Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа
Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
Введение 3
Малый бизнес в России сегодня 4
Роль малого бизнеса в национальной экономике 10
Заключение 13
Библиографический список 15
Оглавление
Введение 3
Малый бизнес в России сегодня 4
Роль малого бизнеса в национальной экономике 10
Заключение 13
Библиографический список 15
Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в
России малый бизнес находится
на начальном этапе развития.
Несмотря на принимаемые
Нельзя сказать,
что проблемы малого
Данную тему я
считаю актуальной для России
на сегодняшний день. Как показывает
опыт развитых стран, малое
и среднее предпринимательство
играет весьма и весьма
Малое предпринимательство
- предпринимательская
В последние несколько
лет, по крайней мере, российское малое
предпринимательство
Резкое ухудшение финансового
положения малых предприятий, возникшие
трудности с доступом к кредитно-финансовым
ресурсам связаны в первую очередь
с экономическим кризисом. Продолжился
уход с легального рынка большого
числа малых предприятии и
индивидуальных предпринимателей, ужесточились
административно-
По вкладу малого бизнеса
в ВВП (около 20%) Россия отстает не
только от развитых стран (50-60%), но и
от многих стран Восточной и Центральной
Европы. Но в российских регионах-лидерах
(Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого
бизнеса в ВВП составляет более 20-25% [2,
с. 54]. Следовательно, есть реальные возможности
уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные
условия для роста числа субъектов малого
предпринимательства. Речь идет в первую
очередь об успешной реализации Федеральной
программы государственной поддержки
малого предпринимательства. Но для этого
необходимо: формирование пакета законов
и соответствующей нормативно правовой
документации; совершенствование налогообложения;
интенсивные институциональные преобразования
с целью преодоления административно-
Современное состояние
России отличается сложным характером.
Средняя численность занятых
на малых предприятиях по итогам 2010
г. составила 9,1 млн. человек. Общее число
занятых в малом бизнесе к
началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек,
или около 16,7% от экономически активного
населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня
западноевропейских стран. Вклад малых
предприятий в валовой
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса малых
предприятий действует в сфере
торговли и общественного питания,
т.е. сегодня торговля и общественное
питание определяющая сфера интересов
малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям
торговли и общественного питания,
объем произведенной ими
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная картина складывается
в строительстве и
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По сравнению с 2009г.
в 2010 г. сокращение сектора малых
предприятий, как по числу хозяйствующих
субъектов, так и по количеству работников
отмечено также в промышленности
(число предприятий и
Возрастает роль малых
предприятий, выпускающих наукоемкую
продукцию – они наращивают научно-технический
и производственно-
Деятельность малого бизнеса
в сфере услуг значительно
активнее и разнообразнее. Объем
платных услуг населению на 1/3
формируется за счет услуг, оказываемых
индивидуальными
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.
Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах [1, с. 110].
Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.
Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.
Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
- создание современных элементов инфраструктуры бизнес - инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.
Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ совместно с Торгово - промышленной палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, с. 46]. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.
Для экономики в целом деятельность
малых фирм является важным фактором
повышения ее гибкости. По уровню развития
малого предпринимательства
Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.
Информация о работе Роль малого бизнеса в эффективном функционировании национальной экономики