Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:12, дипломная работа
В основе появления рынка земли лежит проблема частной собственности. С одной стороны, выступают собственники земельных ресурсов, с другой - люди, владеющие деньгами и желающие свои деньги и свой труд вложить в использование земельных угодий и стать предпринимателями. Собственники земли предлагают свои земли в аренду, тем самым формируют предложение на землю. Будущие сельскохозяйственные землепользователи (арендаторы) вступают в переговоры об аренде земли, тем самым формируют спрос на землю, вследствие чего в обществе возникают аграрные отношения. В роли землевладельца может выступать физическое лицо, государство, фирма. Банк и т.д., имеющее право собственности на данный участок. Землепользователь - это арендатор, предприниматель, получающий обычную прибыль. Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.
Введение
Глава 1. Становление частной собственности на землю и рынок земли
1.1 Становление частной собственности на землю в России в начале 90-х годов
1.2 Формирование земельной собственности в форме земельных паев и садово-огородных участков
Глава 2. Аграрная реформа и ее этапы
2.1 Современная аграрная реформа и ее особенности
2.2 Последствия аграрной реформы в России
Глава 3. Характеристика современного рынка земли в России
3.1 Современная динамика цен на землю
3.2 Особенности ценообразования на рынке земли
Заключение
Список литературы
В результате сельские жители получили
имущественные и земельные паи, так же
как рабочие стали акционерами или
дольщиками предприятий. К сожалению,
земельная реформа проходила без должной
подготовки, поэтому многие собственники
земельных паёв до сих пор не до конца
понимают, чем же они владеют и каким образом
они могут распорядится своей долей.
Всего за 11,9 млн сельских жителей было
закреплено в качестве земельных паев
108 млн гектаров или 49% всей площади сельхозугодий
России. Массовая выдача свидетельств
на право собственности долей осуществлялась
в 1996-1997 гг. Значительная часть земельных
долей - более 5,4 млн - была сдана в аренду
и многие их владельцы - арендодатели получают
за это плату в основном продукцией - зерном,
сеном, комбикормами, а также обеспечиваются
услугами, в частности, вспашкой приусадебных
участков, транспортировкой грузов и т.
д. Передача участков в аренду обычно оформляется
договором. Однако условия договора (устного
или письменного) нередко не соблюдаются,
а немалая часть собственников земельных
долей слабо знакома со своими правами
и обязанностями.
Недостатком закрепления
земельных долей за сельскими жителями
было то, что земельными долями были
наделены многие из тех, кто не собирался
и не мог их эффективно использовать, а
посредством наследования земля может
переходить и к тем, кто не проживает на
селе. Поэтому возникает проблема оборота
земли, который позволит сосредоточить
землю в руках тех, кто желает и может ее
рационально использовать, не меняя ее
сельскохозяйственного назначения, что
требует ограничений правомочий собственников
земельных долей и строгого контроля над
их куплей-продажей и арендой.
По данным Правительства РФ в начале
1990-х годов при реорганизации сельскохозяйственных
организаций более 12 миллионов граждан
были наделены земельными паями (земельными
долями), полученными в процессе приватизации
сельскохозяйственных угодий этих организаций.
Огромный пласт населения страны впервые
со времён принятия Декрета о земле, объявившего
всю землю и её недра достоянием народа,
получил в частную собственность продуктивные
сельскохозяйственные земли. Однако непродуманность
аграрной реформы и отразившаяся на этом
неуместная спешка при принятии важнейших
актов земельного законодательства послужили,
пожалуй, первопричиной земельно-правового
хаоса на селе, отголоски которого до сих
пор будоражат общество. Последствия таких «чрезвычайных
законодательных мер» вылились в многочисленные
земельные споры, которые не могут утихнуть
и по сей день
Массовое выделение земельных участков
под садово-огородные участки проводилось
в России в начале 90-х годов ХХ века. Под
огороды выделялись участки около городов.
Было разрешено строить домики и гаражи
любого размера и этажности.
Сегодня государственная регистрация
прав владения участком проводится на
основании заявления правообладателя
или уполномоченного им на то лица при
наличии у него нотариальной доверенности.
Заявление о государственной регистрации
подписывается и подается в регистрационные
органы лично самим правообладателем
(уполномоченным лицом).
Согласно ст. 16 Закона о регистрации
к заявлению о государственной регистрации
должны быть приложены документы, необходимые
для ее проведения. Прежде всего на
государственную регистрацию представляется
правоустанавливающий документ - документ,
подтверждающий наличие у владельца земельного
участка прав на него. В качестве указанного
документа может быть представлено постановление
органа местного самоуправления о предоставлении
земельного участка в собственность, договор
купли-продажи, дарения, мены или иной
сделки, свидетельство о праве на наследство
по закону или завещанию, вступившее в
законную силу судебное решение либо иной
документ.
Помимо правоустанавливающего документа,
на регистрацию представляется кадастровый
план земельного участка.
На сегодняшний день у большинства
населения нет практически никаких
документов, удостоверяющих права на садовые
участки. В лучшем случае это членская
книжка садоводческого товарищества.
Это связано с тем, что в 70 - 90-х годах сложилась
такая практика, при которой покупка-продажа
многими гражданами осуществлялась способом,
который законным назвать нельзя. Покупатель
отдавал деньги продавцу, а тот сообщал
председателю садоводческого товарищества
о передаче своего участка в товариществе
новому владельцу, которого на основании
протокола общего собрания членов садоводческого
товарищества принимали в члены такого
товарищества и выдавали членскую книжку.
Указанные члены некоммерческих объединений
не могут теперь воспользоваться своим
правом на бесплатную приватизацию садовых
участков.
Долгожданный Закон о так называемой
"дачной амнистии", безусловно, во
многом упрощает оформление прав, но только
не для граждан, которые не оформили в
свое время находящиеся у них в пользовании
садовые участки.
Единственно возможный выход для таких граждан - обращение в суд либо с иском о признании права на приватизацию садового участка, либо с заявлением об установлении факта владения и пользования садовым участком со дня вступления в члены некоммерческого объединения.
Глава 2. АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ЭТАПЫ
2.1 Современная аграрная реформа и
ее особенности
С переходом к рыночной экономике правительством
стали предприниматься попытки создания
рынка земли. Первым шагом в правовом обеспечении
этого замысла стал Указ Президента РФ
"О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы" от 27 декабря 1991
г. При подготовке проекта указа, а также
принятого 29 декабря того же года в развитие
его положений постановления Правительства
РФ "О порядке реорганизации колхозов
и совхозов" группа руководствовалась
важнейшим принципом, следование которому
позволило передовым странам поддерживать
устойчивое, высокоэффективное развитие
сельского хозяйства: земля принадлежит
тем, кто живет и трудится на ней. В соответствии
с ним в стране отменялась государственная
монополия на землю, а занятые в сельском
хозяйстве, включая работников социальной
сферы, наделялись земельными участками,
то есть должны были стать их собственниками.
Для обеспечения эволюционного хода земельной
реформы в качестве начальной меры указанным
постановлением предусматривался раздел
обобществленной в советское время земли
между бывшими работниками колхозов и
совхозов в форме условных долей с последующим
выделением земельных участков в натуре
и правом новых собственников организовать
фермерское хозяйство, вступать в кооперативы,
акционерные общества, товарищества и
т. д., совершать сделки купли-продажи,
аренды, залога, то есть осуществлять рыночный
оборот сельскохозяйственных земель.
Соответствующие процедуры были закреплены
и конкретизированы в других многочисленных
актах земельного и общего аграрного законодательства,
включая Земельный кодекс РФ, закон "Об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения" и др. При этом неизменно
подтверждался закрепленный в Конституции
РФ приоритет частной собственности на
землю, предполагающий действительное
наделение тружеников села реальными
земельными участками.
В ожидании этого новые земельные собственники
с пониманием отнеслись к формальному
введению промежуточного этапа, на котором
им предоставлялись земельные доли, надеясь
в скором времени получить заветные земельные
участки в. В этом направлении наметились
и реальные подвижки: около 260 тыс., то есть
немногим более 2% из почти 12 млн. земельных
"дольщиков" стали собственниками
5% посевных площадей и производителями
6, 4% зерновых, 11, 6% технических культур,
а также других видов сельскохозяйственной
продукции. Но дальше процессы рыночного
реформирования земельных отношений стали
тормозиться, его первоначальные концептуальные
положения оказались искажены или перечеркнуты.
Хотя и было решено возвратить землю
тем, кто ее непосредственно возделывает,
это главное средство производства в сельском
хозяйстве странным образом стало
ускользать из крестьянских рук; на пути
развития малого аграрного бизнеса возникла
глухая стена. Декларированное право частной
собственности на землю работников бывших
колхозов и совхозов экономически реализовано
лишь в незначительной степени: доли почти
на 9/10 земель сельскохозяйственного назначения,
как было обещано, не выделялись и юридически
не закреплялись за ними в натуре. Вместо
этого в массовом порядке осуществляются
спекулятивные сделки с земельными участками,
отмечаются также и другие злоупотребления
в отношениях между их номинальными собственниками
и партнерами по земельному обороту на
региональном и местном уровнях. В процессе
такого "оборота" формальные владельцы
земли - физические лица лишаются реального
права собственности на нее. В отсутствие
беспристрастного закона о земле, содержащего
единые, четкие и однозначные нормы ее
рыночного оборота, земельными делами
в основном стало заправлять разросшееся
бюрократическое, нередко коррумпированное
"землеустроительное" и прочее чиновничество.
В современной российской действительности,
несмотря на признание этого права, возобладала
тенденция к лишению все большего числа
бывших работников колхозов и совхозов
обещанных им в 1991 г. земельных участков.
Под видом якобы продажи или сдачи в аренду,
а на деле - путем своеобразной "бархатной
реприватизации" или фактической экспроприации
под патронажем чиновничества они переходят
во владение гигантских холдингов и агрофирм.
Подобный произвол характерен и для других
аспектов земельных отношений, включая
залог земли, который в результате занимает
мизерную долю в ее рыночном обороте (около
0, 03% общей площади сделок с оборотом земель
сельскохозяйственного назначения).
Мало изменил положение и принятый
в 2002 г. Федеральный закон "Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, применению эффективного
механизма реализации частной собственности
на землю препятствует отсутствие последовательно
прорыночного правового и адекватного
ему экономического регулирования земельных
отношений вообще и в области оборота
сельскохозяйственных земель в частности.
В отдельных субъектах Федерации сельскохозяйственные
земли остались в государственной собственности.
Формально указанный федеральный закон
в силу его приоритетности признается,
но, например, в Республике Дагестан в
соответствии с законом от 29.12.2003 г. право
купли-продажи земли, как и возможность
ее приватизации, отложены на 49 лет с момента
его публикации, то есть до 2052 г.
В ранее принятом, декларативном в
своей основе Земельном кодексе РФ,
других актах аграрного законодательства
содержались многообещающие отсылки к
упомянутому закону об обороте сельскохозяйственных
земель. Безусловно, он содержит некоторые
нормы, направленные на разрешение отдельных
острых вопросов земельного рынка. Но
оценить его в целом позитивно не представляется
возможным, поскольку его принципиальные
положения отдают приоритет не экономическому,
а административно-чиновничьему регулированию,
волевым решениям, ущемляющим права земельных
собственников, прежде всего физических
лиц, владельцев земли на бумаге в форме
ее аморфных долей.
Как свидетельствует анализ рассмотренных
и других законодательных актов о земле,
создается противоречащая концепции земельной
реформы, а в существенных моментах
- и антиконституционная юридическая
база для разного рода чиновничьих
и монополистических манипуляций на рынке
земли, обеспечивающая свободу действий
гигантских земельных конгломератов.
Они включают в свою структуру предприятия
различных несельскохозяйственных направлений,
а также сельскохозяйственные организации,
фактически покупаемые земельными монополистами
вместе с владельцами земельных долей
за символическое вознаграждение или
заманчивые обещания.
В последние годы такие конгломераты получили
развитие в разных регионах страны, особенно
в Белгородской области, о чем часто с
восторгом сообщают средства массовой
информации и некоторые экономисты-аграрники,
путающие гигантоманию с крупным производством,
полагая, что именно такие объединения
выведут отечественное сельское хозяйство
из кризиса и будут способствовать возрождению
деревни. В социально-экономическом плане
эти восторги представляются больше эмоциональными,
а прогнозы - по меньшей мере сомнительными.
Парадоксы и изъяны земельного законодательства
в России, противоречия в реальной практике
земельных отношений вынуждают периодически
его корректировать. В частности, в закон
"Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" с 2002 г. уже трижды вносились
изменения и дополнения. Очередные поправки
внесены в него Федеральным законом от
18 июля 2005 г., которым введен принцип преимущественного
права собственника земельной доли в праве
общей собственности на земельные участки
сельскохозяйственной организации (СХО)
при продаже этой доли. Однако на деле
"преимущественное" право ее приобретения
для действующих и будущих фермеров трудно
или невозможно реализовать.
Информация о работе Рынок земли в России: становление, особенности