Социальная политика в агропромышленном секторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:54, реферат

Описание работы

Категория социальной справедливости весьма многомерна и формы её проявления многообразны, как и их практическая реализация. Социальная справедливость обусловлена экономическими отношениями в обществе и действующим механизмом их реализации.
Сама по себе справедливость – категория историческая, понимание которой зависит от сложившихся уровня развития производства, распределения материальных условий производства и производимых обществом благ и услуг, а также от общепринятых в конкретном обществе и на определённых этапах его развития норм нравственности, морали и права.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты социальной политики….............................3
1.1. Понятие социальной справедливости. Социальная дифференциация и её основные направления…………………………..………….................................3
1.2. Понятие, модель и основные направления социальной политики в Республике Бела-русь……………………………………………………………….6
ГЛАВА 2. Анализ основных социально-экономических показателей в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
2.1. Сравнительная характеристика показателей городского и сельского уровня жизни в целом по Республики Беларусь…………………………………14
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления совершенствования соци-альной политики в агропромышленном секторе Белару-си………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… .23

Работа содержит 1 файл

Глав 1.docx

— 1.98 Мб (Скачать)

    Для достижения основных направлений  потребуется:

  • обеспечить рациональную занятость населения;
  • восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
  • реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала;
  • пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов; налог на недвижимость;
  • стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;
  • обеспечить переход на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат;
  • повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков [10, с. 4-13].

    Итак, по сути говоря, смыслом социальной политики государства является  поддержание отношений, как между  социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для  повышения благосостояния, уровня жизни  членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических  стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть  мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий  общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [4, с. 40]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2 

    АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    2.1. Сравнительная характеристика  показателей городского  и сельского уровня  жизни в целом  по Республики  Беларусь 

    Показатели, характеризующие состав, структуру, качество и уровень жизни городского и сельского населения различны между собой.  Для наглядности  проведём их сравнительный анализ. Для анализа используем данные полученные со статистического ежегодника Республики Беларусь за 2011 год.

    Численность населения Республики Беларусь (по предварительным данным с учетом итогов переписи населения 2009 года) на 1 января 2011 г. составила 9 481,1 тыс. человек. Следует сделать вывод о том, что за период с 2001 -2011 года численность населения сократилась на 475, 5 тыс.человек.

      Удельный вес в общей численности  населения Республики  Беларусь  сельские жители составляют  в  2011 году лишь 24,9 %, постепенно сократив  своё количество в период с  2007 – 2011 года на 2,4%. В свою очередь,  размер городского населения  в период с 2007 – 2011 года возросло на 2,9%  и  составило 75,1%.  Из чего следует, что в Беларуси отмечается тенденция увеличения числа городских жителей.

    Из  структуры населения численность  людей трудоспособного возраста на селе составило 53,3% ,а городского всего 17,6%.  Не смотря на это, количество населения старше трудоспособного  возраста на селе больше на 10, 4 % чем  городских жителей.  (Таблица 1,2) Но отмечается также и тенденция к сокращению числа населения моложе трудоспособного возраста (с 19,4 % -16,1%), что характеризуется явно негативно.

    Что касается отраслевой структуры занятости  населения, то за последние 10 лет в  Беларуси отмечается сокращение доли занятых в промышленности и сельском хозяйстве в пользу строительства, транспорта, а также сферы услуг.

    Так, доля занятых в сельском хозяйстве  снизилась с 14,1% в 2000 году до 9,7 — в 2010-м, в промышленности соответственно — с 27,6 до 25,3%. Напротив, в строительстве доля занятых увеличилась с 7 до 9,5%, в сфере транспорта — с 5,8 до 6,2%, в торговле — с 11 до 14,6%, в сфере культуры и искусства на 21, 9%. (Таблица 3).

    Данный  процесс соответствуют мировым тенденциям в сфере занятости.

    Таблица 1-Численность населения и распределение сельского населения по возрастным группам 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2-Численность и распределение городского населения по возрастным группам

    

      

Таблица 3-Численность занятого населения по отраслям экономики

 
 
 
 
 
 
 

 

Наиболее нагрядно распределение населения по отраслям экономики представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1- Структура занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итого)

 

    В республике сохраняется дифференциация в уровне доходов граждан

занятых в разных отраслях экономики. Так, на протяжении последних 10 лет неимение оплачиваемый труд в сконцентрирован в отрасли сельского хозяй-ства и составляет 815, 2 тыс.рублей  по состоянию 2010 года, а самый высокооплачиваемый труд в отрасли строительства и транспорта. Чем и подтверждается не желание населения работать на сельское хозяйство. (Таблица 4) 

Таблица 4-Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций по отраслям экономики (тысяч рублей)

 

    Образованность  населения — важный показатель при оценке уровня качественного развития человеческого потенциала страны.

    Среди стран СНГ Беларусь является лидером  по охвату детей дошкольным образованием.

    При изучении показателей  таблиц 5,6 можно  сделать вывод о том, в городах  и посёлках городского типа количество детей в возрасте от 1-5 лет существенно  отличается от их размера в сельских населённых пунктах. Их разница составила 26, 9  % в пользу горожан ( таблица 5). Так,  число учреждений приходящихся на 1 человека в городах и посёлках городского типа составляет 6,3, а в сельских населённых пунктах 32,4. Из чего делаем вывод, что в сельских насёлённых пунктах слабая наполняемость дошкольных учреждений (таблица 6). 
 
 
 

Таблица 5 – Охват детей дошкольными учреждениями, в % от численности детей в возрасте 1-5 лет

 

Таблица 6 – Количество расположенных на территории Республики Беларусь учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования ( на к.г)

 

    Немало  важное значение в определении качества жизни  имеет и наличие культурно-развлекательных  и образовательных центров. Так  количество клубных учреждений расположенных  в городах и посёлках городского типа значительно меньше, чем в  сельских насёленных пунктах и составляет лишь 18,2 % от их объёма. Это объясняется  тем, что количество сельских насёлённых пунктов значительно превышает  количество городов и посёлков городского типа.   

Таблица 7 – Количество расположенных клубных учреждений в Республике Беларусь

 

    Таблица 8 – Количество расположенных на территории Республики Беларусь публичных библиотек

    

    

      

    Количество  бубличных библиотек в сельских населённых пунктов значительно  превышает их число в городах  и посёлках городского типа. Эта  разница составляет 88%. Такой результат  объясняется тем же критерием. Однако число пользователей приходящихся на одну библиотеку в городах и  посёлках городского типа на 89,2% больше чем в сельской местности. Это  объясняется разницей размера городского и сельского населения. Ведь горожане составляют 75,1% от общей численности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3 

    ПРОБЛЕМЫ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ БЕЛАРУСИ 

      Переход к модели устойчивого развития Республики Беларусь осуществляется в конкретных условиях развития материальной среды  населенных мест и территорий регионов. Такие аспекты материальной среды, как состояние производственной и социальной инфраструктуры, инженерно-технических  систем, виды и интенсивность использования  и охрана территорий, отношение к  историко-культурному наследию могут  содействовать или создавать  препятствия устойчивому развитию.

      В Республике Беларусь исторически сложилась  система расселения, отражающая характерные  особенности природных условий, хозяйственной деятельности, социально-демографического и историко-культурного развития государства. Система расселения представляет собой сеть населенных мест, объединенных между собой пространственными, социально-экономическими и культурными  связями и находящимися в иерархичной  соподчиненности. Она включает 213 городских  поселений и 24,1 тыс. сельских поселений.

      В городских поселениях Республики Беларусь проживает 71% населения. Около половины населения страны (46,4%) сосредоточено  в 14 больших и крупных городах (более 100 тыс. жителей) – центрах  национального и регионального  значения, в том числе в Минске – 17%, в 5 крупных городах (свыше 250 тыс. жителей) – 18,0% населения страны.

      Вторую  по социальной и экономической значимости группу городских поселений образуют 26 городов средней величины (от 20 до 100 тыс. жителей). В них проживет 1,2 млн человек (12,1% населения страны).

      В 173 малых городских поселениях проживает  чуть более 1,2 млн человек или 12,2% населения страны.

      В сельских населенных местах живет 29% всего  населения страны.

      Сельскохозяйственные  районы характеризуются преобладанием  земель сельскохозяйственного назначения и высокой долей сельского  населения. Ведущей функцией является производство и переработка товарной сельскохозяйственной продукции. Демографический потенциал районов постоянно снижается в связи с долговременно действующими факторами: миграцией сельского населения в города, низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, низкой ожидаемой продолжительностью жизни. К 2020 г. численность сельского населения может сократиться на 30%. Трудовой потенциал сельской местности в целом находится под воздействием факторов, препятствующих его развитию. Снижение численности сельского населения при расширении площади пахотных земель в значительной мере уравновешивается интенсификацией сельского хозяйства и его насыщением основными производственными фондами. Однако в целом потенциал районов значительно снизился. К основным факторам, содействующим устойчивому развитию сельских районов, относятся:

  • относительно равномерная и густая сеть малых городских поселений в целом, что создает предпосылки для развития связей «город – село» и улучшения обслуживания сельских поселений. Расстояние между малыми городами – центрами административных районов – не превышает 40 км, зона влияния малых городов – около 20 км;
  • высокое качество сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственных районах западной, юго-западной и центральной зон;
  • разнообразие типов природных и культурных ландшафтов;
  • богатые культурные традиции;
  • относительно благоприятные экологические условия развития.

      Наиболее  значимыми факторами, препятствующими  устойчивому развитию сельских районов  и сельских поселений, являются:

  • критическая трудоресурсная ситуация в подавляющем большинстве районов;
  • неритмичность работы предприятий, их неплатежеспособность, нарастание безработицы, низкая инвестиционная активность;
  • низкий потенциал сельскохозяйственных земель в ряде районов северной, северо-восточной зон;
  • ухудшение доступности образования, низкое качество обслуживания, ограниченный набор медицинских услуг, слабая оснащенность медицинским оборудованием;
  • снижение возможностей содержания и обеспечения объектов сферы обслуживания, жилищ и инженерно-технической инфраструктуры. В сельской местности высокая доля некапитального (до 80%) амортизированного жилищного фонда;
  • низкий уровень благоустройства сельских поселений (твердое покрытие улиц и дорог, зеленые насаждения общего пользования, спортивные сооружения и др.);
  • интенсивное загрязнение грунтовых вод в пределах животноводческих и птицеводческих ферм, складов минеральных удобрений и ядохимикатов, полей орошения; сельхозугодий, где вносятся минеральные и органические удобрения. В настоящее время более 70% колодцев имеют воду с содержанием нитратов, превышающих ПДК. Именно на использовании этих вод базируется практически все (90%) питьевое водоснабжение сельского населения;
  • недостаточная развитость сети местных дорог, что ухудшает связи «малый город – село» и соответственно социальное обслуживание сельских поселений и территорий;
  • снижение уровня пассажирского обслуживания населения, закрытие нерентабельных для транспортных предприятий автобусных маршрутов, сокращение количества рейсов.

Информация о работе Социальная политика в агропромышленном секторе