Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:47, курсовая работа
В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий соствляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. Сегодня мировая экономика переживает так называемый "бум" малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса.В развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.
Программы содействия
развитию малого бизнеса в Германии,
как и в ряде развитых стран, предусматривают
приоритетную поддержку, прежде всего,
наукоемких отраслей производства. Льготное
кредитование малого бизнеса со стороны
государственных органов
кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
кредитование
проектов, направленных на сохранение
и улучшение благоприятной
кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.
Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
программа "Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса";
программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела".
Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых "start-up" проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.
В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим, что
малый бизнес в Германии имеет
свою специфику и историю развития.
В частности, еще в эпоху зарождения
капитализма, с появлением первых крупных
предпринимателей, начали создаваться
торгово-промышленные палаты, которые
явились первыми объединениями
и союзами по сотрудничеству в
сфере развития производства и торговли.
В современной истории торгово-
Ассоциация Германских
торгово-промышленных палат объединяет
собой все палаты и представляет
интересы предпринимателей на федеральном
уровне. Основная задача этой ассоциации
сотрудничество тесная работа с представителями
торгово-промышленных палат стран
Европейского союза. Вместе все ассоциации
образуют Объединение торгово-
Как и в других
странах, в Китае созданы и
активно усовершенствуются
Китайские программы
развития страны предусматривают довольно
внушительный экономический рост и
увеличение эффективности деятельности
народного хозяйства именно за счет
комплексного развития, в том числе
малого и среднего бизнеса. В частности,
утверждены программы, рассчитанные на
полную модернизацию китайской экономики
вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких
программ является принятая в 2003 году
программа социально-
Государственный комитет статистики КНР обнародовал следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн. малых предприятий и почти 30 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.
Если дать качественную
характеристику малого бизнеса Китая,
то малый бизнес является научным
двигателем страны, поскольку именно
в этом секторе производится больше
всего инновационной продукции,
изобретений и технических
Основным государственным
органами поддержки малых предприятий
в Китае выступает
Еще один важный
орган поддержки и развития малого
бизнеса - это созданная в 2001 году
государственная информационная служба
CSMEO. Этот координационный центр, в
основном через свой сайт в Интернете,
оказывает услуги по информационному
обслуживанию населения и организаций
в вопросах деятельности малых и
средних предприятий. Сеть CSMEO, охватывающая
все регионы и города КНР, своевременно
информирует о состоянии рынка
труда, об изменениях действующего законодательства,
о последних научно-
В Италии мелкие
и средние фирмы, число которых
превышает средние показатели по
ЕС, образуют основу обновления экономики
страны. Они уже доказали свою способность
обеспечить высокий уровень
Во Франции
малые и средние фирмы чаще
всего встречаются в аграрно-
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек составляют здесь 70% всех промышленных компаний, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4%.
Следует отметить, что во всех этих странах идет активная поддержка малого бизнеса. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширение своего участия в государственной поддержке малого предпринимательства.
В странах ОЭСР
(Организациях Экономического Сотрудничества
и Развития) 99% всех фирм - это малые
предприятия, которые являются источником
рабочих мест (от 40% до 80% занятости)
и обеспечивают 30-70% ВВП. Из 1552 программ
государственной поддержки (за период
с 1993 - 1998 гг.) 359 были направлены на поддержку
малого и среднего бизнеса. В 12 странах
Европейского союза насчитывается
15,8 млн. несельскохозяйственных частных
предприятий. Из них 14,7 млн. были микропредприятиями,
почти 1 млн. малыми, примерно 70000 насчитывали
от 100 до 500 сотрудников и лишь 13000
имели свыше 500 работников. На долю микропредприятий
приходилось 31,8% от общего числа занятых
вне сельскохозяйственного
Большой плюс малых
предприятий состоит в том, что
многие из них оказались более
приспособленными, чем крупные компании,
к условиям развития в кризисные
периоды для экономик Запада. Крупные
фирмы не столь чувствительно
и быстро реагируют на изменения
в экономике. Мелкие предприятия
стали индикатором общего состояния
дел в экономике. Они наиболее
чутко реагируют на изменение
хозяйственной конъюнктуры, падение
или повышение нормы прибыли
в отраслях. Волна разорений или
образования новых компаний начинается
в немонополизированном секторе
и лишь позднее, набрав силу, докатывается
до более крупных фирм, отражаясь
на их деятельности. В условиях ухудшения
воспроизводства крупные
1.3 Этапы развития
малого бизнеса в современной России
В реформировании
российской экономики еще со времен
перестройки малые предприятия
взяли на себя роль создателя почвы
для новой системы
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием малых российских предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого
этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение
и деятельность центров научно-технического
творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, малочисленность
участников предпринимательства и
его экспериментальный
Во время второго
этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности
малого бизнеса расширяется, количество
людей, принимающих в нём участие,
увеличивается; предпринимательство
приобретает характер активного
многочисленного движения. Целью
развития малого бизнеса является насыщение
внутреннего рынка
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.