Роль малого бизнеса в эффективном функционировании национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание

Введение 3
Малый бизнес в России сегодня 4
Роль малого бизнеса в национальной экономике 10
Заключение 13
Библиографический список 15

Работа содержит 1 файл

контролка.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 3

Малый бизнес в России сегодня 4

Роль малого бизнеса в национальной экономике 10

Заключение 13

Библиографический список 15

 

 

 

 

Введение

 

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

 К сожалению, в  России малый бизнес находится  на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством  меры поддержки малого предпринимательства,  его деятельность ограничена  рядом проблем. Количественные  показатели в несколько раз  уступают соответствующим показателям  развитых стран.

 Нельзя сказать,  что проблемы малого предпринимательства  находятся вне государственного  внимания (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого  и среднего предпринимательства  в РФ», новым президентом подписан  Указ «О неотложных мерах по  ликвидации административных ограничений  при осуществлении предпринимательской  деятельности»).

 Данную тему я  считаю актуальной для России  на сегодняшний день. Как показывает  опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую  роль в экономике, его развитие  влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического  прогресса, на насыщение рынка  товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных  рабочих мест, то есть решает  многие актуальные экономические,  социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного  мира со всей очевидностью  доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного  малого предпринимательского сектора.  

Малый бизнес в России сегодня

 

Малое предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателям, на основе которого предприятия (организации) различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником [16, с. 21].

В последние несколько  лет, по крайней мере, российское малое  предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых  предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует  о том, что данный сектор экономики  столкнулся с рядом серьезных  проблем, решение которых будет  способствовать не только дальнейшему  развитию малого бизнеса, но и совершенствованию  его структуры.

Резкое ухудшение финансового  положения малых предприятий, возникшие  трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь  с экономическим кризисом. Продолжился  уход с легального рынка большого числа малых предприятии и  индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход [4, с. 24].

По вкладу малого бизнеса  в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и  от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25% [2, с. 54]. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых МП, развитие государственной поддержки малого предпринимательства.

Современное состояние  России отличается сложным характером. Средняя численность занятых  на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число  занятых в малом бизнесе к  началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного  населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых  предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17% [2 , с. 54].

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых  предприятий, свидетельствующая о  включенности их в воспроизводственный  процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых  предприятий действует в сфере  торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов  малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции  в 1,7 раза, а общая численность  занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий [3, с. 10].

Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых  затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства  и бурно развивающейся на этапе  его становления, хотя в последние  годы темпы роста основных показателей  замедлились, что говорит о насыщении  рынка по этому виду деятельности.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий  строительного и промышленного  профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного  питания, тогда как по числу занятых  их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной  продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве  и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании [3, с.10].

Несмотря на достаточно высокую производительность труда  на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей  деятельности малых предприятий  в этой отрасли имеет отрицательную  тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось  на 6,7%, а численность занятых –  на 4%.

По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых  предприятий, как по числу хозяйствующих  субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились  число предприятий на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании сократились  соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке  и научном обслуживании сократились  соответственно на 16,7% и 7,6% [2, С.54]. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.

Возрастает роль малых  предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию – они наращивают научно-технический  и производственно-экономический  потенциал. В радиоэлектронике и  приборостроении более 35% малых предприятий  связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса  в сфере услуг значительно  активнее и разнообразнее. Объем  платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых  индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства  в 2010г. в объеме бытовых услуг  – 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг  – 53%, а в объеме услуг правового характера достигает 96% [2, с.54].

Три названные выше отрасли  определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа  всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых  в этой сфере.

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться  и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как  второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах [1, с. 110].

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

- создание современных элементов инфраструктуры бизнес - инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для стабильной работы малых и средних предприятий  в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП  РФ совместно с Торгово - промышленной палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, с. 46]. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.

 

Роль  малого бизнеса в национальной экономике

 

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и  неудачи, малое предпринимательство  развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические  проблемы. Отрицательное влияние  на развитие малого предпринимательства  оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса [3, c. 61].

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.

Информация о работе Роль малого бизнеса в эффективном функционировании национальной экономики