Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предприятие в условиях рынка
Организация – имущественно обособленная хозяйственная единица, организованная для достижения каких-либо целей.
Организация создается для производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли; обладает правами юридического лица. Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

Предельная цена – регулируемая цена, установленная по верхнему или нижнему пределу или виде интервальных цен.

С учетом действующих в РБ нормативных  документов можно выделить две модели цен для производителей продукции:

    1. Цена на обычный товар ОЦ с НДС = С + П + НДС

С -  себестоимость 

П – прибыль

ОЦ – отпускная  цена изготовителя

НДС – налог  на добавленную стоимость

ОЦ с НДС - отпускная цена изготовителя с  НДС

    1. Цена на подакцизный товар ОЦ с НДС = С + П + А+НДС

А – акциз

7.Прибыль и рентабельность

 

Доход — поступления денежных средств на предприятие за проданную продукцию, выполненную работу, оказанные услуги; от внереализационных текущих операций и от операций с капиталом.

Доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенную для покрытия расходов и образования прибыли.

Выручка от реализации продукции и  услуг включает три элемента:

В (ОЦ) = С + П + Н

С – себестоимость; П – прибыль; Н – налоги.

Виды доходов:

Общий доход - отражает результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями.

Чистый доход — это вновь созданная стоимость, которая состоит из трех частей: а) средств, направленных на оплату живого труда; б) денежных средств, выплачиваемых в виде различных налогов и отчислений в соответствии с действующим законодательством (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доход с капитала и другие); в) чистой прибыли.

В соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету “Доходы организации” доходы включают:

а) доходы по видам деятельности;

б) прочие поступления, к которым относятся: операционные доходы; внереализационные доходы.

  1. Доходы от реализации – представляют собой часть стоимости товара,  которая предназначена для покрытия расходов на реализацию товаров, уплаты налогов и неналоговых платежей и образования прибыли.

Операционные доходы — доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации, без учета денежных средств и иного имущества, не считающихся доходами организации.

Операционные доходы подразделяются: на доходы от операций с имуществом; доходы от финансовых операций; прочие операционные доходы.

В состав операционных доходов включаются:

• доходы, связанные с продажей и  прочим выбытием принадлежащих торговой организации основных средств, ценных бумаг и иных активов;

  • доходы по операциям с тарой;
  • суммы, поступившие в качестве предварительной оплаты за товары, готовую продукцию, работы, услуги; прочие доходы

Операционные  доходы по своему характеру и условиям получения не являются основным видом деятельности организации и их поступление, как правило, носит нерегулярный характер.

Внереализационные доходы - доходы, которые не связаны с доходами, включаемыми в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества и не входящие в состав операционных доходов. Это непредвиденные, носящие непроизводственный характер доходы.

  В их состав входят:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные,
  • стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизируемых активов
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами    хозяйственной    деятельности;

прочие  доходы

Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности; определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Как качественный показатель прибыль представляет собой разницу между доходами от реализации товаров и расходами на реализацию.

В отечественной  практике применяются следующие  показатели прибыли:

  • прибыль от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется как разница между суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) (за минусом косвенных налогов на продажи) и суммой затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а также налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки в соответствии с действующим законодательством;
  • прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов есть сальдо между операционными доходами и расходами, полученными от продажи активов (кроме ценных бумаг и иностранной валюты), от операций с ценными бумагами и от участия в уставных фондах других организаций (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей, включаемых в операционные доходы), плюс (минус) прибыль (убыток) от совместной деятельности с другими предприятиями. Эту прибыль называют еще и прибылью от прочей реализации;
  • прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов есть сальдо между внереализационными доходами (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) и внереализационными расходами. К внереализационным расходам относятся расходы на содержание обслуживающих производств и хозяйств; штрафы, пени, неустойки по исполнению хозяйственных договоров; списанная дебиторская и кредиторская задолженность; курсовая разница; благотворительная помощь; недостачи, потери и порча активов; доходы, потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами; прочие доходы и расходы;
  • прибыль (убыток) предприятия от всех видов деятельности за отчетный период (в практике ее называют прибылью отчетного периода) — конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия, который представляет собой сумму: а) прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг); б) прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов; в) прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов;
  • налогооблагаемая прибыль равна разнице между прибылью предприятия за отчетный период (балансовой прибылью) и суммой налога на недвижимость и льгот по налогу на прибыль, израсходованной на соответствующие цели в соответствии с законодательством;
  • льготируемая прибыль — это сумма прибыли, освобождаемая (полностью или частично) от уплаты налога на прибыль (например, прибыль от работ по ликвидации последствий от аварии на ЧАЭС, прибыль учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся, прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если их численность составляет более 50% среднесписочного состава ПИП);
  • чистая прибыль определяется разницей между налогооблагаемой прибылью предприятия и суммой налога на прибыль, рентных платежей из прибыли предприятия, налога на экспорт и импорт, других сборов и расходов из прибыли;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и предназначенная к распределению, определяется разницей между чистой прибылью и суммой финансовых обязательств предприятия по заемному капиталу, оплаты пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, и платежей за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Оценить эффективность функционирования предприятия  и осуществить выбор управленческих решений в отношении использования  производственных ресурсов можно или  по относительным показателям — показателям рентабельности.

Система показателей экономической эффективности  производства и капитала, включает следующие три группы показателей рентабельности.

  1. Показатели рентабельности продаж (оборота):
    1. Общая рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции

Прибыль от реализации                      х100

Выручка от реализации продукции

1.2. Рентабельность продаж по прибыли предприятия

Прибыль предприятия х100

Доход предприятия

    1. Рентабельность продаж по чистой прибыли

Прибыль чистая х100

Выручка от реализации продукции 

2. Показатели рентабельности, учитывающие затраты на производство продукции:

2.1. Рентабельность реализованной i-й продукции =

Прибыль от реализации i-й продукции х100

Себестоимость i-й продукции

2.2. Рентабельность всей реализованной продукции по прибыли от реализации

Прибыль от реализации_________________________ х100

Полная себестоимость реализованной  продукции

2.3. Рентабельность инвестиционных затрат

Чистая прибыль от инвестиционной деятельности х100

Инвестиционные  издержки

3. Показатели рентабельности капитала (ресурсов):

3.1. Рентабельность активов общая

 Прибыль предприятия х100

Активы

3.2 Рентабельность активов чистая 

Прибыль чистая х100

Активы

3.3. Рентабельность производства

                                    Прибыль (прибыль отчетного периода)____________ х100

Основные средства + оборотные средства предприятия

3.4. Рентабельность собственного капитала =

      Чистая прибыль__________________________ х100

Среднегодовая стоимость собственного капитала

 

3.5. Рентабельность основного капитала 

______________Прибыль предприятия______ х100

                                    Среднегодовая стоимость основных  средств

3.6. Рентабельность оборотного капитала

Прибыль предприятия____________________ х100

Стоимость оборотных средств предприятия 

3.7. Рентабельность труда 

Прибыль предприятия__________ х100

Годовая заработная плата ППП

8.Основные пути увеличения прибыли и рентабельности

  • рост объема произведенной продукции;
  • эффективное использование материально-технического потенциала организации;
  • повышение производительности труда работников;
  • усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу.

7. Инвестиционная деятельность

Инвестиции — это вложения в активы предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения ее качества, увеличения количества продаж и прибыли.

Реальные  инвестиции — долгосрочное вложение средств в отрасли материального производства: в основные фонды, нематериальные активы и прирост производственных запасов. Реальные инвестиции подразделяются на: капитальные вложения; инновационные инвестиции; инвестиции в материальные оборотные активы.

Финансовые  инвестиции - вложение капитала в различные финансовые активы, приносящие прибыль.

Интеллектуальные  инвестиции подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др.

По  формам собственности: частные  инвестиции и государственные.

по субъектам инвестирования, т. е. по тому, кто является инициатором  инвестиционной деятельности (государство, частные лица)

по видам рынков вложения   (финансовый рынок, производственный).

По форме инвестиции могут быть материальными (в основной капитал, прирост оборотного капитала) и нематериальными (имущественные права, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, повышение квалификации; при этом имущественные права могут определяться авторскими правами, ноу-хау, лицензиями, патентами, а также правами пользования землей, природными ресурсами и др.).

По источникам финансирования:

  • собственные финансовые ресурсы предприятия и внутри хозяйственные резервы (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и т. д.);
  • заемные финансовые средства (кредиты, займы и т. п.);
  • привлеченные финансовые средства (средства, получаемые от продажи акций, паевые взносы членов трудового коллектива и т. д.);
  • денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
  • средства госбюджета и внебюджетных фондов;
  • иностранные инвестиции.

 

9. Инновационная деятельность

Инновации – нововведения в области техники, технологий, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Классификация инноваций:

  1. По предметному содержанию:
    • технико-технологические – новое оборудование, технологии
    • продуктовые – совершенствование товара, переход на производство нового
    • социальные:
    • экономические (новые системы оплаты труда)
    • организационно-управленческие (совершенствование организационной структуры управления)
    • собственно социальные (направлены на изменение отношений внутри коллектива)
  2. По заказчику:
    • централизованные (государство)
    • локальные (руководство организаций)
    • спонтанные (изобретения)
  3. По способу осуществления:
    • экспериментальные (проходят стадию проверки)
    • прямые (реализуются без проверки)
  4. По результативности:
    • внедренные и полностью используемые
    • внедренные и слабо используемые
    • не внедренные

Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект

                                                   Эт = Рт - Зт ,                                                             (1)

 

где Эт - экономический эффект инновационного проекта за расчетный период;

Рт –  результаты от осуществления инновационного проекта за расчетный период;

Зт - затраты  на осуществление инновационного проекта  за расчетный период.

2. Индекс рентабельности инноваций Jr представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Предпочтение  в условиях жесткого дефицита средств  должно отдаваться тем инновационным  решениям, для которых наиболее высок  индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям.

4. Период окупаемости. Формула периода окупаемости

                                           

                                                           (2)

Где К  – первоначальные инвестиции в инновации;

Д – ежегодные  денежные доходы (сумма годовой амортизации  и годовой чистой прибыли).

или                                                  То = З / Пс                                                (3)

где З  – затраты. Связанные с осуществлением инновации;

Пс –  среднегодовая величина прибыли, полученная от инновации.

10. Основные производственные средства

Основные средства – совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и вне производственной сферы.

Длительное  время, участвуя в процессе производства, основные средства по мере использования  частями переносят свою стоимость  на готовую продукцию в виде амортизационных  отчислений, сохраняя при этом натурально-вещественную форму.

Классификация ОС:

в зависимости от функционального  назначения выделяют:

  • основные производственные фонды (многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму (оборудование, силовые машины, вычислительная техника);
  • основные непроизводственные фонды (не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на готовый продукт; они предназначены для удовлетворения бытовых и культурных потребностей людей (жилые дома, детские и спортивные учреждения и т.д.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"