Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:18, контрольная работа
Цель данной работы изучить особенности предпринимательских рисков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность предпринимательского риска;
- охарактеризовать виды предпринимательского риска;
- рассмотреть пути снижения рисков.
рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предприятий в
государственный (республиканский, местный) бюджет.
Наряду с окончательными, безвозвратными могут быть и временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.
Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской
деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени. Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более в стоимостном выражении.
Кроме этого, по своей величине потери делятся на допустимые, критические и катастрофический риск. Потери, величина которых не превышает расчетной прибыли от предпринимательской операции, будет называтся допустимыми. Если наиболее вероятен такой уровень потерь, то риск следует считать допустимым. В этом случае максимально, что может потерять предприниматель – это часть прибыли или всю прибыль. То есть он рискует не получить прибыль или получить ее лишь частично. Но так как издержки производства и обращения предприниматель возмещает, то
существует лишь опасность, что операция пройдет вхолостую, не принесет
ожидаемого дохода, превышающего затраты.
Потери, величина которых больше расчетной прибыли, относятся к разряду
критических. Такие потери уже придется возмещать из кармана предпринимателя. То есть он теряет не только прибыль, но не может возместить издержки. Например, предприниматель намечал выручить за свой товар 50 тысяч рублей при издержках, равных 30 тысячам рублей, и надеялся получить при этом еще 20 тысяч рублей валовой прибыли. Но половина товара случайно погибла, и выручка составила только 25 тысяч рублей при тех же затратах. Тогда 5 тысяч рублей предпринимателю придется принять на свой счет, а о прибыли вообще не будет.
Поэтому риск потерять сумму, превышающую прибыль, и назван критическим. Еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует, что потери превысят его денежные возможности, имущественное состояние. Такие потери он просто не способен возместить и потому полностью разорится. Поэтому вероятность катастрофических потерь должна быть предельно низкой, близкой к нулю. Иначе не стоит начинать дело. Естественно, что для каждого из видов потерь исходную оценку возможности их возникновения и величины следует производить за определенное время, охватывающее месяц, год, срок осуществления предпринимательства. При проведении комплексного анализа вероятных потерь для оценки риска важно не только установить все источники риска, но и выявить, какие источники превалируют.
Анализируя перечисленные выше виды потерь, необходимо разделить вероятные потери на определяющие и побочные, исходя из самой общей оценки их величины.
При определении предпринимательского риска побочные потери могут быть
исключены в количественной оценке уровня риска. Если в числе рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности возникновения заведомо подавляет остальные, то при количественной оценке уровня риска в расчет можно принимать только этот вид потерь. Предположим, что в результате предварительного анализа удалось"отфильтровать" наиболее весомые по величине и вероятности возникновения виды потерь. Далее надлежит вычленить случайные составляющие потерь и отделить их от систематически повторяющихся.
В принципе надо учитывать только случайные потери, не поддающиеся прямому расчету, непосредственному прогнозированию и потому не учтенные в предпринимательском проекте. Если потери можно заранее предвидеть, то они должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и включаться в расчетную калькуляцию. Так, предвидимое движение цен, налогов, их изменение в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприниматель обязан учесть в бизнес-плане. Только в силу несовершенства используемых методов расчета предпринимательской
деятельности
или недостаточно глубокой проработки
предпринимателем бизнес- плана систематические
ошибки могут рассматриваться как потери
в том смысле, что они способны изменить
ожидаемый результат в худшую сторону.
Следовательно, прежде чем оценивать риск,
обусловленный действием сугубо случайных
факторов, крайне желательно отделить
систематическую составляющую потери
от случайных. Это необходимо и с позиций
математической корректности, так как
процедуры действий со случайными величинами
существенно отличаются от процедур действий
с детерминированными величинами.
Глава
2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА
2.1. Анализ
риска и методы его оценки.
Риск, которому
подвергается предприятие, — это
вероятная угроза разорения или
несения таких финансовых потерь,
которые могут остановить все
дело. Поскольку вероятность неудачи
присутствует всегда, встает вопрос о
методах снижения риска. Для ответа на
этот вопрос необходимо количественно
определить риск, что позволит сравнить
величину риска различных вариантов решения
и выбрать из них тот, который больше всего
отвечает выбранной предприятием стратегии
риска.
При анализе риска обычно используются
допущения, предложенные известным американским
экспертом Б.Берлимером:
· потери от риска независимы друг от друга;
· потеря по одному направлению деятельности
не обязательно увеличивает вероятность
потери по другому, за исключением форс-мажорных
обстоятельств;
· максимально возможный ущерб не должен
превышать финансовых возможностей участника.
Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида:
качественный и количественный.
Качественный
анализ позволяет определить факторы
и потенциальные области риска,
выявить возможные его виды.
Количественный анализ направлен на то,
чтобы количественно выразить риски, провести
их анализ и сравнение. При количественном
анализе риска используются различные
методы. В настоящее время наиболее распространенными
являются:
· статистический метод;
· анализ целесообразности затрат;
· метод экспертных оценок;
· метод аналогий;
Схема проведения анализа риска.
После анализа риска целесообразно
перейти к количественной оценке риска.
Несомненно, что риск есть вероятностная
категория, и в этом смысле наиболее обоснованно
с научных позиций характеризовать и измерить
его как вероятность возникновения определенного
уровня потерь. Строго говоря, при всесторонней
оценке риска следовало бы устанавливать
для каждого абсолютного или относительного
значения величины возможных потерь соответствующую
вероятность возникновения такой величины.
Однако, этот, строго математический подход
абсолютно неприемлем для решения насущных
задач оценки риска на конкретном предприятии
для конкретного предпринимателя. Но и
здесь есть выход. Достаточно точно величину
вероятных потерь можно рассчитать, используя
статистику.
1. Статистический метод заключается в
изучении статистики потерь и прибылей,
имевших место на данном или аналогичном
предприятии, с целью определения вероятности
события, установления величины риска.
Вероятность означает возможность получения
определенного результата. Например, вероятность
успешного продвижения новой услуги на
рынке и течение года составляет – 3/4,
а неуспех - 1/4. Величина, или степень, риска
измеряется двумя показателями: средним
ожидаемым значением и колеблемостью
(изменчивостью) возможного результата.
2. Метод экспертных оценок основан на обобщении
мнений специалистов-экспертов о вероятностях
риска. Интуитивные характеристики, основанные
на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде
случаев достаточно точные оценки. Экспертные
методы позволяют быстро и без больших
временных и трудовых затрат получить
информацию, необходимую для выработки
управленческого решения.
3. Метод аналогий обычно используется при
анализе рисков нового проекта. Проект
рассматривается как «живой» организм,
имеющий определенные стадии развития.
Жизненный цикл проекта состоит из этапа
разработки, этапа выведения на рынок,
этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
Изучая жизненный цикл проекта, можно
получить информацию о каждом этапе проекта,
выделить причины нежелательных последствий,
оценить степень риска. Однако на практике
бывает довольно трудно собрать соответствующую
информацию.
4. Метод целесообразности затрат позволяет
определить критический объем производства
или продаж, т.е. нижний предельный размер
выпуска продукции, при котором прибыль
равна нулю. Производство продукции в
объемах меньше критического приносит
только убытки. Критический объем производства
необходимо оценивать при освоении новой
проекции и при сокращении выпуска продукции,
вызванного падением спроса, сокращением
поставок материалов и комплектующих
изделий, заменой продукции на новую, ужесточением
экологических требований и другими причинами.
Для проведения соответствующих расчетов
все затраты на производство и реализацию
продукции подразделяют на переменные
(материалы, комплектующие изделия, инструменты,
заработная плата, расходы на транспорт
и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления,
управленческие расходы, арендная плата,
проценты за кредит и т.п.).
2.2. Пути снижения
рисков.
Деятельность предприятия так или иначе связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей
информации о предстоящем выборе и результатах.
Диверсификация — это распределение капиталовложений между
разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде. Оптимальным считается одновременное финансирование 10-15 проектов, что позволяет рассредоточить риск. В резерве для возможных дополнительных выплат на более поздних этапах развития того или иного предприятия фирма держит 10-20% суммы фонда. Для дальнейшего снижения риска практикуется совместное финансирование проектов силами нескольких частных фирм "рискового капитала".
Страхование — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм
расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и
других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.
Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям
повышенного
риска. Размер комиссионного вознаграждения
зависит как от степени риска (от
уровня «сомнительности» выкупаемого
долга), так и от длительности договорной
отсрочки. В некоторых случаях он доходит
до 20% от суммы платежа. Любое управленческое
решение принимается в условиях, когда
результаты не определены и информация
ограниченна. Следовательно, чем полнее
информация, тем больше предпосылок сделать
лучший прогноз и снизить риск. Стоимость
полной информации рассчитывается как
разность между ожидаемой стоимостью
какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения),
когда имеется полная информация, и ожидаемой
стоимостью, когда информация неполная.
2.3. Анализ
управления
Приоритетом деятельности предприятия является продажа абразивного и шлифовального инструмента вышеуказанных производителей России по ценам завода – изготовителя, а также продажа металлорежущего инструмента. В предлагаемой предприятием номенклатуре товаров продукция всех основных российских заводов. Абразивный инструмент находит свое применение практически во всех отраслях промышленности: от машиностроения, металлообработки, камнеобработки, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, строительной индустрии, до целлюлозно-бумажной промышленности и пищевой индустрии. ЗАО "Александр" работает на российском рынке абразивных материалов около 12 лет, за это время завоевала некоторую часть рынка, а точнее 6%, имеет свой сложившийся образ и репутацию на данном рынке.
Информация о работе Риски в предпринимательстве и пути их снижения