Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:47, курсовая работа
В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий соствляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. Сегодня мировая экономика переживает так называемый "бум" малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса.В развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.
Для указанных периодов характерны огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств государственного бюджета, и в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику - в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Конечно, в развитии
малого предпринимательства имели
место не только негативные процессы.
В годы перестройки малый бизнес
включился в общий, всячески поддерживаемый
правительством процесс бурного
развития кооперативного движения. И
разгосударствление, и обучение широких
масс населения основам
Однако нельзя
не заметить, что "золотой век"
малого бизнеса и вменяемые ему
функции ускорителя реформ во многом
оказались в жестком
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии малого российского предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза.
Количество малых
предприятий в сфере сельского
хозяйства увеличилось в 3,1 раза.
Затем следуют материально-
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства .
По широко распространенному
мнению, модель шоковой терапии была
малоконструктивна для быстрого
и эффективного развития экономики
страны и, в частности, сферы малого
предпринимательства. Но следует признать,
что в условиях активизации рыночных
реформ малые предприятия
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падение платежеспособного
потребительского спроса малое торговое
предпринимательство тогда
Инициированная либерализацией цен рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле дня деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.
Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.
Рывок малого предпринимательства
в сторону торговой и посреднической
деятельности стал также закономерной
реакцией на введенный правительством
налоговый прессинг. В бывшем СССР
не было и в принципе не могло
быть налоговой системы, адекватной
рыночным условиям. Поэтому введение
в практику хозяйственной жизни
даже элементов нормальной налоговой
ответственности должно было вызвать
у не привыкших к этому
В целом ситуация
1992 г. может быть охарактеризована общепринятым
термином "грюндерство". Малое
предпринимательство было составным
элементом этого массового
Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законам социальной психологии в их приложении к очевидной для Росси ситуации кардинального общественного перелома.
Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где, с точки зрения экономической целесообразности, таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
Именно этим
объясняется феномен бурного
появления многочисленных частных
мелких научных фирм в условиях очень
быстрого свертывания какого-либо спроса
на научную продукцию из-за острейшего
инвестиционного кризиса, спада
инновационной активности и фантастического
дефицита бюджетов всех уровней. Психологически
это явление объясняется еще
и тем, что научная деятельность,
личность исследователя в течение
многих предшествовавших десятилетий
были в состоянии явной
Грюндерство, как
показывает исторический опыт, всегда
ограничено во времени. Уже к 1995 г. оказались
практически исчерпаны ниши и
возможности сверхприбыльной
Главными причинами
приостановки роста числа малых
предприятий являлись резкое сужение
границ сфер, характеризовавшихся легко
достигаемой высокой
По официальным
статистическим данным Госкомстата
РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось
877 тыс. малых предприятий, на которых
было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному
составу), а с учетом вторичной
занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой
структуре доминировала торгово-посредническая
деятельность, а в региональной структуре
- Центральный экономический
В экономике
России стала прослеживаться тенденция
к началу новой рыночной концентрации
и централизации капиталов, а
также самой хозяйственной