Роль малого бизнеса в эффективном функционировании национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание

Введение 3
Малый бизнес в России сегодня 4
Роль малого бизнеса в национальной экономике 10
Заключение 13
Библиографический список 15

Работа содержит 1 файл

контролка.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

Такой вывод позволяет сделать  анализ накопленных данных: результатов  опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 года их количество не растет, напротив, оно несколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддерживать стационарный режим уже запущенного дела. Процесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют  хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием  укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных [5, c. 74].

Для работников малый бизнес - возможность  избавиться от прежнего стереотипного  отношения к труду как к  затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей – это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует  систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.

Вместе с тем большинство  развивающихся МП не стремится перешагнуть  формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают  возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозится расширеие среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов [3, c. 92].

 

Заключение

 

Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса несёт в себе множество перспектив:

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе;

- рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

- создание новых рабочих  мест с относительно низкимизатратами, особенно в сфере обслуживания;

- подготовка кадров  за счёт использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

- ликвидация монополии  производителей, создания конкурентной  среды;

- улучшение взаимосвязи  между различными секторами  экономики .

Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы.

Сегодня именно малый бизнес может стать той питательной средой, которая даст России людей, способных подняться над соображениями сиюминутной выгоды, думать в перспективе.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Бухвальд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт России) / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. – М. – 2008. – №7. – С. 206.

2. Малое предпринимательство:  статистика// Экономика и жизнь. – М. – 2007. – №40. – С. 183.

3. Малый бизнес в  России: оценка ситуации // Общество  и экономика. – М. – 2006. –  №9 – С.104.

4. Маньков В. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса/ В. Маньков// Вестник МГУ, сер. 6. – М. – 2008. – №2. – С. 209.

5. Тарануха Ю. Предпринимательство в российской экономике/ Ю. Тарануха// Экономист. – М.– 2008. – №10. – С.211.

 

 


Информация о работе Роль малого бизнеса в эффективном функционировании национальной экономики