Социально - экономические и организационные формы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Предприятие является инструментом предпринимательской деятельности. Предприятие - это основное первичное звено организации производительных сил и производственных отношений.
С правовой точки зрения под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социально - экономические и организационные формы предприятия.......................................................................................................4
2. Рентабельность работы предприятия…………………………………..7
3. Анализ финансового положения предприятия……………………….9
4. Бизнес-план – основа содержания предприятия……………………..11
5. Виды и формы собственности…………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Контрольная Экономика организации.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

3. Анализ финансового положения предприятия

 

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия  своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.

Финансовое состояние  предприятия (ФСП) зависит от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это  положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает  положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение  нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового  состояния предприятия и его  платежеспособности.

Анализ финансового состояния организации предполагает следующие этапы.

1. Предварительный обзор экономического  и финансового положения субъекта  хозяйствования.

1.1. Характеристика общей направленности  финансово-хозяйственной деятельности.

1.2. Оценка надежности  информации статей отчетности.

2. Оценка и анализ  экономического потенциала организации.

2.1. Оценка имущественного  положения.

2.1.1. Построение аналитического  баланса-нетто.

2.1.2. Вертикальный анализ  баланса.

2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.

2.1.4. Анализ качественных  изменений в имущественном положении.

2.2. Оценка финансового  положения.

2.2.1. Оценка ликвидности.

2.2.2. Оценка финансовой  устойчивости.

3. Оценка и анализ  результативности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

3.1. Оценка производственной (основной) деятельности.

3.2. Анализ рентабельности.

3.3. Оценка положения  на рынке ценных бумаг.

 

4. Бизнес-план – основа содержания предприятия

 

Бизнес-план — это  документ, в котором описываются  все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что  бизнес-план необходим только крупным  предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства, и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для предоставления тем, у кого предприниматель собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного  характера и условий предстоящей  деятельности — объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны  и т.п. — состав и структура  бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: описание продукта (услуги), оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный, финансовый план.

Бизнес- план начинается с конца, т. е. с резюме. Оно, конечно  же, должно готовиться в самом конце работы, когда готовы все остальные разделы, и вы вместе со своими сотрудниками и внешними консультантами достигли полной ясности во всех аспектах вашего проекта. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку если оно не произведет благоприятного впечатления на тех, к кому вы обращаетесь за инвестициями, то дальше они ваш бизнес-план читать просто не станут и уж тем более средств не дадут.

Объем резюме не должен составлять более четырех машинописных страниц.

Готовя бизнес-план для представления своим будущим кредиторам или инвесторам (в том числе и акционерам), вы должны постоянно держать в голове два вопроса, которые будут интересовать их прежде всего: «Что я получу при успешной реализации этого бизнес-плана, и каков риск потери моих денег?»

ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА (УСЛУГИ)

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того продукта (услуги), который предприниматель  собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

1.  Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (услуга)?

2.  Какой полезный  эффект можно получить от вашего  товара (услуги)?

3. Чем отличается ваш продукт (услуга) от товара конкурента? Полезный эффект — это то, ради чего приобретается товар.

Отличительные особенности товара — это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции. Два элемента — потребительные свойства товара и цена — являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.

В конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Это  всегда нужно помнить производителю товара (услуги). Очень важный и весьма часто упускаемый из виду момент — это наглядное изображение товара: или экземпляр изделия вашего производства, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили оказанные вами услуги. Без этого и вы сами не будете иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах, и ваши потенциальные кредиторы и партнеры не захотят вам дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра вашего товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ вашей продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие представления, или детальное описание предоставляемых услуг.

В этом же разделе следует  охарактеризовать основные качества вашего товара (услуги), его внешний вид, если необходимо — и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и те затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и ваши шансы на успех или неудачу.

 

5. Виды и формы собственности

 

Формы собственности  находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. В настоящее время наибольшее значение имеют три основные вида собственности: частная (индивидуальная и коллективная), государственная (общественная) и муниципальная (коммунальная) (см. рис. 1)

 

 

Рис. 1 – Структура  форм собственности

 

В условиях частной собственности собственником является тот, чье слово в решении вопросов об использовании ресурса признается окончательным. Таким образом, отдельные субъекты находятся в привилегированном положении в смысле доступа к тем или иным ресурсам; доступ открыт только собственнику или лицам, которым он передал или делегировал свои полномочия. Он сам определяет, как использовать или кому и на каких условиях передавать принадлежащие ему блага.

В собственности граждан  и юридических лиц в России может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые по закону не могут принадлежать физическим и юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничиваются. Коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками имущества, передаваемого им в качестве вкладов (взносов) учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется установлением правил, исходя из коллективных интересов общества в целом. Это предполагает, во-первых, установление принципов, определяющих, в чем же именно определяется коллективный интерес (благо общества); а во-вторых, создание процедур, выражающих эти общие принципы в конкретных способах принятия решений по использованию каждого отдельного ресурса (т.е. решается ли это голосованием, делегированием прав профессиональным экспертам, единоличным распоряжением верховного руководителя и т.д.). В этом смысле никто не находится в привилегированном положении: ничьи личные интересы не признаются достаточными для распоряже ния ресурсами. Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными, исключительными, продаваемыми на рынке правами на использование ресурса. Особый характер носит и целевая функция государственных предприятий: она не исчерпывается максимизацией прибыли и может подчиняться разного рода внеэкономическим целям: социальным, политическим, культурным.

Государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Преобладание государственной  формы собственности ведет к  возникновению государственной  монополии, которая пагубна для  развития экономики страны, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна  для производителя. Мировая практика показывает, что в большинстве случаев государственная собственность функционирует менее эффективно, чем другие формы. С одной стороны, это связано с тем, что государственная собственность преобладает в тех сферах, где возможности рынка ограничены и снижена мотивация к труду. С другой стороны, эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации.

Муниципализация означает передачу государственной властью права собственности на землю предприятию; строения - органам городского (сельского) самоуправления. Муниципальная собственность  ? имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, которые на основании соответствующего законодательства (в РФ на основании Гражданского кодекса) владеют, пользуются и распоряжаются им.

От имени муниципальных  образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, непосредственно население. Объектами муниципальной собственности становятся, прежде всего, системы жизнеобеспечения населенных мест (водопровод, канализация, тепло- и газоснабжение, транспорт, жилищный фонд и т.д.). Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ; прежде всего - это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и предоставляемые населению услуги оказываются дешевле, нежели в случае рассре доточения этих служб по отдельным частным собственникам или ведомствам. Кроме того, муниципализация способствует уменьшению дотаций и обходится дешевле государственному бюджету. Сосредоточение в единых руках всех технических служб города позволяет, упорядочив их эксплуатацию, предоставлять населению дополнительные удобства.

Во многих странах  запада формирование муниципальной  собственности предоставляет населению  большие материальные выгоды, в т.ч. посредством снижения налогов.

В РФ различают два  вида собственности:

1) общую долевую, когда  определяется доля каждого из  собственников (двух или нескольких  лиц) в праве собственности  на имущество; 

2) общую совместную  – без определения таких долей.

Как показывает опыт, три формы собственности никогда не существуют в чистом виде, во всех обществах они “перемешаны” в различных пропорциях, поэтому в реальной экономической жизни выделяют еще смешанную форму собственности. При этом на некоторые виды ресурсов везде распространяется одна и та же форма собственности. Например, практически повсеместно предметы одежды находятся в частной, городские парки – в муниципальной, а вооружение – в государственной собственности.

В настоящее время  в России, как и в большинстве  стран мира, выделяются следующие формы собственности: государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации), муниципальная (городов, районов, сел), собственность общественных объединений (организаций), частная (индивидуальная, групповая), общая (совместная и долевая) и др.

Информация о работе Социально - экономические и организационные формы предприятия