Рейтинговая оценка предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа кредитоспособности ОАО «Благкомхлебпродукт» на основе совмещения отечественных и зарубежных альтернативных методик, скорректированных в связи со спецификой деятельности данного предприятия, состоянием современной финансовой отчетности и особенностями развития рыночных отношений в РФ.

Содержание

Введение
1. Понятие и критерии кредитоспособности предприятия
2. Общий анализ кредитоспособности предприятия
Составление агрегированного баланса
Расчет системы финансовых коэффициентов
Коэффициент платежеспособности
Коэффициент ликвидности
Оборотный капитал
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
Коэффициенты финансового левереджа
Коэффициенты прибыльности
Коэффициент обслуживания долга
Оценка деловой активности предприятия
Анализ денежного потока
Анализ делового риска
Статистические прогнозные модели
Определение класса кредитоспособности предприятия
Рейтинговая оценка предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсач!.docx

— 103.08 Кб (Скачать)

В 1998 году увеличился платежный недостаток наиболее ликвидных активов, по сравнению  с 1996 годом более чем в 2 раза. Ожидаемые  поступления от дебиторов выросли  в 11 раз и превысили величину краткосрочных  кредитов почти в 40 раз. величина запасов  катастрофически сильно превысила  долгосрочные обязательства. Однако, несмотря на имеющийся платежный излишек  по этим группам, он по причине низкой ликвидности запасов вряд ли сможет быть направлен на покрытие недостатка средств для погашения наиболее срочных обязательств.

Вместе  с тем коэффициенты текущей ликвидности  в 96, 97, 98 годах имеют почти что  достаточно нормальные ограничения, что  свидетельствует об определенной кредитоспособности предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности за отчетный период сначала сильно упал, а затем  хотя этого все равно недостаточно и его величина очень мало в 10-100 раз меньше нормативного, что свидетельствует  о чрезвычайно низких перспективных  платежных возможностях предприятия.

Проанализировав структуру баланса ОАО Благкомхлебпродукт и рассчитав коэффициенты ликвидности  можно сделать вывод что погашение  своих обязательств предприятие  может произвести почти только за счет краткосрочной дебиторской  задолженности и товарных запасов, причем в 1997 году обязательства даже превысили возможности предприятия  по их погашению (см. табл. 1).

Сравнение третьей группы активов и пассивов (медленно реализуемых активов с  долгосрочными обязательствами) показывает хорошую перспективную ликвидность, т.е. прогноз платежеспособности предприятия  находится на высоком уровне.

В целом  же на основе проведенного анализа  можно сделать вывод, что предприятие  находится в неустойчивом состоянии  и кредитоспособность его низка. Таким образом, к этому предприятию  как к деловому партнеру в деловом  мире будут относиться с осторожностью. Все это требует от руководства  предприятия, в том числе финансового  менеджера. Принятия необходимых мер  по улучшению ликвидности баланса  предприятия.

2.2.3. Оборотный капитал

Рыночные  условия хозяйствования заставляют предприятие в любой период времени  быть в состоянии оперативно возвратить краткосрочные долги. С этой точки  зрения совокупность ресурсов заемщика, которая может быть обращена на погашение  краткосрочной задолженности, представляет собой оборотный капитал. О повышении  или снижении общего уровня платежеспособности заемщика можно судить по изменению  показателя оборотного капитала.

Существуют  различные способы исчисления величины оборотного капитала. Так американскими  коммерческими банками при расчете  финансовых показателей в оборотный  капитал кроме стоимости запасов  товарно-материальных ценностей включаются денежные средства и дебиторская  задолженность. Предлагается определять оборотный капитал как разницу  между всеми текущими активами и  краткосрочными долгами.

 

Оборотный капитал = текущие активы – краткосрочные  обязательства

 

Поскольку этот показатель характеризует лишь абсолютную величину оборотного капитала, для определения способности  предприятия выполнить срочные  обязательства банки используют отношение оборотного капитала к  краткосрочным обязательствам, т.е.

 

 

Коэффициент покрытия =

оборотный капитал краткосрочные обязательства


 

Это соотношение  должно стремиться к единице. Неблагоприятно как низкое так и высокое соотношение.

Величина  оборотного капитала ОАО «Благкомхлебпродукт» в 96 году находилось на достаточно высоком  уровне (см. табл. 1). В течение 1997-98 г. величина оборотного капитала менялась незначительно даже возрастала, но значительно изменились в сторону  увеличения краткосрочные обязательства  предприятия, что привело к снижению коэффициента покрытия на 60 % к падению  его до 0,78 и 0,76 в 1997 и 98 соответственно. Значение показателя покрытия меньше единицы теоретически означает для  предприятия, что без продажи  своих фондов оно не может рассчитаться с кредиторами. Это неблагоприятный  фактор.

2.2.4. Коэффициенты эффективности  (оборачиваемости)

Коэффициенты  эффективности или оборачиваемости  рассчитываются в дополнение к коэффициентам  ликвидности. Динамика коэффициентов  оборачиваемости помогает оценить  причину изменений коэффициентов  ликвидности.

В группу коэффициентов эффективности входят:

  • оборачиваемость запасов

,

 

  • оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:

,

 

  • оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):

,

 

  • оборачиваемость активов:

.

 

Проанализировав эти коэффициенты, исходя из данных бухгалтерской отчетности ОАО "Благкомхлебпродукт", можно сделать некоторые выводы. Так в течении отчетного периода  коэффициенты оборачиваемости (эффективности) значительно снизились (см. табл. 2). Резко упала оборачиваемость  запасов ( » в 1,7 раза). Это произошло в связи с падением выручки от реализации и возрастание средних остатков запасов в 98 году, что в свою очередь связано с падением объема реализации произведенной продукции. Более чем в два раза произошло негативное увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности в днях, что связано с падением выручки от реализации и с значительным (около полутора раз увеличение средних остатков дебиторской задолженности в 98 г.), свидетельствующих об ухудшении оплаты показателя отгруженной им продукции предприятия.

Уменьшение  коэффициента оборачиваемости немобильных  средств говорит об уменьшении в  отчетном периоде фондоотдачи, т.е. объема реализации на рубль нематериальных активов. Негативным является уменьшение оборачиваемости мобильных средств, вызванные падением выручки от реализации.

Динамика  коэффициентов оборачиваемости  ОАО "Благкомхлебпродукт" помогает оценить причину довольно высокого показателя ликвидности (абсолютной, срочной). Такой сильный разрыв этих показателей  объясняется увеличением краткосрочной  дебиторской задолженности и  стоимости запасов и при одновременном  замедлении их оборачиваемости свидетельствует  о негативных тенденциях в работе предприятия, т.е. невозможности повышения  его класса кредитоспособности.

2.2.5. Коэффициенты финансового левереджа

Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используются коэффициенты финансового левереджа.

Они характеризуют  соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости.

В отношении  ОАО "Благкомхлебпродукт" можно  говорить о первом (высшем) классе кредитоспособности анализируя коэффициенты финансового  левереджа. Так коэффициент автономии (оптимум ³ 0,5). Хотя за отчетный период величина этого коэффициента несколько снизилась, она все равно остается на достаточно высоком уровне. Коэффициент мобильности средств также имеет нормативное значение (оптимум ³ 0,5). За отчетный период его величина возросла до требуемого уровня и имеет все тенденции к дальнейшему росту. Это является благоприятным для предприятия, так как рост коэффициента отражает увеличение потенциальной возможности предприятия превращать активы в ликвидные средства.

В тоже время  и реальная возможность предприятия  превращать активы в ликвидные средства у предприятия высока, о чем  свидетельствует превышение коэффициента маневренности средств (или чистой мобильности) норматива в 2-2,5 раза в  течении всего отчетного периода.

Обеспечение кредиторской задолженности собственными средствами значительно снизилось  в отчетном периоде, но на конец 1998 года все равно высоко, значительно  превосходит нормативный показатель.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами также превышает необходимый  минимум на предприятии говоря о  наличии высокой доли собственных  оборотных средств у предприятия.

Делая окончательный  вывод можно сказать о достаточном  размере собственного капитала и  оптимальной степени зависимости  предприятия от привлеченных ресурсов.

2.2.6. Коэффициенты прибыльности

Коэффициенты  прибыльности характеризуют эффективность  работы собственного и привлеченного  капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам  финансового левереджа. Например, при  повышении прибыльности работы предприятия  ухудшение коэффициентов не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.

Произведя расчет коэффициентов прибыльности ОАО "Благкомхлебпродукт" можно  говорить об ухудшении финансового  положения предприятия в отчетном периоде, так как все коэффициенты в значительной мере ухудшились, так  в 1997 году рентабельность общего и акционерного капитала упали приблизительно в  три раза, а в 1998 году предприятие  получило убыток и следовательно  коэффициенты стали вообще отрицательными.

Т.е. в  целом можно говорить об ухудшении  работы предприятия, которое вызвано  общероссийским кризисным состоянием экономики. Конкретно для ОАО "Благкомхлебпродукт", убыточность деятельности в 1998 году была связано с обесценением выручки  от реализации продукции и дебиторской  задолженности в результате кризиса 17 августа и с закупкой сырья  и материалов по значительно возросшим  ценам, что и привело к получению  предприятием убытков.

2.2.7. Коэффициент обслуживания долга

Коэффициент обслуживания долга определяется как  отношение выручки от реализации  к задолженности перед банком.

Коэффициенты  обслуживания долга показывают, какая  часть прибыли используется для  возмещения процентных или всех фиксированных  платежей. Особое значение эти коэффициенты имеют при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному  долгу клиента или даже его  превышать. Чем большая часть  прибыли направляется на покрытие процентов  уплаченных и других фиксированных  платежей, тем меньше ее остается для  погашения долговых обязательств, покрытия рисков, капитализацию, т.е. тем хуже кредитоспособность клиента.

Оптимальное значение коэффициента обслуживания долга  от 2,0 до 7,0. ОАО "Благкомхлебпродукт" имеет хороший коэффициент обслуживания долга в отчетном периоде. Так  в 96 году он составляет 5,92, в 97 – 2,96, в 98 году – 2,05, хотя снижение этого коэффициента говорит об ухудшении финансового  положения предприятия, что в  свою очередь связано в увеличением  краткосрочной кредиторской задолженности  и снижением выручки от реализации.

2.2.8. Оценка деловой активности  предприятия

Расчет  вышеприведенных коэффициентов  будет недостаточен без оценки деловой  активности предприятия.

Финансовое  положение предприятия обуславливается  в немалой степени его деловой  активностью. В критерии деловой  активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется «золотое правило экономики предприятия», в соответствии с которым рассматриваются  следующие величины: Тбп — темпы  роста балансовой прибыли; Тр — темпы  роста объема реализации; Тк — темпы  роста суммы активов (основного  и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее  соотношение указанных величин:

Тбп > Тр > Тк > 100 %.

Соблюдение  «золотого правила» означает, что  экономический потенциал предприятия  возврастает по правнению с предыдущим годом.

Проведем оценку деловой активности ОАО "Благкомхлебпродукт". Рассчитаем Тбп, Тр, Тк (см табл. 5).

Таблица 5 Показатели деловой активности В %.

Показатели

97/96

98/97

98/96

Тбп

37,4

-2,8

-0,01

Тр

100,4

67,5

-0,17

Тк

114,1

82,1

93,6


 

Исходя  из «золотого правила экономики  предприятия» составим соотношения  указанных величин 97/96, 98/97, 98/96 соответственно:

37,4 > 100,4 > 114,1 > 100 %,

-2,8 > 67,5 > 82,1 > 100 %,

-0,01 > -0,17 > 93,6 > 100 %.

Нет смысла даже подробно рассматривать эти  соотношения и так на лицо катастрофичность дел активности предприятия.

Информация о работе Рейтинговая оценка предприятия