Социальное партнерство в сфере профессиональной подготовки и обеспечения кадрами отраслей экономики

Автор: a*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:54, реферат

Описание работы

Информационной базой данного реферата являются материалы межрегионального форума «Социальное партнерство в подготовке кадров рабочих и специалистов для горнодобывающего комплекса страны», обзоры социально-экономического развития отраслей промышленности, а также издания, посвященные проблемам среднего профессионального образования (авторы Кузьмицкая А.Н., Никулина И.А., Кожевникова С.В., Олейникова О.Н.).

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
Проблематика социального партнерства в контексте профессиональной подготовки кадров 5
Подготовка кадров на примере Забайкальского горного колледжа 6
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Филиппова эум-504а.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА 

НАПРАВЛЕНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ  
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ на тему:

      «Социальное партнерство в сфере профессиональной подготовки и обеспечения кадрами отраслей экономики» 
 
 
 
 

Дисциплина: Социальное партнерство 

Студент: Филиппова Светлана 

Страна: Республика Беларусь 

Группа: ЭУМ-504а 
 
 

                Преподаватель

                к.пс.н.,Гончаров А.И. 

                Заведующий  кафедрой менеджмента 

                к.э.н., Хожемпо В.В. 
                 
                 
                 

Москва 2011

 

      Оглавление 

 

    Введение

      Современные условия деятельности предприятий  характеризуются постоянно растущей сложностью задач и предъявляют  к специалистам, работающим в реальном секторе экономики, значительно более высокие требования. Любое российское предприятие испытывает острую потребность в персонале, умеющем адаптироваться в реальных условиях организации в соответствии с особенностями ее производственной деятельности, корпоративной культуры и кадровой политики, способном к самостоятельному и грамотному решению управленческих задач, в т.ч. касающихся вопросов развития предприятий, территорий, институтов власти и т.д. Данная проблема особо обостряется в условиях экономического кризиса, когда возможность компании успешно бороться с кризисными условиями напрямую зависит от наличия в компании управленческих кадров высокого профессионального уровня, способных принимать точные, быстрые решения.

      Несмотря  на то что работодатели сегодня удовлетворены объемом базовых знаний, которые вчерашние выпускники получают в вузе, гораздо меньше они довольны специальными знаниями молодых специалистов, которые зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства.

      Стандартные методы обучения не позволяют в должной мере решить проблему подготовки молодых специалистов - персонал все равно приходится переподготавливать на местах, преобразовывать теоретические представления в практические навыки и технологии. Обучение, повышение квалификации вчерашних выпускников и сотрудников вообще ощущается сегодня работодателями как стратегически важная задача; многие компании говорят о наличии у них масштабных программ в этой области1.

      В связи с этим основной целью, которая  будет рассмотрена в данном реферате, является изучение проблемы подготовки профессиональных кадров в отраслях промышленности (акцент будет сделан на горнодобывающую отрасль) в контексте социального партнерства; задачами работы являются определение того, как именно ВУЗы, работодатели и профсоюзы помогают молодым специалистам адаптироваться к рабочим будням и повысить свой профессионализм.

      Информационной  базой данного реферата являются материалы межрегионального форума «Социальное партнерство в подготовке кадров рабочих и специалистов для горнодобывающего комплекса страны», обзоры социально-экономического развития отраслей промышленности, а также издания, посвященные проблемам среднего профессионального образования (авторы Кузьмицкая А.Н., Никулина И.А., Кожевникова С.В., Олейникова О.Н.).

 

    Основная  часть

    Проблематика  социального партнерства  в контексте профессиональной подготовки кадров

      Неоформленность социального партнерства в целом  и, в особенности в сфере профессионального  образования и обучения, выражается в определенной путанице в терминологическом аппарате. Очень часто в число социальных партнеров включают всех субъектов образовательного процесса (преподавателей, родителей, администрацию образовательных учреждений и т.д.). В этой связи представляется необходимым подчеркнуть, что понятие социального партнерства уже устоялось в мировой практике и обозначает взаимодействие строго определенных субъектов социума в целях достижения консенсуса и примирения социальных интересов. И именно в этих рамках осуществляется социальный диалог в сфере профессионального образования, когда последнее становится субъектом социального партнерства2.

      Основной  способ осуществления социального  партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам представляющим взаимный интерес. Более подробно этот диалог будет рассмотрен в контексте Забайкальского горного колледжа, где взаимный интерес социальных партнеров – это непрерывное профессиональное образование и обучение (НПОО), подготовка конкурентноспособных специалистов, востребованных на региональном рынке труда за счет интеграционных процессов образования с наукой и работодателями.

      Основными субъектами социального партнерства в сфере профессионального образования являются: Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и их органы на местах, службы по вопросам занятости, работодатели, органы исполнительной власти, ОУ (школы, НПО, СПО, ВПО), общественные институты.

      К основным целям социального партнерства в сфере профессионального образования относится: реализация государственной политики в области профессионального образования и подготовки кадров; обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики; быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки кадров к изменениям на рынке труда; обеспечение рабочими местами безработного и незанятого населения; повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентноспособности специалистов ОУ.

      Для реализации этих целей представляется целесообразным участие социальных партнеров в: определении квалификационных требований; разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций; управлении учебными заведениями (участие в Попечительских советах); организации производственного обучения и стажировок, профориентационной работе; разработке новых инструментов и методик анализа рынка труда; совершенствовании нормативно-правовой базы профессионального образования и обучения; разработке новых механизмов финансирования.

      В качестве средства наглядной демонстрации возможных связей, путей установления взаимовыгодного сотрудничества как на естественной (Е), так и на договорной (Д) основе мной предлагается модель социального партнерства, представленная на рис. 1.

    Подготовка  кадров на примере  Забайкальского горного колледжа

      Забайкальский горный колледж осуществляет взаимодействие с образовательными учреждениями разного уровня (школы, ОУ ВПО). В течение четырех последних лет на базе колледжа работает класс профессиональной ориентации, основными задачами которого являются выбор будущей профессии, подготовка учащихся к поступлению в колледж, прежде всего, а также в другие учебные заведения, в том числе в ВУЗ, развитие базового регионального образования и др. (рис. 2)

      Классы  профессиональной ориентации созданы  на базах: колледжа, Дровянинской, Вершино-Дарасунской и Дарасунской муниципальных средних школ. Функционирование таких классов повышает роль среднего профессионального образования, которое является ступенью непрерывного образования в многоуровневой системе подготовки специалистов.

        
 

                                 

       Д                                Е              Д         Е           Д

                                                                                                   Е

             Е

                                  Д 

                                                          Е         Д                                Е                           Д 

       Е               Д 
 
 
 

Е –  естественные отношения;

Д –  договорные отношения. 

Рис. 1. Модель социального  партнерства ЗабГК

Источник: Никулина И.А., Кожевникова С.В. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», 2008, №1. С. 55-60. 
 

      Выпускники  колледжа, закончившие учебное заведение  на «4» и «5» по направлению в соответствии с Договором принимаются в Читинский государственный университет. Социальное партнерство образовательных учреждений высшего и среднего звена осуществляется на протяжении восьми лет.

      В течение четырех лет колледж  работает с Московским государственным горным университетом (МГГУ) по схеме: школа-колледж-ВУЗ, проводя на базе колледжа региональную физико-математическую олимпиаду.

      Интеграционные  процессы науки и образования  в результате повышения квалификации преподавателей через обучение в аспирантуре, докторантуре, защиту диссертаций по актуальным проблемам науки и педагогике, а также привлечение к такого рода исследованиям студентов колледжа, позволяют повысить качество подготовки специалистов и создать предпосылки для развития ОУ в целом.

      Научно-исследовательская  работа студентов и преподавателей за последние 5 лет претерпела огромные изменения, и показала положительные успехи в этом направлении. Овладение технологией исследовательской деятельности – требование времени. За прошедший период в колледже создана такая система научно-исследовательской работы студентов (НИРС), при которой каждый студент за период обучения проходит необходимую школу научного творчества: начиная с внедрения научно-исследовательских разделов в различные виды учебных занятий, внедрения факультативов, до участия в международных конференциях молодежи. Первичной ячейкой и организатором исследовательской деятельности является предметный кружок. Руководителем, наставником и консультантом является преподаватель. Широко налажена работа по обмену опытом НИРС. Ежегодно выпускаются сборники тезисов докладов в день открытия традиционной научно-технической конференции, публикуются статьи в периодической печати.

      Научное общество студентов Забайкальского горного колледжа – добровольное творческое объединение студенческой молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской  деятельности под руководством ученых, преподавателей, инженеров и других специалистов.

      Качественной  характеристикой работы образовательного учреждения является трудоустройство  выпускников, поэтому в колледже проводится кропотливая работа по укреплению связи с предприятиями. Так как часть абитуриентов поступает учиться в колледж по направлениям предприятий горнорудной промышленности, предприятие оплачивает обучение студента, гарантирует места для прохождения технологической и преддипломной практики. После окончания студенту гарантировано рабочее место и обеспечение жильем.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Модель социального  партнерства ЗабГК с образовательными учреждениями разного уровня

Источник: Никулина И.А., Кожевникова С.В. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», 2008, №1. С. 55-60.

      Последние четыре года колледж проводит распределение молодых специалистов на горнодобывающие и горноперерабатывающие предприятия Читинской области, Бурятии, а также на предприятия региона других отраслей промышленности. В 2006 году более чем на 70 предприятий были отправлены официальные письма о предстоящем распределении молодых специалистов. Распределение молодых специалистов позволяет студентам приобретать навыки поиска работы и составления профессионального резюме, умение сдавать тест при поступлении на работу. Так в 2004/2005 учебном году получили направления на работу согласно договоров и заявок 86 чел., что составляет 57 % от выпуска.

      Для лучшей адаптации на рынке труда  и более эффективного поиска работы при свободном трудоустройстве  в колледже разработаны «Памятка выпускнику», на четвертом курсе введены факультативные дисциплины: «Психология поиска работы», «Психология управления и деловое общение».

Информация о работе Социальное партнерство в сфере профессиональной подготовки и обеспечения кадрами отраслей экономики