Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в изучении сущности прибыли и ее роли в деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ
Понятие и назначение прибыли предприятия……………………....6
Критерии оценки прибыли предприятия…………………………....9
Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж.
Сфера применения, взаимосвязи…………………………………………....13
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Прибыль как мера эффективности работы предприятия…………17
2.2. Особенности формирования и распределения прибыли предприятия………………………………………………………………...………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..35
Прибыль по товарному выпуску (ПТП) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
ПТП = ЦТП ¯ СТП ,
где ЦТП - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
СТП — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).[14, с. 217].
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (ПРП) рассчитывается по формуле:
ПРП= ВРП¯ СРП ,
где ВРП - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
СРП
- полная себестоимость реализуемой в
предстоящем периоде продукции.[14,
с. 217].
Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (ПОН) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (ПТП) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (ПОК), то расчет плановой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле:
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
Кроме изложенных способов планирования
прибыли — методом прямого счета и аналитическим
- существует так называемый метод совмещенного
расчета. В этом случае применяются элементы
первого и второго способов. Так, стоимость
товарной продукции в ценах планируемого
года и по себестоимости отчетного года
определяется методом прямого счета, а
воздействие на плановую прибыль таких
факторов, как изменение себестоимости,
повышение качества, изменение ассортимента,
цен и др., выявляется с помощью аналитического
метода.
1.3. Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:
Показатели рентабельности |
|
Назначение |
|
|
|
Рентабельность отдельных видов продукции |
Прибыль в расчете на единицу продукции × 100% Себестоимость единицы продукции
Прибыль в расчете на единицу продукции × 100% Себестоимость единицы продукции за вычетом материальных
затрат Прибыль в расчете на единицу продукции Заработная плата производственных рабочих на единицу продукции |
Характеризует прибыльность различных видов продукции. Используется в качестве базы для расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях. |
Рентабельность реализации (оборота) |
Прибыль от реализации продукции × 100 % Выручка от реализации Балансовая прибыль × 100% Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций |
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации |
Продолжение таблицы 1
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность
текущих активов Рентабельность чистых активов |
Прибыль × 100% Совокупные активы Прибыль × 100% Текущие активы Прибыль × 100% Чистые активы |
Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль × 100% Собственный капитал |
Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов |
[14, с. 222].
Наиболее часто используются
показатели рентабельности
=
Рис.3. Взаимосвязь
показателей рентабельности активов
[14, с. 224].
=
×
Рис. 4. Взаимосвязь
показателей рентабельности собственного
капитала [14, с.224].
Глава 2. Роль прибыли в деятельности предприятия
2.1.Прибыль как мера эффективности работы предприятия
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)[15, с.101].
Из
приведенного определения следует, что
ее происхождение связано с получением
валового дохода предприятием от реализации
своей продукции (работ, услуг) по ценам,
складывающимся на основе спроса и предложения.
Валовой доход предприятия - выручка от
реализации продукции (работ, услуг) за
вычетом материальных затрат - представляет
собой форму чистой продукции предприятия,
включает в себя оплату труда и прибыль.
Связь между ними показана на рис. 1.
| ||
|
|
|
|
| |
|
Рис. 1.
Себестоимость, валовой доход и прибыль
предприятия
[15, с. 102 ].
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.