Роль прибыли в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы заключается в изучении сущности прибыли и ее роли в деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ
Понятие и назначение прибыли предприятия……………………....6
Критерии оценки прибыли предприятия…………………………....9
Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж.

Сфера применения, взаимосвязи…………………………………………....13

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Прибыль как мера эффективности работы предприятия…………17

2.2. Особенности формирования и распределения прибыли предприятия………………………………………………………………...………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..35

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 86.31 Кб (Скачать)

  Прибыль по товарному выпуску (ПТП) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

            ПТП = ЦТП  ¯ СТП  ,

    где ЦТП - стоимость товарного выпуска планируемого периода в   действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

     СТП — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).[14, с. 217].

  Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (ПРП) рассчитывается по формуле:

                          ПРП= ВРП¯ СРП ,

    где  ВРП - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

    СРП - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде     продукции.[14, с. 217]. 

      Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (ПОН) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (ПТП) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (ПОК), то расчет плановой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле:

                                     ПРП =  ПОН+  ПТП  ­   ПОК     [14, с. 217].

     Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

  Разновидностью  метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

  Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

  • определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  • исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
  • учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

  После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

  Кроме прибыли от реализации товарной продукции  в составе валовой прибыли, как  отмечено ранее, учитывается прибыль  от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

  Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

  Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

  После расчета прибыли (убытков) по остальным  видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

     Кроме изложенных способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. 

1.3. Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

  Показатели  рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:

                                                                                                            

                                                                                                            

                                                                                                              Таблица 1

                                        Показатели рентабельности

 
 
Показатели рентабельности
 
    Формулы расчета
     

     Назначение

    1
      2
    3
 

Рентабельность  отдельных видов продукции

 
  Прибыль в расчете на

   единицу продукции

                  ×  100%

     Себестоимость

   единицы продукции

   

    Прибыль в расчете на

     единицу продукции

                     × 100%

        Себестоимость

    единицы продукции

          за вычетом

    материальных затрат 

Прибыль в расчете  на

 единицу продукции 

                   × 100%

        Заработная плата

      производственных

     рабочих на единицу

             продукции

 
Характеризует прибыльность различных видов продукции. Используется в качестве базы для расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях.
 
Рентабельность  реализации (оборота)
 
     Прибыль от

     реализации 

     продукции 

          × 100 %

       Выручка

   от реализации 

        Балансовая прибыль

 × 100%

 Чистая выручка  от реализации 

 продукции  + Доходы от прочей

реализации и  внереализационных

                 операций

 
Показывает, какой процент прибыли получает

предприятие с каждого рубля реализации

 
 
 

 Продолжение  таблицы 1

 
Рентабельность

активов (капитала) 
 
 
 

Рентабельность  текущих активов 
 

Рентабельность

чистых активов

 
 Прибыль            

                          × 100%

Совокупные

активы 
 

      Прибыль

  × 100%

Текущие активы 
 

      Прибыль

× 100%

Чистые активы

 
Эти комплексные  показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов
 
Рентабельность 

собственного  капитала

 
    Чистая прибыль

             × 100%

      Собственный

           капитал

 
Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов

 [14, с. 222].

     Наиболее часто используются  показатели рентабельности активов  (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 3 и 4.

 =

 

Рис.3. Взаимосвязь  показателей рентабельности активов  [14, с. 224]. 
 
 

 

  

                         =                ×                                       ×

  
 
 
 
 

Рис. 4. Взаимосвязь  показателей рентабельности собственного капитала [14, с.224]. 

                                              

                                            

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Роль прибыли в  деятельности предприятия

2.1.Прибыль как мера эффективности работы предприятия

  Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)[15, с.101].

  Из  приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1. 

 
      Валовой доход
    Материальные  затраты
    Оплата труда
    Прибыль
    Издержки производства (себестоимость)
    Чистый доход
          Объем реализации
 
 

     
    Рис. 1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия

    [15, с. 102 ]. 

   Трудовой  коллектив заинтересован как  в повышении оплаты труда, так  и в росте прибыли, поскольку  последняя в условиях конкуренции  является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

   В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Информация о работе Роль прибыли в деятельности предприятия