Региональные аспекты развития нефтегазового комплекса РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение региональных аспектов развития нефтегазового комплекса нашей страны.
Была предпринята попытка решить следующие задачи:
рассмотреть становление и развитие нефтегазового комплекса РК;
дать оценку конкурентоспособности нефтегазовой отрасли страны;
изучить зарубежный опыт развития нефтегазовой отрасли;
анализировать объем добычи нефти и газа в РК;
исследовать нынешнее состояние привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль;
найти приоритетные направления развития нефтегазового сектора РК;
выявить эффективность государственного регулирования нефтегазового комплекса РК;
определить перспективы развития нефтегазовой отрасли страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РК....................................................................................................5
Становление и развитие нефтегазового комплекса РК...................5
Оценка конкурентоспособности нефтегазовой отрасли.................9
Зарубежный опыт развития нефтегазовой отрасли.......................10
II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РК........................................................................13
Анализ объемов добычи нефти и газа в РК....................................13
Региональные аспекты развития НГК РК.......................................14
Привлечение иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль.....................................................................................................16
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РК............................................................................................................................19
Приоритетные направления развития нефтегазового сектора РК............................................................................................................................19
Эффективность государственного регулирования НГК РК..........22
Перспективы развития НГК РК.......................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Khanlar).doc

— 349.50 Кб (Скачать)

     Транспортная инфраструктура. Транспортная система состоит из трех самостоятельных и практически не связанных между собой технологических частей: Западной (центр – г. Актау), Восточной (г. Павлодар) и Северной (г. Актобе), что не позволяет осуществлять прямые поставки нефти из Западного Казахстана на Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы. Основная роль принадлежит Западной системе, включающей главную экспортную магистраль республики Узень – Кульсары – Атырау – Самара и трубопровод Каламкас – Каражанбас – Актау, соединяющий месторождения с морским терминалом в каспийском порту Актау. Восточная транспортная система включает нефтепровод, построенный для поставок западно-сибирской нефти на Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы и эстакаду в г. Атасу, через которую нефть экспортируется по железной дороге в Китай. Северная система соединяет трубопроводом Жанажол – Кенкияк –Орск актюбинские месторождения с Орским НПЗ

     Создание  государственного холдинга «КазМунайГаз», в котором национальная нефтетранспортная компания играет стратегическую роль, позволит ей активизировать усилия в этом направлении и значительно более эффективно проводить работы по капитальному ремонту газотранспортной системы.

     Развитие  газовой отрасли. Для поставок газа на зарубежные рынки Казахстану нужно получить согласие инвесторов-производителей этого газа, транзитных стран, а также определить рынки сбыта и объемы продажи газа. Поэтому республике целесообразно усилить взаимодействие в нефтегазовом комплексе с сопредельными государствами и в, первую очередь, с нефтедобывающими странами СНГ. Примером этого может служить создание в июне 2002 г. СП ЗАО «КазРосГаз», учредителями которого стали НК «КазМунайГаз» (50%), ОАО «Газпром» (30%), ОАО «Роснефть» (20%). В перспективе рассматривается возможность создания Евразийского газового альянса с участием Казахстана, России, Туркменистана и Узбекистана.

     Нефтепереработка  и нефтехимия. С целью повышения  эффективности нефтегазовой отрасли  целесообразно применение комплекса  мер: современных технологий добычи с более полным извлечением сырья из недр и переработкой на месте с целью получения топлива для электростанций и для транспортировки высококачественной продукции на внешний и внутренний рынки. Так, использование усовершенствованного процесса Фишера-Тропша позволяет проводить конверсию природного газа до бензиновых и дизельных фракций и применять природный газ не только как котельное, но и как моторное топливо. Комплексное использование нефтегазовых ресурсов республики позволяет достичь высоких экономических результатов. В частности, суммарная оценка выхода продукции по вариантам глубокой переработки нефти и газа в несколько раз выше, чем реализация неочищенного продукта.

     Мировой опыт показывает, что обладание большими запасами углеводородов не ведет к национальному процветанию, необходимо развитие сервисного сектора нефтегазового комплекса как огромного «поля» для вложения национальных инвестиций, развития собственного производства и создания рабочих мест. В последние годы этому уделяется все больше внимания. В частности, продолжается работа по развитию отечественного нефтегазового машиностроения в рамках политики импортозамещения.

     В республике разработана ориентированная  на создание собственной нефтехимии Концепция развития нефтехимической и химической отраслей до 2015 г. Основными регионами их развития должны стать Атырауская, Кызылординская, Западно-Казахстанская, Мангистауская, Южно-Казахстанская области. Концепция предусматривает восстановление и модернизацию существующих предприятий, создание новых современных производств, использующих отечественное нефтехимическое сырье. Наряду с широким развитием деструктивных процессов переработки нефти, целесообразно развивать процессы, обеспечивающие формирование качества товарных нефтепродуктов: каталитический риформинг, гидрокрекинг, алкилирование, изомеризацию, гидроочистку и др.

     Правовое  регулирование. Для полноценного развития нефтегазового сектора республики необходимы ежегодные инвестиции в  объеме $6 млрд. Поэтому республика должна создавать наиболее благоприятные инвестиционные условия в целях дальнейшего развития этой отрасли. К настоящему времени Казахстаном подписано более 40 межгосударственных соглашения о взаимной поддержке и защите инвестиций.

     Казахстан срочно нуждается в расширении экспортных мощностей, чтобы осуществить масштабные планы увеличения добычи нефти в следующем десятилетии.

     К 2020 году Казахстан планирует почти  вдвое увеличить нефтедобычу  и войти в число десяти ведущих  производителей сырья. Однако главной  проблемой страны остается недостаток экспортных маршрутов, в то время, как большая часть добываемой нефти поступает на мировые рынки через территорию России.

     Если  Казахстан планирует в течение 15 лет увеличить добычу не менее, чем на 1,5 миллиона баррелей в день, ему нужны новые, специализированные и надежные экспортные мощности, и потребность в них не терпит отлагательств. 

     3.2. Эффективность государственного  регулирования НГК РК 

     Для создания эффективной системы государственного регулирования безопасности нефтяной и газовой промышленности необходим пакет специализированных законов, которые должны поддерживаться базовыми нормативными документами, включая стандарты. Законы должны создать условия, при которых компании брали бы на себя больше ответственности за безопасность в целом.

     За  рубежом системы нормативного регулирования  строятся на базе профессионально подготовленных требований, сведенных в стандарты. Стандарты оперативно корректируются ответственными экспертами с учетом изменений технологий, получения  дополнительных знаний и опыта и обязательно включая опыт предупреждения аварий.

     В принципе некоторые западные модели регулирования безопасности допускают  применения нестандартных подходов, однако, в этом случае, у владельца  объекта обязательно возникнут  финансовые проблемы при выполнении процедуры обязательного страхования ответственности и самого объекта. Таким образом, круг замыкается. Стандарты формально добровольные, а фактически обязательные, или, если угодно, принудительные.

     Прежде  чем внедрять модель регулирования, необходимо проанализировать весь диапазон мер, обеспечивающих успешное функционирование этой модели, а также необходима ее адаптация к казахстанским условиям с обязательным учетом сложившихся подходов и стереотипов поведения персонала. Изменение философии на всех уровнях очень сложная задача, требующая поэтапных действий в определенной последовательности.

     Необходимо  усиление позиций Казахстана на внешних  рынках и вхождение в число  крупных мировых поставщиков  энергетического сырья и продуктов  ее глубокой переработки за счет внедрения передовых технологий производства.

     Сегодня министерство планирует продолжить работу по модернизации нефтеперерабатывающих  заводов республики с целью выработки  продуктов переработки нефти, соответствующих  мировым стандартам.

     Казахстан среди государств СНГ занимает лидирующее место по притоку иностранных инвестиций. Это связано с небольшой степенью риска инвестиционных вложений, благоприятным инвестиционным климатом, относительной экономической и политической стабильностью. Неблагоприятными факторами являются: несовершенство законодательной и налоговой базы, незавершенность процессов реформирования, неразвитость рыночной инфраструктуры, коррупция чиновников и др. Особенно следует ужесточить меры по борьбе с коррупцией, которая является серьезной угрозой для отечественных и иностранных инвесторов. Известно, что именно в минерально-сырьевом комплексе наиболее часто вскрываются факты коррупции, особенно связанные с иностранным капиталом (Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская области). В результате коррупции финансовые средства, полученные от экспорта минеральных ресурсов, вывозятся из республики, не оказывая никакого влияния на социально-экономическое положение республики.

     Для направления иностранных инвестиций в ту или иную отрасль, необходимо установить техническое и технологическое преимущество страны-импортера в данной отрасли, возможности проведения структурной перестройки. При выборе вариантов инвестирования необходимо отдавать предпочтение проектам расширения технической помощи, внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау. Любой инвестиционный проект должен предусматривать меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в биосферу в ходе производства, т. е. должны соблюдаться жесткие экологические стандарты. 
 

     3.3. Перспективы развития НГК РК 

     В перспективе ожидается, что Республика Казахстан войдет в число стран, обладающих крупнейшими в мире доказанными  запасами природного газа и станет одним из трех основных производителей и экспортеров природного и сжиженного газа на территории стран СНГ. 
Основными параметрами ожидаемых результатов по развитию отрасли на среднесрочный период могут быть:

  • увеличение экспорта природного газа;
  • увеличение экспорта сжиженного газа.

     Одним из главных результатов промышленного  развития отрасли станет более полное обеспечение потребностей населения, социальной сферы и предприятий других отраслей страны за счет собственных ресурсов природного и сжиженного газа.

     Активное  освоение нефтегазовых месторождений  и резкий рост объемов добычи нефти в последние годы диктуют необходимость утилизации все увеличивающихся объемов добываемого попутного газа. 

     Эффективная утилизация попутного нефтяного  газа подразумевает максимальное использование  ресурсов газа путем выработки электроэнергии, производства товарного газа и закачки газа в пласт для повышения нефтеотдачи.

     С целью рационального использования  ресурсов газа и снижения экологической  нагрузки МЭМР РК совместно с заинтересованными  государственными органами проводит активную работу по обеспечению снижения недропользователями РК объемов сжигаемого газа с выполнением мероприятий по утилизации добываемого газа.

     МЭМР  проделана определенная работа по усовершенствованию и разработке законодательной базы, что позволило развернуть деятельность недропользователей в сторону утилизации попутного газа.

     В соответствии с внесенными от 14 октября 2005 года изменениями в Закон «О нефти» сжигание попутного и природного газа в факелах запрещается, и  недропользователям необходимо было разработать  и согласовать Программы по утилизации газа.

     С целью комплексного и оперативного рассмотрения данных программ была создана  межведомственная рабочая группа.

     Согласно  утвержденным рабочей группой программам сжигание попутного газа по республике будет и дальше сокращаться.

     Таким образом, МЭМР РК предприняты и принимаются необходимые меры по обеспечению  максимальной утилизации попутного газа не только в соответствии с требованиями Закона «О нефти», Экологическим кодексом, но и с международными актами.

     Динамичный  рост просто невозможен без развитой трубопроводной системы. За период своей независимости Казахстан активно развивает трубопроводный транспорт и его инфраструктуру. 

     В целях реализации стратегических задач  министерством проводится дальнейшая работа по обеспечению потребностей внутреннего рынка газом, что предполагает реализацию комплекса мер по решению следующих задач:

     - наращивание  объемов добычи газа  с разработкой   новых  газовых  и  нефтегазовых месторождений с внедрением мероприятий по утилизации попутных газов;

     - реконструкция существующих и создание новых мощностей по переработке и утилизации добываемого газа с увеличением объемов выработки сжиженного газа и другой продукции нефтехимии в рамках программы импортозамещения;

     - разработка альтернативных вариантов газификации  новых территорий и расширение сферы использования газа в коммунальном хозяйстве, в электроэнергетике, в автотранспорте и т.д.;

     - реализация мер по технической реконструкции объектов газотранспортной системы для обеспечения технической и экологической безопасности при их эксплуатации, а также строительство новых газопроводов и отработка экспортных маршрутов по транспортировке природного газа на внешние рынки;

     - разработка и внедрение передовых технологий и технических средств в области добычи, переработки и использования углеводородного сырья;

     - совершенствование нормативной  базы газовой  отрасли. 

Информация о работе Региональные аспекты развития нефтегазового комплекса РК