Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:58, курсовая работа
Цель работы – изучение проблем сельской кредитной кооперации в современной России. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- изучить современное состояние развития сельской кредитной кооперации;
- ознакомиться с правовой основой сельской кредитной кооперации;
- выявить проблемы развития кредитной кооперации в России;
Введение 3
1. Сельская кредитная кооперация в современной России 5
2. Деятельность кредитных кооперативов по кредитованию сельских товаропроизводителей 13
3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации 18
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение
Из-за отсутствия специального Федерального закона « О кредитной кооперации» у многих кредитных кооперативов в регионах возникают сложности с регистрацией. Далеко не всегда налоговые службы признают некоммерческий характер кредитных кооперативов и предписывают им уплачивать налоги, как коммерческим организациям. Принятие закона « О кредитной кооперации» существенно расширит правовое поле деятельности сельскохозяйственной кредитной кооперации, снимет проблемы с регистрации кредитных кооперативов и их налогообложением.
Кредитно-кооперативная сеть в регионах России пока далека от совершенства. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы сконцентрированы в основном в районных центрах, поэтому многие сельские населенные пункты еще не охвачены кредитной кооперацией, а ведь именно здесь имеется значительный неудовлетворенный спрос на финансовые услуги.
Количество пайщиков и экономическая основа деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов еще достаточно малы. Находящиеся в распоряжении кредитных кооперативов финансовые ресурсы очень ограничены. При этом квалификация руководителей и специалистов районных кредитных кооперативов не всегда соответствует требованиям совершенствования системы сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в России должно идти по пути создания многоуровневой системы: первый и второй уровень в регионах и последующий – третий – на федеральном уровне. Такую перспективу развития сельскохозяйственной кредитной кооперации поддерживают кредитные кооперативы регионов России, федеральные и региональные государственные органы, сельхозпроизводители; приемлема она и для жителей села. Внесенное изменение в Федеральный закон « О сельскохозяйственной кредитной кооперации» позволяет строить такую систему сельской кредитной кооперации.
Специалистами Фонда развития сельской кредитной кооперации в целях преодоления возникших проблем разработана программа, осуществление которой будет способствовать выводу из кризиса системы сельской кредитной кооперации. Программа включает, прежде всего, внесение изменений в действующий Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», которыми конкретизируется ряд финансовых нормативов, необходимых для деятельности сельского кредитного кооператива (определение минимального размера паевого капитала, размера отчислений в резервный фонд, значения норматива ликвидности, повышение требований к членству в кооперативе и др.). Не менее важна и активизация работы по созданию гарантийных, залоговых фондов и других институтов стабилизации и гарантии при кооперативах второго и третьего уровней.
Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе и кредитных, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по направлениям и в пределах средств, предусмотренных этими бюджетами на очередной финансовый год.
Важным направлением, от которого, от которой в немалой степени зависит развитие кредитной кооперации, является совершенствование системы подготовки кадров и повышения их квалификации. В связи с появлением специальной правовой основы сельскохозяйственных кредитных кооперативов, где отражены особенности их создания и деятельности, установлены финансовые и иные ограничения, изменяются понятия о собственности кооператива и их пайщиков, расширяются демократические основы деятельности кооперативов, изменяются функции органов управления кооперативом. В этой связи возникает необходимость разработки единых нормативных документов и экономических нормативов , правил бухгалтерского учета и отчетности, по налогообложению, заемно - сберегательной деятельности. Это требует нового подхода к подготовке кадров и повышению их квалификации. Квалификация сегодняшнего состава кадров кредитных кооперативов еще не отвечает в полной мере этим требованиям. Поэтому федеральные структуры системы сельской кредитной кооперации в настоящее время разрабатывают единую Федеральную программу подготовки и повышения квалификации кадров сельской кредитной кооперации, отвечающую международным стандартам. Это направление должно быть одним из основных в деятельности федерального уровня системы сельской кредитной кооперации.
Другой весомой проблемой является то, что сельскохозяйственная кредитная кооперация - не конкурент банковской системе. Во-первых, кооперация ориентирована на пайщиков с более низким уровнем дохода; во-вторых, кооперативы предъявляют значительно более низкие требования к залоговому обеспечению займов за счет реализации принципа коллективной ответственности пайщиков; в-третьих, система потребительской кооперации решает проблему доступности финансовых услуг населению (в том числе сельскому) в каждом населенном пункте, так как кооператив находится в непосредственной близости от места жительства и экономической деятельности своих членов и выдает займы с использованием более простых и понятных процедур по сравнению с банком. Члены кредитного кооператива объединены общими кооперативными интересами и совместной собственностью, они не клиенты кооператива, а его равноправные члены. Это объединение людей, а не капиталов, как в банке или другой коммерческой организации. Число членов ограничено: это люди, знающие друг друга. В отличие от прочих финансовых организаций деятельность кредитного кооператива контролируют прежде всего его члены. Механизм кооперативной демократии позволяет членам кооператива, каждый из которых имеет один голос, следить за использованием внесенных ими средств благодаря выборности и подотчетности органов управления.
Практически все сельские кредитные кооперативы далеки от того, чтобы удовлетворить потребности крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйств в оборотных средствах для развития производства. В настоящее время они в состоянии обеспечить потребности в оборотных средствах только мелких крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Проблему можно решить только в сотрудничестве с банковской системой, обладающей достаточными для этого финансовыми ресурсами и инструментами. Наиболее важный шаг в этом направлении - реализация программы участия ОАО «Россельхозбанк» по созданию сельскохозяйствен-ных кредитных потребительских кооперативов, принятой еще в 2006 г. Взаимодействие между ОАО «Россельхозбанк» и сельскохозяйственной кредитной кооперацией осуществляется в следующих формах:
прямое кредитование кредитных кооперативов для последующего доведения ими средств в виде займов до своих членов. При этом в качестве обеспечения своевременного и полного погашения кредита принимается залог: ликвидное имущество сельскохозяйственного потребительского кооператива; объекты залоговых фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; гарантии субъектов Российской Федерации; ипотека земельных участков. При отсутствии залога выходом могла бы быть уступка прав требования по ссудным договорам, однако на практике данный вид залога не применяется;
рефинансирование банком заемного портфеля кооперативов в целях удешевления привлекаемых ими ресурсов и удлинения срока действия привлекаемых средств (не более 360 дней);
содействие банком повышению степени капитализации кредитных кооперативов;
использование кооперативов в качестве поручителей и агентов банка при реализации региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
На современном этапе решение этих проблем невозможно без поддержки государства.
Опыт ряда регионов показывает, что при поддержке региональных органов властикредитные кооперативы и их региональные системы эффективно развиваются. К таким регионам относятся Чувашская Республика, Астраханская область, Саратовская область.
Поддержка должна носить долговременный и целенаправленный характер до тех пор,
пока не будет выстроена полноценная система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, включающая в себя элементы финансовой защиты и контроля, которые позволят системе стабильно развиваться.
Таким образом, сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации требует активизации государственной политики, реализуемой через законодательство и государственные программы. Кредитная кооперация должна стать полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования, поскольку она служит основой формирования на селе среднего класса - гаранта стабильности государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ современного состояния отечественной сельскохозяйственной кредитной кооперации позволяет сделать вывод о том, что российское кооперативное движение является действенным инструментом в реализации приоритетных национальных проектов развития государства, становления гражданского общества и решения исключительно важных социальных задач. За предшествующие годы российская кооперация в полной мере доказала свою экономическую и социальную значимость в эффективном решении исключительно важных задач - преодоления бедности и повышения уровня занятости трудоспособного населения.
В этих условиях необходимо изучить опыт взаимодействия сельских администраций и поселковых Советов с действующими кредитными кооперативами. Сегодня, когда деятельность банковских структур в сельской местности сокращается, освобождаемая финансовая ниша по праву должна быть занята кредитной кооперацией. Сельская кредитная кооперация нуждается в расширении своей деятельности, в том числе по более широкому обслуживанию лиц, проживающих в малых городах и сельских поселениях путем предоставления финансово-кредитных услуг.
Для успешного становления сельской кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на:
формирование законодательно-правовой и нормативной базы, которая способствовала бы развитию кредитных кооперативов и регулировала бы (при необходимости) порядок их лицензирования;
становление системы аудита и улучшение стандартов работы кредитных кооперативов;
приведение налогообложения в соответствие с некоммерческим характером их деятельности;
обеспечение материальной (в том числе финансовой) поддержки для пополнения кооперативных ресурсов.
В решении этих задач неоценимо участие экономистов-аграрников, так как выработке стратегии развития и формированию законодательной базы предшествует разработка модели системы кредитной кооперации в России на основе изучения соответствующего отечественного и зарубежного опыта.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.1 и 2часть. – М.: Кодекс, 1995. – 240 с.
2. Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 16 декабря 1995 г. (ред. от 03.12.2008)
3. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: учебное пособие / ред. С.Б. Коваленко, ред. З.Н. Козенко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 447 с.
4. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: учебное пособие – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Дашков и К`, 2007. – 347 с.
5. Шкляр М.Ф. Экономика кредитного кооператива: Учебник. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2009.- 284 с.
6. Гордеев А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта “Развитие АПК” // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2006. – N 1. – C. 4-6.
7. Козенко З., А. Норов, Экономические условия развития кредитной кооперации // АПК: экономика, управление. – 2007. – N 6. – C. 35-37.
8. Коробейников Д.А., Репников В.Б. Роль кредитной кооперации в обеспечении развития сельских территорий // Финансы и кредит, 2008. – N10. – С. 14-22.
9. Королев К. Расширение границ кредитной политики в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. – 2007. – N 8. – C. 66-69.
10. Маслова В.В. Финансово-кредитный механизм развития АПК России // АПК: экономика, управление. – 2006. – N 1. – C. 44-49.
11. Несмысленов А.П. Национальному проекту в АПК необходимо эффективное управление: [опыт Саратовской области] //Национальные проекты. – 2006. – N 6. – С. 24-27.
12. Пахомов В. Для процветания Отечества: [сельская кредитная кооперация] // Деловой вестник “ Российской кооперации”. – 2006. – N6. – C.63.
13. Петрков А.В. Политика устойчивого сельского развития: [национальный проект “Развитие АПК”] // Национальные проекты.- 2006. – N 2. – С. 46-48.
14. Уразова С.А. Российские кредитные кооперативы: эволюция, современные проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. – 2008. – N45. – С.62-71.
Информация о работе Сельскохозяйственная кредитная кооперация