Автор: a*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:54, реферат
Информационной базой данного реферата являются материалы межрегионального форума «Социальное партнерство в подготовке кадров рабочих и специалистов для горнодобывающего комплекса страны», обзоры социально-экономического развития отраслей промышленности, а также издания, посвященные проблемам среднего профессионального образования (авторы Кузьмицкая А.Н., Никулина И.А., Кожевникова С.В., Олейникова О.Н.).
Введение 3
Основная часть 5
Проблематика социального партнерства в контексте профессиональной подготовки кадров 5
Подготовка кадров на примере Забайкальского горного колледжа 6
Заключение 16
Список литературы 17
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА
НАПРАВЛЕНИЕ:
МЕНЕДЖМЕНТ
РЕФЕРАТ на тему:
«Социальное
партнерство в сфере
профессиональной подготовки
и обеспечения кадрами
отраслей экономики»
Дисциплина:
Социальное партнерство
Студент:
Филиппова Светлана
Страна:
Республика Беларусь
Группа:
ЭУМ-504а
Преподаватель
к.пс.н.,Гончаров
А.И.
Заведующий кафедрой менеджмента
к.э.н.,
Хожемпо В.В.
Москва 2011
Оглавление
Современные
условия деятельности предприятий
характеризуются постоянно
Несмотря на то что работодатели сегодня удовлетворены объемом базовых знаний, которые вчерашние выпускники получают в вузе, гораздо меньше они довольны специальными знаниями молодых специалистов, которые зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства.
Стандартные методы обучения не позволяют в должной мере решить проблему подготовки молодых специалистов - персонал все равно приходится переподготавливать на местах, преобразовывать теоретические представления в практические навыки и технологии. Обучение, повышение квалификации вчерашних выпускников и сотрудников вообще ощущается сегодня работодателями как стратегически важная задача; многие компании говорят о наличии у них масштабных программ в этой области1.
В связи с этим основной целью, которая будет рассмотрена в данном реферате, является изучение проблемы подготовки профессиональных кадров в отраслях промышленности (акцент будет сделан на горнодобывающую отрасль) в контексте социального партнерства; задачами работы являются определение того, как именно ВУЗы, работодатели и профсоюзы помогают молодым специалистам адаптироваться к рабочим будням и повысить свой профессионализм.
Информационной базой данного реферата являются материалы межрегионального форума «Социальное партнерство в подготовке кадров рабочих и специалистов для горнодобывающего комплекса страны», обзоры социально-экономического развития отраслей промышленности, а также издания, посвященные проблемам среднего профессионального образования (авторы Кузьмицкая А.Н., Никулина И.А., Кожевникова С.В., Олейникова О.Н.).
Неоформленность
социального партнерства в
Основной способ осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам представляющим взаимный интерес. Более подробно этот диалог будет рассмотрен в контексте Забайкальского горного колледжа, где взаимный интерес социальных партнеров – это непрерывное профессиональное образование и обучение (НПОО), подготовка конкурентноспособных специалистов, востребованных на региональном рынке труда за счет интеграционных процессов образования с наукой и работодателями.
Основными субъектами социального партнерства в сфере профессионального образования являются: Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и их органы на местах, службы по вопросам занятости, работодатели, органы исполнительной власти, ОУ (школы, НПО, СПО, ВПО), общественные институты.
К основным целям социального партнерства в сфере профессионального образования относится: реализация государственной политики в области профессионального образования и подготовки кадров; обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики; быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки кадров к изменениям на рынке труда; обеспечение рабочими местами безработного и незанятого населения; повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентноспособности специалистов ОУ.
Для реализации этих целей представляется целесообразным участие социальных партнеров в: определении квалификационных требований; разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций; управлении учебными заведениями (участие в Попечительских советах); организации производственного обучения и стажировок, профориентационной работе; разработке новых инструментов и методик анализа рынка труда; совершенствовании нормативно-правовой базы профессионального образования и обучения; разработке новых механизмов финансирования.
В качестве средства наглядной демонстрации возможных связей, путей установления взаимовыгодного сотрудничества как на естественной (Е), так и на договорной (Д) основе мной предлагается модель социального партнерства, представленная на рис. 1.
Забайкальский горный колледж осуществляет взаимодействие с образовательными учреждениями разного уровня (школы, ОУ ВПО). В течение четырех последних лет на базе колледжа работает класс профессиональной ориентации, основными задачами которого являются выбор будущей профессии, подготовка учащихся к поступлению в колледж, прежде всего, а также в другие учебные заведения, в том числе в ВУЗ, развитие базового регионального образования и др. (рис. 2)
Классы профессиональной ориентации созданы на базах: колледжа, Дровянинской, Вершино-Дарасунской и Дарасунской муниципальных средних школ. Функционирование таких классов повышает роль среднего профессионального образования, которое является ступенью непрерывного образования в многоуровневой системе подготовки специалистов.
Д
Е
Д
Е
Д
Е – естественные отношения;
Д –
договорные отношения.
Рис. 1. Модель социального партнерства ЗабГК
Источник:
Никулина И.А., Кожевникова С.В. Реализация
модели социального партнерства ССУЗа
как условие совершенствования профессиональной
подготовки специалистов // Приложение
к ежемесячному теоретическому и научно-методическому
журналу «Среднее профессиональное образование»,
2008, №1. С. 55-60.
Выпускники колледжа, закончившие учебное заведение на «4» и «5» по направлению в соответствии с Договором принимаются в Читинский государственный университет. Социальное партнерство образовательных учреждений высшего и среднего звена осуществляется на протяжении восьми лет.
В течение четырех лет колледж работает с Московским государственным горным университетом (МГГУ) по схеме: школа-колледж-ВУЗ, проводя на базе колледжа региональную физико-математическую олимпиаду.
Интеграционные процессы науки и образования в результате повышения квалификации преподавателей через обучение в аспирантуре, докторантуре, защиту диссертаций по актуальным проблемам науки и педагогике, а также привлечение к такого рода исследованиям студентов колледжа, позволяют повысить качество подготовки специалистов и создать предпосылки для развития ОУ в целом.
Научно-
Научное общество студентов Забайкальского горного колледжа – добровольное творческое объединение студенческой молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученых, преподавателей, инженеров и других специалистов.
Качественной характеристикой работы образовательного учреждения является трудоустройство выпускников, поэтому в колледже проводится кропотливая работа по укреплению связи с предприятиями. Так как часть абитуриентов поступает учиться в колледж по направлениям предприятий горнорудной промышленности, предприятие оплачивает обучение студента, гарантирует места для прохождения технологической и преддипломной практики. После окончания студенту гарантировано рабочее место и обеспечение жильем.
Рис. 2. Модель социального партнерства ЗабГК с образовательными учреждениями разного уровня
Источник: Никулина И.А., Кожевникова С.В. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», 2008, №1. С. 55-60.
Последние четыре года колледж проводит распределение молодых специалистов на горнодобывающие и горноперерабатывающие предприятия Читинской области, Бурятии, а также на предприятия региона других отраслей промышленности. В 2006 году более чем на 70 предприятий были отправлены официальные письма о предстоящем распределении молодых специалистов. Распределение молодых специалистов позволяет студентам приобретать навыки поиска работы и составления профессионального резюме, умение сдавать тест при поступлении на работу. Так в 2004/2005 учебном году получили направления на работу согласно договоров и заявок 86 чел., что составляет 57 % от выпуска.
Для лучшей адаптации на рынке труда и более эффективного поиска работы при свободном трудоустройстве в колледже разработаны «Памятка выпускнику», на четвертом курсе введены факультативные дисциплины: «Психология поиска работы», «Психология управления и деловое общение».