Социальная политика в агропромышленном секторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:54, реферат

Описание работы

Категория социальной справедливости весьма многомерна и формы её проявления многообразны, как и их практическая реализация. Социальная справедливость обусловлена экономическими отношениями в обществе и действующим механизмом их реализации.
Сама по себе справедливость – категория историческая, понимание которой зависит от сложившихся уровня развития производства, распределения материальных условий производства и производимых обществом благ и услуг, а также от общепринятых в конкретном обществе и на определённых этапах его развития норм нравственности, морали и права.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты социальной политики….............................3
1.1. Понятие социальной справедливости. Социальная дифференциация и её основные направления…………………………..………….................................3
1.2. Понятие, модель и основные направления социальной политики в Республике Бела-русь……………………………………………………………….6
ГЛАВА 2. Анализ основных социально-экономических показателей в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
2.1. Сравнительная характеристика показателей городского и сельского уровня жизни в целом по Республики Беларусь…………………………………14
ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления совершенствования соци-альной политики в агропромышленном секторе Белару-си………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… .23

Работа содержит 1 файл

Глав 1.docx

— 1.98 Мб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ГЛАВА 1.Теоретические аспекты социальной   политики….............................3

1.1. Понятие  социальной справедливости. Социальная  дифференциация и её основные  направления…………………………..………….................................3

1.2. Понятие,  модель и основные направления  социальной политики в Республике  Беларусь……………………………………………………………….6

ГЛАВА 2. Анализ основных социально-экономических  показателей в Республике Беларусь…………………………………………………………………14

    2.1. Сравнительная характеристика показателей  городского и сельского уровня  жизни в целом по Республики  Беларусь…………………………………14

ГЛАВА 3. Проблемы и основные направления совершенствования  социальной политики в агропромышленном секторе Беларуси………………...21

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    1.1.Понятие социальной справедливости. Социальная дифферен-циация и её основные направления 

    Категория социальной справедливости весьма многомерна и формы её проявления многообразны, как и их практическая реализация. Социальная справедливость обусловлена  экономическими отношениями в обществе и действующим механизмом их реализации.

    Сама  по себе справедливость – категория  историческая, понимание которой  зависит от сложившихся уровня развития производства, распределения материальных условий производства и производимых обществом благ и услуг, а также  от общепринятых в конкретном обществе и на определённых этапах его развития норм нравственности, морали и права.

    Социально справедливым необходимо признать обеспечение  работой каждого  трудоспособного, получение  достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов, детей без родителей, свободный доступ граждан страны к образованию, здравоохранению, спорту, культуре и т.д.[2, с.472]

    Реальные  возможности для реализации принципа социальной справедливости в каждой стране и на конкретном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики страны.

    Социальная  справедливость может быть достигнута лишь при достаточно высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, высоком уровне социально-экономического развития страны, системе распределения и перераспределения доходов.

    Рыночная  экономика деформирует социальную справедливость в ее традиционном понимании, предопределяя приоритет денежного доходно-расходного баланса в ориентации деятельности экономических субъектов.

    Дополнением к категории «социальная справедливость»  выступает категория социального  равенства. Сущность социального равенства  заключается в том, что люди по своей природе – индивидуальны  и различаются своими целями, потребностями, интересами, своим отношением к своей  собственной жизни. В рыночной экономике  деньги выступают главным результатом  в оценке труда большинства людей.

    Социальное  равенство – это создание относительно равных для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законом страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности.[2, с.473]

    Рыночная  экономика предполагает определённое социальное выравнивание т.к. его главный  механизм – конкуренция. Все субъекты рыночных отношений – взаимосвязаны, поскольку доход одного служит расходом другого и наоборот.

    Однако, как показывает мировая практика, рынок не обеспечивает выравнивание в доходах даже в странах с  высоким их уровнем в расчёте  на душу населения. Степень социальной дифференциации – различна по странам и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в производстве и распределении национального дохода, в уровне образования и специальной подготовке, в имущественном положении к периоду вступления в трудоспособный возраст и т.п.[2, с.474]

    Для измерения степени дифференциации в доходах западная экономическая  теория и практика предлагает использовать несколько показателей.

    Для наглядности распределения доходов  по группам населения используют график, получивший название кривой Лоренца (Рисунок 1). Данная кривая отражает величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства. [2, с.474] 

    

    Рисунок 1.Кривая Лоренца 

  На  данном графике биссектриса D делит квадрат пополам и характеризует абсолютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения принадлежит равная 20% доля доходов страны. Такое равное распределение доходов — идеальная возможность, которая практически не может быть реализована. В реальной же жизни, доходы распределяются неравномерно. Как правило, меньшей доли населения принадлежит большая часть доходов страны.

    А фактическое распределение  показывает кривая Лоренца BCD.Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, чем она имеет более выпуклый характер, тем выше степень неравенства в распределении доходов.

  В свою очередь, итальянский экономист  К. Джини предложил коли-чественную оценку степени неравномерности  распределения доходов или их неравенства. Названный коэффициентом  Джини.

  Коэффициент Джини исчисляет делением площади  OBCD на площадь прямоугольника ODE. Чем больше площадь первого, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах. Полученная величина может изменяться от 0 до 1.Но она никогда не будет равна данным границам,т.к. «0» означал бы абсолютное равенство, а «1» - абсолютное не равенство.

  В экономической науке и социальной политике государства различают  такие понятия как прожиточный  минимум, социальный прожиточный минимум, бедность.

  Прожиточный минимум – доход, позволяющий удовлетворить минимальные физические потребности.

  В Республики Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1450 от 28 октября 2011 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г.:

    • в среднем на душу населения – 574 790 рублей;
    • для трудоспособного населения – 621 830 рублей;
    • для пенсионеров – 463 570 рублей;
    • для детей-студентов – 541 730 рублей;
    • для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 619 600 рублей;
    • для детей в возрасте 3 до 6 лет – 564 540 рублей;
    • для детей в возрасте до 3 лет – 451 400 рублей.

  Социальный  прожиточный минимум – доход, который помимо затрат на удовлетворение минимальных физиологических потребностей, включает расходы на удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развития данной страны.

  Бедность выражается в таком материальном положении человека, когда в результате отсутствия необходимых ресурсов его жизнь не может поддерживаться на уровне принятых в данном обществе минимальных стандартов.

  В зависимости от продолжительности  бедности и уровня экономического положения  выделяют следующие формы бедности:

    1. временная бедность
    2. застойная бедность
    3. нищета

    Государство осуществляет перераспределение доходов  через госу-дарственное финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, искусство, культура) и бесплатное предоставление социальных услуг населению. Тем самым оно осуществляет как социальную, так и экономическую функцию. 

    1.2 Понятие, модель и основные направления социальной политики в Республике Беларусь 

    Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

    Политика - это:

    - отношения между социальными  группами, классами, государствами  по   поводу завоевания, сохранения  упрочнения власти;

    - система деятельности в различных  областях общественной жизни:  в сфере  экономики, социальной  сфере, духовной жизни, военной  сфере и др.;

    - практическая деятельность по  реализации политического курса,  по   достижению политических  целей;

    - участие во властных отношениях  граждан, политических деятелей,   общественных организаций;

    - искусство работы с людьми, умение  учитывать и выражать их интересы,   возможности, психологические, профессиональные, и иные качества [5, с.78].

    Социальная  политика - это составная часть внутренней политики государства, под которой понимается совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий [8, с. 79]. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия  правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика -  целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и так далее.

    Правовые основы социальной ориентации белорусского государства заложены в его Конституции. Статьей 1 Основного закона установлено: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.». Статья 2 провозглашает, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [5, с.1].

    Социальная  политика базируется на ряде принципов.

  • Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
  • Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
  • Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
  • Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода [6, с.244].

    Государство в проведении социальной политики использует инструменты экономического, административного,  правового и идеологического характера.

Информация о работе Социальная политика в агропромышленном секторе