Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации".
18. Состав и структура имущества фирмы. Методы оценки имущества.
Имущ-во – сов-ть активов и хоз-х средств, вовлеч-х в произ-й процесс. С юр.т.зрения имущ-во организации – совок-ть ее активов и задолж-тей. В имуществ-й комплекс предпр-я вкл-ся: сов-ть матер-х и фин-х активов, контрол-х и исполь-х предпр-м для достиж-я поставл-х целей. К матер-м активам относят активы, имеющие матер.-веществ. основу и использ-е в произв-м процессе (осн-е средства, произв-е запасы, незаверш.строит.). К фин-м активам отн-т ден. ср-ва, долевые инстр-ты др.компаний, договорное право требования ден-х средств от др.компаний. Классификация имущ-ва: 1. по признаку ликвид-ти: труднореализуемые активы(основные средства); быстрореализуемые(мат-я основа ОбСр, дебиторская задолженность); мгновенно реализ-е (ден.ср-ва); идиосинкризивные (ценность в рамках отельного предпр-я). 2. по характеру воспроиз-ва: амортизируемое имущ-во (ОсСр); неамортизируемое имущество. 3. по объему прав собственности на активы: собственные, заемные, лизинг, арендованное имущество. Стоим-ть бизнеса и имущества – отличные друг от друга категории. В продажную стоим-ть бизнеса, помимо его активов, вкл-ся гудвил, т.е. деловая репутация. Деловая репутация вкл-т бренд, связи с контрагентами, ноу-хау в области управления и организации произ-ва, перспект-ть бизнеса. Ряд особ-тей гудвила: не имеет матер-ю субст-ю, явл-ся показ-м работы топ-менеджера, т.к. хар-т приращ-е ст-ти бизнеса благодаря эф-му управ-ю, не отделяется от фирмы, не очевиден в плане идентиф-ии расходов по формир-ю данного рес-са. Гудвил явл-ся основой для оценки инвест-й привлекат-ти фирмы. К тобина=К/ЧА, где К-капитализация фирмы, ЧА – чистые активы,>1. Капит-ция – суммар. ст-ть активов компании по тек-м рын-м ценам с учетом курсовой ст-ти выпущ-х его акций. Существует неск. подходов к оценке имущ-ва предприятий. Первый подход – имуществ-й. В его основе лежит оценка составляющих элем-ов имущ-ва. Второй подход включает в себя не только оценку имуществ-х элементов, но и предпр-ие в целом как единого функционир-го комплекса. Наиболее простым и доступным методом оценки имущества предприятия является имуществ-й подход. Метод нетто-активов заключается в определении ст-ти имущества предприятия как суммы ст-ти основных средств - нетто (Ан) и оборотных средств, финансируемых из собственных источников, скорректированных на уровень инфляции (Аи) С=Ан+Аи. Однако, наиб. точной счит-ся оценка предпр-й по методу внутр-й стоим-ти. В этом случае имущ-во раздел-ся на группы - основной кап-л, запасы, денеж. активы и пассивы. группы подразд-ся на подгр. -оборуд-е,акции и т.д. Далее,провод-ся экон-й анализ эф-ти использ-я имущ-ва, в особ-ти,его рентаб-ти.
19. Капитал, его структура. Оптимизация финансирования деятельности фирмы.
Капитал – сумма источников средств, вовлеч-ых в бизнес. Бух.подход к опред-ю кап-ла предполагает, что кап-л оценивается как сов-ть всех его пассивов, т.е. как сумм-ая ст-ть всех источ-ов финансир-я предпр-я. Для оценки имущ-ва кап-ла принята его классиф-я в соотв-ии со сроками погаш-я обяз-в. При этом оценив-ое имущ-во сравн-ся с реально имеющ-ся активами предпр-я. Для первонач-го опред-я фин-й уст-ти проводят анализ ликвид-ти его баланса. Для этого активы групп-ся в 4 гр. по степени убыв-я их ликвид-ти, а пассивы в 4 гр по срокам возраст-я погаш-я обяз-в. А1 – абс-но ликв-е ср-ва (ДС+краткоср.фин.влож-я), А2 – быстро реализ.активы (дебит.задолж.,краткосрочн.), А3 – медл. реализ. актив (произ-е запасы, долгоср.дебит.задолж.), А4 – труднореализ. активы(внеоб-ые ср-ва). П1 – наиболее срочные обяз-ва (кредит. задолж-ть), П2 – краткоср.обяз-ва ( краткоср.пассивы), П3 – долгоср.обяз-ва (долг.кредиты и займы), П4 – постоянные пассивы (собств. кап-л). Баланс считается абс-но ликв-м, если А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4. Для уточнения ликв-ти рассчит-т коэф-ты ликв-ти: Коэф-ты ликвидности: 1. К абс.лик. = А1/ П1+П2 = Дс + КФВ/ КЗ (кратк.задолж.)+КК (краткоср.кред.). = 0,2. 2. К промеж.лик. = А1 +А2/ П1 + П2 = ДС + КФВ + ДЗ (дебит.задолж.)/ КЗ + КК = 0, 7. 3. К текущ.лик. = (А1 + А2 + А3)/ (П1 + П2) = (ДС + КФВ + ДЗ + ПЗ (произв.запасы))/(КЗ + КК) ≥ 2. Для обеспеч-я стаб-ти деят-ти рассч-т показ-ль собств-х ОбС: СОС = СК (собств.капитал) + В/о активы. Если СОС >0, то это свидет-т о достаточ-ти СК для финансир-я. Если <0, то недостат-ть для покрытия потребн-ей в финансир-и сложив-ся стр-ры активов. Классиф-я кап-ла: 1. по источ. формир-я: собств-й (нераспред-я прибыль), заемный, привлеч-й (посредством эмиссии ценных бумаг). 2. по уровню вкладности: беспл-й (СК), фиксировано-платный, инициативно-платный (привлеч.ср-ва). Методы финансир-я деят-ти предпр-я: самофинанс-е, заемное, акционерное, смешанное. Оптимиз-я источ-ов финансир-я. Сначала надо проанализ-ть денеж. потоки фирмы. По рез-там анализа ден. потоков надо опред-ся с источ-ом финансир-я деят-ти – для начала, нужно минимиз-ть или совсем избавиться, от краткоср. кредитов или других кредитов, срок возврата кот-х наступает в ближ. время. Далее нужно обратить вним-е на долгоср.займы – опасность этих ресурсов в том, что по ним может быть увеличена проц-ая ставка, и их стоим-ть резко возрастет, или кредитор может потреб-ть досрочн. возврата. Такие долги лучше всего возвр-ть за счет накопл-й прибыли, а так же за счет ср-в от продажи каких-либо непрофильных активов, привлеч-я ср-в собств-ка или продажи части бизнеса стороннему инвестору.
20. Классификация и состав издержек фирмы.
Издержки – денеж-е выраж-е затрат произв-х факторов, необход-х для осуществл-я предприятием своей произ-й и коммерч-й деят-ти. В мир-й практике сущ-т 2 подхода к оценке издержек: 1. Бухгалтерский. К изд-м предпр-я относят только фактич-е затраты произв-х факт-в, вкл-я в офиц-е отчеты предприятия. Б/и вкл-т только явные затраты за приобретаемые рес-сы. 2. Экономический. Б/и+альтернативные. Альт-е изд-ки – доход на собственный рес-с в пределах нормального % и нормальной прибыли. Они носят неявный хар-р, не создают реального денежного потока.
Классификация издержек: 1. По сфере возникновения: а). текущие ( связаны с выпуском реальной готовой прод-и и оказанием услуг); б). инвестиционные (св-ны с доходными вложениями в бизнес): от сферы – реальные, фин-е, интел-е; от срока – краткоср.1-2, среднесроч.2-3, долгоср.3-5, сверхсроч.больше 5. 2. По признаку отнесения на себ-ть гот-й прод-ции: Те затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, называются прямыми, а затраты, относимые опосредованно, по какому-то признаку (объему производства, зарплате и др.) - косвенными. 3. По хар-ру возникновения: произв-е, коммерч-е (на реализацию, рекламу, транспорт), управленческие, внереализац-е. 4. В зав-ти от объема произ-ва: а). условно-постоянные (FC, не мен-ся под воздействием колебания объема произ-ва), б). условно-переменные (VC), в). совокупные (ТС). Переменные из-ки измен-ся в зав-ти от изменения объема произ-ва. Деление изд-к на пост-е и переем-е носит условный хар-р, т.к. в долгосрочн. периоде все изд-ки счит-ся перем-ми. Под краткоср-м периодом понимают период фиксир-х мощностей. Совокупные изд-ки=постоянные (остаточные, стартовые)+переменные (пропорцион-е/прогресс-е, непропорц-е/дигрессивные). При увеличение объема произ-ва совок-е изд-ки сниж-ся из-за действия эф-та масштаба (при росте выпуска ГП пост-е изд-ки перераспр-ся на большее кол-во единиц ГП. След-но уд-й вес пост-х изд-к в совок-х затратах на единицу гот-й прод-ции будет сниж-ся. 5. По базе расчета: средние (из-ки на 1 ед-цу гот-й прод-ции, АС): AFC=FC/Q, AVC=VC/Q, ATC=TC/Q); предельные/маржинальные (з-ты пред-я на вып-к каждой доп-й ед-цы ГП. Они хар-т изменение сов-х зат-т в ответ на измен-е объема произ-ва MC=∆TC/∆Q).
21. Себестоимость продукции предприятия и методы ее определения.
Себестоимость продукции - это совок-ть затрат предпр-я на произв-во и реализ-ю прод-ции. Себес-ть включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства. Она колич-но и кач-но отличается от стоим-ти. Стоим-ть и ее денеж. выраж-е - цена, колич-но выше себес-ти. При расчете себ-ти все затр-ы дел-ся на: 1. полностью включ-е в себ-ть гот-й прод-ии, 2. включ-е в себ-ть по опред-м нормам, устанавлив-м гос-м, 3. финансир-е из чист. приб. предпр-я. Все многочис-е з-ты, вкл-е в себ-ть гот-й прод-ии, классиф-ся по экон-м элем-м и статьям калькуля-и. 1. Классиф-я по экон-ким элем-ам использ-ся для опред-я и поддерж-я оптим-го соотнош-я между однородными экономическими затр-ми, живым и овеществл-м трудом, соотнош-я потребл-х рес-ов, увязки и взаимосв. разл-х разделов бизнес-плана, плана (программы) разв-я отрасли. Они вкл-т: мат-е з-ты, зат-ты на оплату труда, отчисл-я на соц.нужды, з-ты на аморт-ю ОФ, прочие з-ты. 2. Классиф-я затрат на себес-ть прод-ции по статьям калькуляции позволяет выявить конкр-й объект и место осуществл-я затрат, опред-ть себес-ть ед-цы прод-ции, прибыль, рентаб-ть прод-ции и произв-ва. Данная груп-ка примен-ся для сост-я себ-ти отд-х видов прод-ции. В РФ к стат-м калькуляции относят: 1. Сырье и осн. материалы за вычетом годных отходов. 2. Вспомогат. матер-лы. 3. Топ-во и энер-я на технологические цели. 4. Зар. плата раб-х осн-го произв-ва, ЕСН. 5. Расходы на содерж-е и эксплуат-ю оборуд-я. - Цеховая себес-ть+ 6. Общие цех-е расходы (з/п АУП цеха, амортиз-я общецех-го оборуд-я, з-ты на усоверш-е произ-го процесса)- Производств-я себ-ть + 7. Общезаводские расх-ы( з/п АУП всего пред-я, амортизация ОС, командировочные, рас-ды по выплате %, почтовые, связь ит.д.) - Полная себ-ть+8. Внепроизводств-е (коммерч-е) расходы.-Полная коммер-я себ-ть. Для оценки ур-ня себ-ти прим-т пок-ль затрат на руб.ТП или издержкоемкость: - сумма полной себес-ти тов-й прод-ции, млн. руб. ТП - сумма тов-й прод-ции в действующ. цен., млн. руб. Чем ниже этот пок-ль, тем ниже себес-ть, больше прибыли от реализ-и тов-й прод-ции, выше рентаб-ть прод-ции и произв-ва. Факторы измен-я ИЕ:
1. Измен-е V произ-ва: ИЕ=(∑ВПi*VC+FC)/(∑ВПi*Цi),
где ВП-валовая прод-я, i-натур.выражение,
Цi-цена в нат.выраж. 2. Измен-е ур-ня удель-х
перем-х затр. в сторону сниж-я: а). РЕ(рес-емкость)=РЗ/ТП,
где РЗ-рес-е зат-ты; б). закупка более деш.
сырья. 3. Сниж-е ур-ня удельно-пост-х затрат.
4. Увелич-е цены гот-й прод-ции. Пути
сниж-я себ-ти прод-ции: 1. Увелич-е
V произ-ва за счет более полного исп-я
произ-х мощ-ей. 2. Сокращ-е затрат на произ-во
за счет повыш-я производ-ти труда и более
эк-го использ-я мат-х рес-в, сокращ-е непроиз-х
расх-ов.
Тр=∆З/Зо(п). Методы
определ-я.Сущ-ют след. методы: а)подетальный—затраты
на произв-во учитыв-ся по отдель-м деталям,
а себес-ть гот. изделия определ-ся суммир-ем
себес-ти входящих в него изд-й; б)подетально-операционный—
22.
Экономическое содержание
доходов и прибыли.
Доход и прибыль – результирующие пок-ли производ.-хоз. деят-ти. Доход – эк-кий рез-т, в составе к-го присутст-т отдельные эк-ие затраты, имеющие отношение к финансированию деят-ти предприятия. Прибыль – эк-кий рез-т, из к-го полностью исключены затраты, имеющие отношение к финанс-ю предприятия, но могут содерж-ся отдельные налоги. В соотв-ии с Полож-ем по Бух.Уч. 9.99 («Доходы организ-ии») под доходами понимают увеличение эк-й выгоды в рез-те поступления активов и/или погашения обяз-в, приводящая к увелич-ю капитала. В соотв-ии с Бух.учетом формиров-е конечного фин-го рез-та осущ-ся в зав-ти от видов деят-ти. При этом рассчит-т: 1. доходы и расходы по обычным видам деят-ти: П = Д – Р. 2. доходы и расходы по прочим видам деят-ти: П = Д – Р. Общ. приб. = П от обыч д-ти + П от проч.д-ти. Для цели бух.уч конечный фин-й рез-т деят-ти предп-я формир-ся в форме №2 бух.отчетности «Отчет о прибылях и убытках». В соотв-и с этим док-м мех-м формир-я прибыли для цели бух.уч имеет вид: Выручка от продаж – Себ-ть прод.товаров – НДС=Валовая прибыль – коммерч.расходы – управленч.рас-ды=Прибыль от продаж + операц-е доходы – операц.расходы = Прибыль до налогообложения – налоги = Чистая прибыль – дивиденды = Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия. Для целей налогообложения прибыль, подлежащая обяз-му налогообложению опред-ся получ-м доходом предприятия, уменьшенным на величину произ-х расходов. В соотв-ии с 25 гл.Налогового кодекса налог на прибыль, доходы и расходы по способу их получения делятся на: 1. доходы от реализации (выручка от продажи товаров собств-го произ-ва, так и ранее приобрет-х, нематер-х активов, цен.бумаг и т.д.). 2. внереализационные доходы (от сдачи в аренду, от операций купли-продажи валюты, от долевого участия в др.предп-х, от владения цен.бум-ми, рентные доходы, от предоставления прав во врем-е пользование, штрафы, пени, неустойки). При опред-и прибыли для цели налогообложения от доходов отнимают соотв-е расходы.
23. Механизм и выбор направлений распределения прибыли.
Механизм
распределения прибыли. При распределении
ЧП предпол-ся ее перераспред-е по 2-м основным
направлениям: выписка дивидендов, реинвестирование
произ-ва. Предприятия могут создавать
различные резервные фонды: фонд выплаты
див-дов по обыкновенным акциям, по привилегированным,
фонд накопления (для увеличения осн-го
и пополнения об-го капитала), потребления,
соц.сферы. Процессом распред-я ЧП зан-ся
топ-менеджмент организации в рамках див-й
политики. Главной проблемой явл-ся проблема
максимального удовлетворения требований
собственников по получению дохода на
вложенный капитал и необходимость финансир-ть
и расширять деят-ть предп-я. Див-я
политика решает 2 основные
задачи: с одной стороны выплата
див-в должна обеспечить защиту инт-в собственника
и создать предпос-ки для роста курсовой
ст-ти акции, с другой стороны максимизация
выплат див-в сокращает долю прибыли, реинвестирование
в произ-во, что не может не сказаться на
конечном фин-м рез-те. Известны
несколько моделей дивидендных
политик. 1. Простейшая
независимая теория
дивидендов. Див-ды выплачиваются по
остаточному принципу. Приоритетом для
фирмы явл-ся реинвестирование – долгосрочная
стратегия, предполагающая, что реинвестирование
сегодня даст прирост ЧП завтра и соответственно
увеличит ее объем, направленный на дивиденды.
2. «Синица в руках».
Приоритет – выплата див-в. Инвесторы
всегда предполагают текущие див-ды доходам,
лишь потенциально возможным в будущем.
Это краткосрочная стратегия, предпол-я,
что увеличение ЧП, направ-й на выплаты
див-в, будет способствовать росту акционер-го
капитала, что создаст возможности для
дополнительного реинвестирования. 3.
Пропорциональное распределение
ЧП. В соответст-и с ней устан-ся устойчивое
%-е соотношение между объемом ЧП, направленной
на выплату див-в и реинвестирование.
24.
Сущность экономического
эффекта и экономической
эффективности.
Экономический эффект – рез-тат какого-либо действия или деятельности. Он характеризуется системой абсол-ых пок-лей. В частности, ур-нь достигнутого эф. фирмы характ-ет Vпроизв-ва, Vреализации, выручка от продажи тов. и услуг. Он может быть как положительным, так и отрицательным.
Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной. Расчет экономической эффективности рекомендуется производить путём сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата по формуле: Эффективность (Э) = (Результат (Р)/ Затраты (З)) * 100% Система показателей эф-ти: 1. показ-ли, харак-ие эф-ть произ-ва: а). пок-ли, харак-е эф-ть исп-я рес-в: -осн-х фондов (ФЕ=ОФсг/ТП, ФО=ТП/ОФсг, ФР=Приб/ОФсг, ФВ=ОФсг/Чппп), -об-х ср-в (МЕ=МЗ/ТП, МО=ТП/МЗ), -труд-х рес-в (ПТ=О/Ч). б). пок-ли по затратам (ИЕ=Себ-ть/Стоим-ть=Зобщ/ТП, Рент-ть прод-и=Приб от прод/Себ-ть*100%, Рент-ть продаж=Приб от прод/Выр от продаж*100, СК срдг=СКнг+СКкг/2, Рент-ть произв=ЧП/ОФ+ОбС*100, Р собств кап=Приб до налог/СКсг*100).