкальском горном колледже создано соответствующее структурное подразделение - Инновационный учебный научно-производственный центр.
В настоящее время инновационный центр выполняет подготовку рабочих кадров по 58 профессиям, специалистов на право руководства горными и взрывными работами для горнодобывающей промышленности Читинской области, Республики Бурятия, Амурской области и Республики Саха (Якутия).
Численность слушателей, прошедших повышение квалификации и переподготовку (в том числе по договорам с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Читинской области) следующая: 2003 г. – 134 чел; 2004 г. – 133 чел; 2005 г. – 137 чел.
Участие
работодателей региона в
В этой связи для улучшения ситуации первоочередным шагом является оказание помощи учебным заведениям в развитии социального партнерства. Конкретным механизмом решения данной задачи служит обучение директоров учебных заведений проведению анализа потребности в умениях и, частично, анализа рынка труда для формирования представления о востребованности на нем конкретных специалистов.
Как следует из вышеизложенного, ответственность за реформирование и обновление образовательной политики, законодательной базы и системы профессионального образования и обучения в ответ на меняющийся спрос на рынке труда, лежит на государстве и социальных партнерах.
Государство в силу своей роли должно обеспечить эффективное и устойчивое развитие системы обучения и подготовки кадров в ситуации бюджетных ограничений, а предприятия должны постоянно заботиться о поддержании своей конкурентоспособности, неотъемлемым фактором которой являются адекватно подготовленные работники.
При этом краткосрочные цели предприятий не всегда стимулируют их желание инвестировать в образование, особенно при превышении предложения над спросом на рынке специалистов со средним профессиональным образованием, однако они вынуждены признать необходимость таких инвестиций с точки зрения долгосрочной перспективы, что, впрочем, не всегда побуждает их к конкретным действиям в плане организации и предоставления обучения.
Несмотря
на это в настоящее время
В странах с развитым социальным диалогом и эффективными структурами социальных партнеров к классическим субъектам социального партнерства добавляются еще семьи (где есть молодые граждане, только вступающие на рынок труда), местное сообщество, а также различные негосударственные организации.
Представляет интерес с точки зрения целей, задач и функций отраслевых структур социального партнерства опыт Великобритании. Центральную роль в системе профессионального обучения играют местные Советы по обучению и предприятиям (СОП), возглавляемые работодателями. Советы являются частными некоммерческими компаниями и представляют интересы как крупного, так и малого бизнеса, а также широкий круг интересов местного сообщества.
Советы по обучению и предприятиям представляют собой орган взаимодействия социальных партнеров, поскольку объединяют интересы промышленности и сферы образования в приложении к конкретной местной ситуации на рынке труда3.
Реализуемая модель социального партнерства Забайкальского горного колледжа позволила мне сформировать многоуровневую систему критериев качества подготовки будущего специалиста.
Критерии первого уровня (уровень руководителя):
Критерии второго уровня (уровень образовательного процесса):
Критерии третьего уровня (уровень выпускника колледжа):
Выявление указанных критериев позволяет обосновывать результативность обучения (и последующего трудоустройства) как функцию тесных связей с партнерами, т.е. результаты обучения обусловлены спецификой деятельности колледжа на основе социального партнерства.
Список литературы: