Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;
- определить роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства;
- проанализировать специфику современной ситуации в реформе жилищно-коммунального компле
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной части экономики России 5
1.2. Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства 7
1.3. Сущность формирования системы управления кондоминиумами..11
Выводы 13
Глава 2. Российская реформа системы жилищного хозяйства
2.1. Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса 15
2.2. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы 16
Выводы 21
Заключение 22
Действующий сегодня механизм предоставления субсидий привел к такой ситуации, когда самые бедные семьи несут бремя платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 22% от совокупного дохода (если иное не установлено на местном уровне), а у всех остальных получателей субсидий бремя жилищных платежей тем ниже, чем больше их доход. Тем самым, нарушается принцип социальной справедливости, и резко увеличиваются расходы бюджета на предоставление субсидий.
В связи с этим совершенно очевидно, что существующее федеральное законодательство в сфере предоставления гражданам субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, тормозит осуществление преобразований в жилищно-коммунальном комплексе и нуждается в совершенствовании.
Таким образом, вопрос об оплате жилищно-коммунальных услуг уходит из сферы политических дискуссий и переходит в разряд текущих экономических задач. Закон закрепляет принцип постепенного перехода от обезличенного дотирования предприятий ЖКХ к предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если ранее получение предприятиями ЖКХ этих средств никак не зависело от качества и эффективности их работы, удовлетворенности потребителей, то новая редакция закона делает механизм предоставления субсидий более понятным и прозрачным. Так, закон предписывает осуществлять "постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в настоящем Законе мер социальной защиты граждан". Без данного важнейшего положения закона невозможно уйти от дотационного характера отрасли. В таком случае принципиально меняется и механизм предоставления субсидий. Они будут поступать не организациям ЖКХ, а непосредственно - нуждающимся гражданам. Адресное использование этих бюджетных средств поможет ускорить решение социальных проблем малообеспеченных слоев населения, позволит повысить эффективность использования бюджетных ресурсов, будет способствовать развитию конкуренции в ЖКХ и повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
На
основании Концепции
Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.
Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств. По программе социальной ипотеки Государственным жилищным фондом запланирован ввод 709 тыс. кв. метров, пока введено всего 8,8 тыс. кв. метров жилья по состоянию на 1 мая, что составляет 1,2 % от запланированного. Исходя из расчета:
№ п/п | Год | Кв./м | Стоимость, руб. |
1 | 2006 | 1 | 15 |
2 | 2007 | 1 | 19 |
3 | 2008 | 1 | 21 |
Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы обеспечения семей жильем связана, прежде всего:
- со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;
-
низким уровнем доходов
- ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
-
необходимостью капитального
-
необходимостью срочного
Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.
Жилище - позиция, которая раньше была слабо дифференцирующим фактором. В начале 90-х материальная обеспеченность людей была не так жестко связана с тем, какая у них жилищная ситуация. Исследователи говорили, что специфика бедных в России заключается в том, что они живут в жилище примерно такого же качества, как более благополучные слои населения. Этот период уже закончился. И сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступило время, когда российские бедные, как и во всем мире, живут гораздо чаще в жилище плохого качества, имеют гораздо меньший метраж на человека, чем более благополучные слои населения. Причем, под последними надо понимать не только высоко-обеспеченные слои, которые могут покупать это жилье, но и среднеобеспеченных, которые составляют примерно 45% населения.
Сокращение
жилищного строительства и
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество.
Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.
Проблема дефицита жилья и недостаточной оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей из ветхого и аварийного жилья.
По расчетам Госкомстата России, численность малоимущих составляет 27% от общей численности населения, то есть практически третью часть. Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения, по прогнозам некоторых экспертов, в целом составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.
Необходимо обеспечить безопасную и безаварийную работу жилищно-коммунального сектора и повысить ответственность работников ЖКХ и руководителей за соблюдение технологий и своевременность подготовки комплекса к зимним условиям. Недопустимо переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень местной власти и муниципальных предприятий ЖКХ, с одной стороны и неоднородного по уровню доходов населения, с другой. Нужна активная поддержка государственной власти и в регионах, и в центре с их финансово-правовыми возможностями.
Одной из важных задач является ускорение формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.
Необходимо провести инвентаризацию технического состояния жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры для выработки мер по подготовке к следующей зиме. А также поставить перспективную задачу паспортизации подземных коммуникаций и создание в населенных пунктах информационно-справочных систем теплосетей, для предотвращения аварийности и оптимизации работ по плановому ремонту сетей.
Необходимо
создать банк данных позитивного
опыта в области
Необходимость одновременного решения двух задач: создания условий устойчивого функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и сохранение социально ориентированной политики государства обусловлена важностью которую имеет жилище для каждой семьи и каждого гражданина. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России
Преобразование жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.
Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования жилищно-коммунального комплекса, а это и обеспечение должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.
Введение
100% оплаты населением услуг ЖКХ-мера весьма
ответственная, учитывая сложившееся
положения с наличием огромных издержек
в отрасли и невозможностью предоставления
стопроцентного качества услуг в силу
слабой технической базы ЖКХ. Темпы роста
доли платежей населения в оплате жилья
и коммунальных услуг необходимо жестко
увязать с доходами и уровнем жизни населения.
Тарифы должны сочетать интересы всех
взаимодействующих сторон и производителей
услуг и получателей. Реформа ЖКХ оценивается
населением, прежде всего, через тарифы,
что обязывает сделать их максимально
обоснованными.
Рынок
ЖКХ обладает важными особенностями,
ведущими к ограничению конкуренции.
Поэтому переход в этой сфере
от планового к рыночному
Должны быть созданы предпосылки для либерализации цен (тарифов) в возможно более широком масштабе. Там, где регулирование цен неизбежно (естественные монополии), его задача состоит в том, чтобы приближать цены к области равновесия, в котором достигает баланс интересов потребителей и производителей. Если возможно, регулирование должно вводиться временно и желательно на короткие сроки.
Конкуренция на рынке ЖКХ содействует консолидации собственности. Желательно, чтобы покупатели и продавцы были примерно равны по силе.
В
переходной экономике в конце
концов необходимо привести в равновесие
цены на рынке ЖКХ и доходы землевладельцев
и арендаторов. В условиях России
это означает повышение в первую
очередь заработной платы и пенсий
до уровня, компенсирующего с избытком
рост доходов на оплату ЖКХ. Необходимо
значительно увеличить масштабы
жилищного строительства с