Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий соствляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. Сегодня мировая экономика переживает так называемый "бум" малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса.В развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

Для указанных  периодов характерны огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств государственного бюджета, и в целом более благоприятное  положение дел в экономике  обусловили отношение ветеранов  к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако то, что малые  предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику - в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии малого предпринимательства имели  место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного  развития кооперативного движения. И  разгосударствление, и обучение широких  масс населения основам предпринимательства  происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему  функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических  преобразований, а точнее - с неудачной  попыткой проведения реформ сверху, в  жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной  власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых  доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий  регламентировать деятельность малых  предприятий, использовать рычаги налогообложения  наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата .

Необходим был  кардинально иной экономический  курс, который воплотился уже в  новой России в реформах типа шоковой  терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии малого российского предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год - год  шоковой терапии - характеризовался  самыми высокими с середины 80-х  годов темпами роста числа  малых предприятий (в 2,1 раза) и  численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых  предприятий стала тогда сфера  науки и научного обслуживания. В  ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза.

Количество малых  предприятий в сфере сельского  хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое  снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает  сфера народного образования (2,8 раза).

В то же время  в 1992 г. в общей структуре российского  малого предпринимательства произошло  резкое уменьшение доли малых предприятий  в сфере материального производства .

По широко распространенному  мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики  страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ малые предприятия продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого предпринимательства  в условиях шоковой терапии стали  социальное деформирование, обеспечение  выживания значительных слоев населения  в условиях острого кризиса через  самозанятость, предоставление возможности  получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду  перестройки, в сфере малого предпринимательства  стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся  борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что  криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Феноменальный рост числа малых предприятий  в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического  малого предпринимательства стало  ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней  торговли еще в условиях бывшего  СССР и снятие запретов на частную  торговлю внутри страны создали благоприятные  условия для любой торговой деятельности.

Падение платежеспособного  потребительского спроса малое торговое предпринимательство тогда активно  компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции  китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского  потребителя. Быстрая оборачиваемость  мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую  дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и  потребителей с высоким уровнем  доходов. Достаточно быстро рядом с  мелкими торговыми палатками  стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых  нередко начинали с "челночной" деятельности. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малых предприятий следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей.

Инициированная  либерализацией цен рядом других факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и  пр.) полная "закупорка" ранее сложившихся  каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла  широкое поле дня деятельности малых  фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных  связей в полном объеме нужен новый  технологический каркас экономики  с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса  малому бизнесу не по силам, так как  требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Однако малый  бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой  системе внутри кооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Рывок малого предпринимательства  в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло  быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни  даже элементов нормальной налоговой  ответственности должно было вызвать  у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию  наложился явный экстремизм правительственной  налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых  предприятий. При этом правительство  и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем  самым подталкивали к тому, чтобы  искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные  на работу с трудно контролируемыми  наличными средствами, открывали  большие возможности для ухода  от налогов .

В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятым термином "грюндерство". Малое  предпринимательство было составным  элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые  фирмы, крупные частные и полугосударственные  акционерные предприятия возникали  по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной  предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании  с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий  и организаций, с надеждой на получение  высоких доходом от достаточно простых  видов работ и услуг не могли  не породить крупномасштабного грюндерства. 

Подобное грюндерство  объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законам  социальной психологии в их приложении к очевидной для Росси ситуации кардинального общественного перелома.

Иллюстрацией  к вышесказанному может служить  массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических  зонах и на низкокачественных  почвах, где, с точки зрения экономической  целесообразности, таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного  появления многочисленных частных  мелких научных фирм в условиях очень  быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада  инновационной активности и фантастического  дефицита бюджетов всех уровней. Психологически это явление объясняется еще  и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течение  многих предшествовавших десятилетий  были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным  сотрудникам надежду на самостоятельный  выход из того тупикового положения, в котором они находились в  государственных академических, отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы .

Грюндерство, как  показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к 1995 г. оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших  ранее малых предприятий преимущественно  торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции  в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

Главными причинами  приостановки роста числа малых  предприятий являлись резкое сужение  границ сфер, характеризовавшихся легко  достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской  деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство  в большинстве случаев и о  доходности и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предпринимательстве на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

По официальным  статистическим данным Госкомстата  РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых  было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной  занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминировала торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район  с ядром в Москве .

В экономике  России стала прослеживаться тенденция  к началу новой рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются  первой жертвой таких поглощений. Например, в Оренбурге на месте  еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные  торговые павильоны, принадлежащие  той или иной крупной фирме. Менее  рентабельные малые предприятия  также не выдерживают экономической  конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов  также противостоят увеличению численности  малых предприятий. Но, можно предположить, что в дальнейшем, новые крупные  и средние предприятия будут  самым активным образом стимулировать  создание новых малых предприятий  в структуре формируемых новых  хозяйственно-технологических цепочек.

Информация о работе Развитие малого бизнеса