Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение региональных аспектов развития нефтегазового комплекса нашей страны.
Была предпринята попытка решить следующие задачи:
рассмотреть становление и развитие нефтегазового комплекса РК;
дать оценку конкурентоспособности нефтегазовой отрасли страны;
изучить зарубежный опыт развития нефтегазовой отрасли;
анализировать объем добычи нефти и газа в РК;
исследовать нынешнее состояние привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль;
найти приоритетные направления развития нефтегазового сектора РК;
выявить эффективность государственного регулирования нефтегазового комплекса РК;
определить перспективы развития нефтегазовой отрасли страны.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РК....................................................................................................5
Становление и развитие нефтегазового комплекса РК...................5
Оценка конкурентоспособности нефтегазовой отрасли.................9
Зарубежный опыт развития нефтегазовой отрасли.......................10
II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РК........................................................................13
Анализ объемов добычи нефти и газа в РК....................................13
Региональные аспекты развития НГК РК.......................................14
Привлечение иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль.....................................................................................................16
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РК............................................................................................................................19
Приоритетные направления развития нефтегазового сектора РК............................................................................................................................19
Эффективность государственного регулирования НГК РК..........22
Перспективы развития НГК РК.......................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................
II.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РК............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ...............
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению региональных аспектов развития нефтегазового комплекса РК.
Для начала необходимо иметь общее представление о нефтегазовом комплексе. Нефтегазовый комплекс — обобщённое название группы отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки. В состав нефтегазовой промышленности входят нефтегазодобывающие предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и газа.
Нефтегазовый комплекс является одним из локомотивов экономического роста в стране и обладает одним из максимальных инвестиционных мультипликаторов. Также нефтегазовый комплекс обеспечивает значительную часть поступлений в бюджетную систему Республики Казахстан.
Данная курсовая работа имеет актуальность, потому что наша отечественная казахстанская экономика держится на основе добычи и экспорта нефти и газа, за счет которых получаем высокий доход. Поэтому без этой основы наша экономика соответственно уничтожится. Поэтому необходимо уделить этому должное внимание и развить эту нишу экономики. Затем, после развития этой ниши до соответствующего уровня, можно развить другие отрасли экономики.
Целью данной работы является рассмотрение региональных аспектов развития нефтегазового комплекса нашей страны.
Была предпринята попытка решить следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе является нефтегазовый комплекс РК.
Предметом же исследования — развитие НГК РК.
Методы исследования работы — наблюдение, сравнение и анализ.
Теоретическая основа. Для написания работы использовались материалы в основном из Интернета — это статьи из Интернет-сайтов Zakon.KZ, Радио Азаттык, журнал KAZENERGY, свободная энциклопедия «Wikipedia», также использовались экономические журналы «Альпари», «Транзитная экономика», газеты «Деловая неделя» и «Панорама».
Данная
курсовая работа состоит из трех глав.
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1.
Становление и развитие
За годы независимости нефтегазовая отрасль выросла, окрепла и стала локомотивом экономики. За этот небольшой отрезок времени нефтегазовый сектор вместе с национальной экономикой испытал все трудности переходного периода и рыночных реформ, пережил последствия мировых экономических кризисов. В отрасли произошли кардинальные структурные преобразования, радикальные реформы в системе управления.
У
казахстанской экономики
Однако наряду с положительными моментами привлечения инвестиций и иностранных партнеров в нефтяной бизнес Казахстана мы должны отметить и недостатки данной политики. Зачастую иностранные компании не добросовестно выполняют свои контрактные обязательства, не всегда с пониманием относятся к проблемам регионов, где осуществляют свои проекты. Компании не используют местные трудовые ресурсы, не уделяют внимания социальной сфере, практикуют размещение на сторону заказов по материально-техническому и продовольственному обеспечению, не заинтересованы в инвестировании в нефтяное машиностроение, развитие сервисного обслуживания, нефтепереработку и нефтехимию, социальную инфраструктуру и т. д.
Кроме того, в Казахстане появляются и собственные инвестиционные возможности, отечественные инвесторы, готовые направлять свои капиталы в перспективные проекты. Доля иностранного капитала сократилась до половины общего объема инвестиций. Это означает, что у нашей страны появились достаточно мощные финансовые источники для финансирования крупных проектов собственными силами.
Все это предполагает необходимость изменения стратегии развития нефтегазового сектора экономики Казахстана. Необходимо постепенно, не ущемляя интересов иностранных инвесторов, приводить в соответствие с нашими национальными интересами ситуацию в нефтегазовом секторе экономики страны. Прежде всего, это касается законодательства для иностранных и отечественных инвесторов, а также увеличения государственного сектора в структуре нефтегазового комплекса.
Основными
нормативно-правовыми актами, регулирующими
деятельность нефтегазового сектора,
наряду с Конституцией и Гражданским
кодексом стали законы "О недрах
и недропользовании", "О нефти",
"О налогах и других обязательных платежах
в бюджет", "О таможенном деле",
"Об инвестициях". К настоящему времени
Казахстаном подписано более 40 межгосударственных
соглашений о взаимной поддержке и защите
инвестиций.
Начинающемуся полномасштабному освоению
казахстанского сектора Каспийского моря
предшествовали межгосударственные договоренности
с Россией и Азербайджаном по разграничению
шельфа на национальные секторы, соответствующие
соглашения были ратифицированы Парламентом.
В связи с этим возникла необходимость
внести изменения в законы "О нефти"
и "О недрах и недропользовании",
учитывающие особенности шельфовых проектов.
В законодательстве расширены полномочия местных исполнительных органов в части пользования недрами для извлечения общераспространенных полезных ископаемых. Уточнены действующие и введены новые положения, регулирующие порядок геологической разведки месторождений и добычи сырья. В частности, были сняты ограничения на финансирование геологических работ только за счет республиканского бюджета. Существенно усилены позиции государства в сфере соблюдения недропользователями экологических и природоохранных требований. Так, в закон введено новое положение, согласно которому при возникновении угрозы жизни и здоровью людей недропользователь обязан приостановить работы до тех пор, пока не будут созданы безопасные условия, а угроза предотвращена. Учтены вопросы регулирования обстоятельств по использованию попутного и природного газа в ходе эксплуатации месторождения.
В законодательстве Национальной компании предоставлено право представлять государственные интересы в нефтегазовых контрактах через обязательное долевое участие в размере не менее 50 %. В последних изменениях и дополнениях была дана поправка в статью 71 Закона "О недрах и недропользовании", дающую государству приоритетные положения на выкуп права недропользования. При этом следует заметить, что государство принимает на себя обязательства покупать долю по той цене, которая была предложена другими покупателями.
Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций" подписан Президентом и введен в действие. С 1 января 2005 года действуют изменения и дополнения в Налоговый кодекс, изменяющие практику налогообложения недропользователей. Основное концептуальное нововведение - рентный налог на экспорт нефти. В качестве объекта обложения рентным налогом определен объем экспортируемой сырой нефти, а базой исчисления нового налога стала ее стоимость, которая складывается исходя из фактически реализуемого на экспорт объема и рыночной цены. При этом расходы по реализации вычитаются, учитываются и качественные характеристики сырья. Ставка налога, дифференцированная в зависимости от текущей рыночной цены на нефть, колеблется в пределах от 1 % (при цене 19 долларов за баррель) до 33 % (при цене 40 долларов за баррель и выше).
Помимо введения рентного налога предусмотрена унификация ставок роялти на нефть, которые раньше устанавливались в каждом отдельном контракте путем переговоров с недропользователями в зависимости от экономических показателей того или иного инвестиционного проекта. Кроме того, внесены изменения и в механизм распределения прибыльной продукции между Казахстаном и недропользователями в ходе деятельности в рамках новых СРП. Новый закон закрепил четкое разграничение между двумя моделями налогообложения нефтяных операций.
Первая модель применяется, и будет применяться в отношении подрядчиков, действующих на основании выданной лицензии на недропользование (при этом налоговый режим регулируется действующим казахстанским законодательством). Вторая модель предусматривает режим СРП. Однако право выбора для каждого отдельного проекта остается за Правительством страны.
В закон внесена норма, согласно которой предусмотрено, что в рамках соглашений о разделе продукции доля поступлений государства в налоговом периоде составит не менее 10% до момента возврата вложенных инвестиций и не менее 40% в последующих периодах от стоимости общего объема добытой продукции. Такая поправка внесена с целью привлечения инвестиций в начальный период реализации нефтяных проектов и обеспечения инвестору достаточной нормы рентабельности.
В сентябре 2004 года был принят Закон "О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море". Отметим, что в связи с освоением шельфа Каспия принятие такого закона - объективная необходимость. Этот закон будет содержать базовую модель для заключения всех последующих СРП. Его действие предполагается ограничить только работами на морских блоках и только добычей углеводородов.
Ключевую роль в республиканской нефтедобыче играют 7 компаний, добывающих почти 86% казахстанской нефти. Безусловное лидерство принадлежит СП "Тенгизшевройл", объемы добычи которого сопоставимы с суммарным показателем трех наиболее крупных совместных предприятий - ОАО "Мангистаумунагаз", "Разведка Добыча "КазМунайГаз" и Karachaganak Petroleum Operating B.V. Помимо лидирующей "семерки" более 1 млн. тонн жидких углеводородов в год добывают ЗАО "Тургай Петролеум" и АО "Каражанбасмунай". Замыкает первую "десятку" нефтедобывающих компаний СП "Казгермунай".
Государственной
компанией является только национальная
компания "Казмунайгаз", созданная
Указом Президента Республики Казахстан
от 20 февраля 2002 года № 811 "О мерах по
дальнейшему обеспечению интересов государства
в нефтегазовом секторе экономики страны".
Компания была создана в целях повышения
уровня обеспечения и защиты интересов
Республики Казахстан в нефтегазовом
секторе экономики страны путем слияния
закрытых акционерных обществ "Национальная
нефтегазовая компания "Казахойл"
и "Национальная компания "Транспорт
нефти и газа". С февраля 2002 года в состав
НК "КазМунайГаз" входит "КазТрансГаз",
который контролирует основную сеть транспортировки
газа Казахстана, протяженностью более
10 тыс. км. с годовой пропускной способностью
до 190 млрд. куб. м. Потребители газа на
внутреннем рынке: население; промышленные
потребители газа - крупные металлургические
предприятия, такие как Соколовско-Сарбайский
горнообогатительный комбинат, Донской
ГОК, Актюбинский завод ферросплавов,
МАЭК, химические и энергетические объекты
и другие. "КазМунайГаз" планирует
увеличить объемы международного транзита
и внутренней транспортировки природного
газа по системе магистральных газопроводов
Республики Казахстан.
"Национальная компания "КазМунайГаз"
призвана решать наиболее серьезные проблемы
отрасли и защищать государственные интересы
в стратегически наиболее важной отрасли
экономики страны.
Информация о работе Региональные аспекты развития нефтегазового комплекса РК