Роль и значение арендных операций в формировании основных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи с переходом к рыночным отношениям арендные сделки в России все в большей степени становятся похожими на подобные операции в экономически развитых станах мира, по крайней мере, в плане их разнообразия. Вместе с тем необходимо отметить, если в правовом отношении вопросы регулирования традиционных арендных сделок характеризуются определенной последовательностью и проработанностью, то в части налогового и бухгалтерского аспектов учета подобных операций существует достаточно много спорных и противоречивых моментов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АРЕНДЫ 5
1.1. Понятие и функции аренды 5
1.2. Виды и формы аренды 8
2. ЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРЕНДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «БАЛЬЗАМ БИО» 11
2.1. Краткая характеристика предприятия 11
2.2. Оценка эффективности использования аренды в ООО «Бальзам-Био» 13
3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРЕНДЫ НА ООО «БАЛЬЗАМ-БИО» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

роль и значение арендных операций в формировании основных фондов.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

 

                               1  

               ------------------------ ;                                                                  (2.3)

                         1 + И : Т


 

Данный поправочный коэффициент  равняется:

1 : (1 + 0,885) = 0,9217.

 

Это означает, что расходы  предприятия снижаются почти  на 8 процентов за счет срока выплат арендных платежей.

С учетом этого поправочного коэффициента общая сумма арендных платежей составляет:

236 856 * 0,9217 + 1 000 = 218 310 +1 000 = 219 310 тыс. руб.

Согласно существующим правилам в расходы предприятия  по получению оборудования также  должны войти затраты, идентичные по направленности и суммам кредитной  схеме покупки оборудования.

Расходы предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС учитываем  в режиме договоренности с арендной компанией о том, что эти платежи вносятся в арендное соглашение.

Арендодатель (арендная компания) оплачивает их на границе, а затем они дополнительно учитываются в арендных платежах в течение года и оплачиваются предприятием-арендополучателем сверх расчетной величины арендных процентов на условиях привлечения для данной сделки кредитных ресурсов и получения арендодателем соответствующей арендной маржи. Как видно, обе стороны (арендная компания и арендополучатель) заинтересованы в данной схеме.

Однако, в отличие от расходов по кредиту, удорожание будет производиться  не по коэффициенту 0,3, а по коэффициенту 0,04 (арендная маржа).

Произведем расчет расходов предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС ( см.таблицу 4).

 

Таким образом, общая величина расходов компании по таможенным пошлинам, сборам и НДС составляет 59 732 тыс. руб.

Расходы предприятия по аренду (с выплатой в начале квартала) с учетом расходов по таможенным пошлинам, сборам, налогу на добавленную стоимость составят:

219 310 + 59 732 = 279 042 тыс. руб.

Платежи производятся равными долями в начале каждого квартала на протяжении всего договора аренда (см.таблицу 5).

Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по аренде будет следующим:

326 465 : 279 042 = 1,170, то есть расходы  по кредиту превышают расходы  по аренде на 17 процентов (см.таблицу 6).

Таким образом, расходы на покупку оборудования в аренду меньше, чем расходы на приобретение оборудования в кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРЕНДЫ  НА ООО «БАЛЬЗАМ-БИО»

 

Одним из перспективных направлений развития аренды является лизинг. Среди новых тенденций рынка лизинга эксперты отмечают более четкую его структурированность, на нем ясно становятся видны различные сегменты. Во-первых, определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами. Во-вторых, компании, ориентированные на так называемую лизинговую розницу, сосредотачиваются в основном в сфере лизинга автотранспорта. В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффинированные с иностранными банками и поставщиками оборудования.

Продолжается быстрый рост величины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболее заметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупным перевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля при этом остается на хорошем уровне.

Лизинг охватил практически все регионы страны. Конкуренция между различными лизинговыми компаниями наблюдается в основном в секторах автомобильного лизинга, легковой и грузовой техники. Косвенным образом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программ автокредитования, которое предлагают многие российские банки.

В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3-7% годовых при среднем размере авансового платежа 20-30%.

Почти все новые виды лизингового бизнеса пока находятся вне правовой базы, которая не прописывает их определения. Положение усугубляется тем, что фискальные органы негласно включили лизинг в категорию схем уклонения от уплаты налогов. Однако лизинговые компании активно внедряют новые технологии, зачастую работая на грани фола, это способствует развитию отечественного рынка лизинга как по суммарному объему контрактов, так и по разнообразию предлагаемых услуг, приближается к европейскому. Сумма сделок финансовой аренды, заключенных в прошлом году, превысила 270 млрд. руб. Прирост объема контрактов лизинга автомобилей, железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники в последние годы составлял по 30 - 70% годовых. Эти отрасли стали локомотивом развития всего отечественного рынка финансовой аренды, на котором за пять лет стоимость ежегодно заключаемых договоров увеличилась в шесть раз. Хотя следует признать, что опережающие темпы роста железнодорожного и агролизинга были обусловлены значительным участием государства. Оно вложило большие деньги в национальный проект "Поддержка агропромышленного комплекса", при этом большинство инвестиций осуществлялось в государственную лизинговую компанию "Росагролизинг". Именно ее работа обеспечила рост рынка финансовой аренды сельхозтехники и племенного скота - объем контрактов, заключенных этой компанией в 2006 году, превысил 7,2 млрд. руб. Рынок лизинга железнодорожного транспорта вырос за счет влияния "Российских железных дорог" (РЖД), которые выбрали финансовую аренду как приоритетный инструмент обновления своего уже порядком износившегося парка техники. Так, в 2006 году компания РЖД приобрела в лизинг основных средств на сумму 20,4 млрд руб., а в нынешнем - лизинговая программа будет реализована уже в размере, превышающем 25 млрд. руб.

Единственный вид лизинга, который развивался так же интенсивно, но без вмешательства государства - это финансовая аренда автомобилей. "Автолизинг - самый крупный из трех китов рынка финансовой аренды (его доля оценивается в 25-30%) и самый рыночный, на нем конкуренция очень жесткая, а клиенты более разборчивы. Поэтому операторы рынка лизинга автомобилей предлагают огромное количество продуктов, специфических услуг и программ, ориентированных на самые разные клиентские группы. Именно в отрасли финансовой аренды автомобилей прошли "обкатку" новейшие лизинговые технологии, такие как возвратная и оперативная схемы, экспресс - и операционный лизинг, лизинг без оценки финансового состояния клиента. Некоторые из этих технологий уже применяются в других отраслях. Все эти направления бизнеса успешно развиваются даже несмотря на то, что некоторые схемы работы пока находятся фактически вне правового поля, например в сентябре Москоммерцбанк объявил о заключении первой сделки по предоставлению автомобиля в лизинг физическому лицу. Однако юридически лизинга для частных лиц в России не существует, но услуга, которая так называется, представляет определенный интерес для покупателя автомобиля. Банк сообщил, что предложил рынку "аналог наиболее распространенного и популярного способа приобретения новых автомобилей физическими лицами в развитых странах Европы и мира". Его отличие от обычного автокредита состоит в том, что клиент не приобретает автомобиль в собственность. В развитых странах стандартной является услуга, когда покупатель, оплатив только страховку, получает новый автомобиль, выплачивает в течение установленного срока арендные платежи, в конце срока аренды меняет автомобиль на новый по той же схеме. Казалось бы, причем тут лизинг? Судя по описанию, речь идет о классической схеме аренды - правда, с правом выкупа. Понятно, что сейчас лизинг - модное слово. Но исходя из определения этого термина в Гражданском кодексе, лизинга для физических лиц в нашей стране не существует. То есть употребление кредитными организациями понятия "лизинг" применительно к физическим лицам является исключительно маркетинговым ходом.

Вот как реализуется эта схема: банк выдает кредит лизингодателю, тот отдает автотранспорт в лизинг некоему юридическому лицу, которое уже может сдать машину либо в сублизинг, либо в аренду физическому лицу. Все эти сделки абсолютно чисты с точки зрения законодательства. Основной риск лизинговой схемы для конечного потребителя связан с тем, что все время автомобиль находится на балансе компании, у которой он ее арендует. Если эта компания обанкротится, автомобиль попадет в конкурсную массу и будет изъят у конечного потребителя. Впрочем, ничего страшного в этом нет, ведь он платит только за его аренду. Но, несмотря на призрачность своего существования, "лизинг для физ. лиц" является довольно привлекательным для потребителей.

Такая услуга может использоваться, если у заемщика не хватает официального дохода для получения кредита. Тогда, используя лизинговую схему, он может купить более дорогой автомобиль, чем доступные ему при покупке в кредит. Например, для потребителя с официальным доходом $1000 в месяц максимальный платеж составит $400, что по кредитной программе с первоначальным взносом 15% и ставкой 9% годовых в валюте при сроке кредита три года делает доступным автомобиль максимальной стоимостью $14 775. А при осуществлении того же платежа $400 в месяц, но по лизинговой схеме доступны автомобили стоимостью до $24 450.

Кроме того, покупателями автомобиля по псевдолизинговой схеме могут стать те, кто не желает оформлять права собственности на автомобиль, соответственно лизинг для физических лиц в России развивается как логичное продолжение автокредитования, по сути являясь формой кредита.

Другим фактором роста лизинга для частных лиц может стать желание автопроизводителей увеличить продажи за счет введения лизинговых схем. Тем более что стандартные схемы перестают стимулировать продажи так, как хотелось бы автопроизводителям. Хотя этот ресурс еще далеко не исчерпан, именно рост спроса на услуги проката и аренды стимулирует лизинговые компании к предоставлению услуг физическим лицам.

Еще одна категория потребителей псевдолизинга - компании, берущие машины для передачи своим сотрудникам в качестве бонусов. Впрочем, наиболее привлекательной в этой схеме является возможность ускоренной амортизации, позволяющая через три года иметь на балансе автомобиль с нулевой стоимостью, который можно списать. Однако гражданину, сделавшему выбор в пользу псевдолизинга автомобиля, следует знать, что он не сможет в полной мере использовать все преимущества настоящей финансовой аренды. Даже если бы лизинг для частных лиц был разрешен, то в том виде, в каком он существует в России, он был бы невыгоден, поскольку физические лица не могут использовать его основные преимущества - отнесение лизинговых платежей на себестоимость, ускоренную амортизацию и, как следствие, уменьшение налога на имущество. Для лизинговых компаний и банков лизинг автомобилей для физ. лиц также не является особенно привлекательным бизнесом - его прибыльность не превышает 2%.

Поэтому бизнес по предоставлению в лизинг автотранспорта частным лицам вряд ли получит широкое распространение: необходимо совершить большое количество мелких сделок, операционные расходы на которые могут съесть прибыль.

Несмотря на сомнительную экономику проекта, первопроходцы уверены в том, что выбрали перспективную рыночную нишу. "Лизинг для физических лиц является абсолютно новым финансовым инструментом приобретения нового автомобиля для российского рынка. Вообще рынок лизинга для физических лиц находится в самом начале своего пути и его участники, двигаясь разными путями, формируют одну из самых востребованных на европейском и американском рынке возможностей приобретения нового имущества".

Понятие "оперативный лизинг" (предполагающее, что поставляемое клиенту имущество остается в собственности лизинговой компании) пока отсутствует в российском законодательстве, хотя и прямого запрета на проведение сделок оперативного лизинга тоже нет. По закону договор лизинга по истечении срока сделки не подразумевает обязательного перехода права собственности на имущество к лизингополучателю. Но когда лизинговая компания получает имущество обратно, она может лишь сдать его в простую аренду новому клиенту либо продать. Повторная сдача имущества в аренду является не новым лизингом, а именно арендой - а значит, не сопровождается налоговыми льготами. Между тем услуги оперативного лизинга на отечественном рынке крайне востребованы. Ведь одно из основных отличий оперативного лизинга от финансового заключается в том, что срок сделки значительно меньше, чем срок амортизации оборудования. То есть клиент выплачивает только часть стоимости имущества - как правило, не более 80%. Если основной акцент в своей деятельности компания делает на конвейерное производство, то ей требуется постоянное обновление основных фондов, и в этом случае оперативный лизинг будет наиболее предпочтителен.

При выборе стратегии массового производства конкурентоспособности можно достичь только при высокой эффективности, что прямо пропорционально степени разделения и кооперации труда, на сегодняшнем этапе развития мировой экономики это нашло свое отражение в философии аутсорсинга, чьи черты воплотились, в том числе и в оперативном лизинге, такой вид услуги ещё называют "мокрый" лизинг.

Это вполне справедливо, ведь когда лизинговая компания отдает имущество в оперативный лизинг, риск по сохранению рабочих качеств оборудования ложится именно на нее. Если эксплуатация оборудования не будет сопровождаться соответствующим сервисным обслуживанием, то в дальнейшем сдавать в аренду или продавать будет уже нечего. Поэтому большинство сделок оперативного лизинга сопровождается соглашениями на оказание сервисных услуг со стороны лизингодателя. Ему "спокойнее" самому следить за тем, как используется и вовремя ли ремонтируется его имущество.

Возвратный лизинг используют многие игроки рынка финансовой аренды несмотря на то, что активно этот инструмент стал применяться всего пару лет назад. Эта схема предполагает двух участников (клиент и лизинговая компания), а не трех, как в обычной сделке финансовой аренды, где в обязательном порядке участвует продавец имущества (поставщик). Предприятие (клиент) сначала продает лизингодателю свое имущество. Получив деньги, клиент вносит авансовый платеж (возвращает лизинговой компании 30% стоимости проданного объекта) и берет это же имущество в лизинг. При этом оно физически остается на месте.

Информация о работе Роль и значение арендных операций в формировании основных фондов