Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий соствляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. Сегодня мировая экономика переживает так называемый "бум" малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса.В развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны  государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование  малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

кредитование  проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической  обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование  малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование  предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в  коренной модернизации производства.

Основными программами  развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

программа "Концепция  развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса";

программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела".

Первая программа  обеспечивает финансирования малого бизнеса  Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых "start-up" проектов. Специальный государственный  орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно  федеральному правительству - призван  контролировать реализацию вышеуказанных  программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

В рамках реализации федеральных программ предоставляются  кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают  низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что  малый бизнес в Германии имеет  свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных  предпринимателей, начали создаваться  торгово-промышленные палаты, которые  явились первыми объединениями  и союзами по сотрудничеству в  сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных  органов, и теперь каждый предприниматель  обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без  одобрения, согласования и утверждения  торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном  уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями  торгово-промышленных палат стран  Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису - "переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений".Несмотря на это, малый бизнес Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.

Как и в других странах, в Китае созданы и  активно усовершенствуются государственные  фонды содействия развитию малого и  среднего бизнеса. Основная их роль и  задача - это обеспечение гарантийных  обязательств и залогового обеспечения  предприятиям малого бизнеса для  возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого  Коммунистической партией Китая  было разработано и утверждено специальное  положение о создании "Государственного фонда развития малых и средних  предприятий". Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая  и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный  фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.

Китайские программы  развития страны предусматривают довольно внушительный экономический рост и  увеличение эффективности деятельности народного хозяйства именно за счет комплексного развития, в том числе  малого и среднего бизнеса. В частности, утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики  вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких  программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая  к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.После 2003 года в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет. Этот скачок развития был обеспечен, прежде всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Государственный комитет статистики КНР обнародовал  следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн. малых предприятий  и почти 30 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее  большинство от общего количества предприятий  в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае  ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Если дать качественную характеристику малого бизнеса Китая, то малый бизнес является научным  двигателем страны, поскольку именно в этом секторе производится больше всего инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса  составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.

Основным государственным  органами поддержки малых предприятий  в Китае выступает специализированное агентство - Китайский центр по координации  и кооперации бизнеса. Основная задача данного центра - создание необходимой  инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными  и зарубежными организациями  в сфере поддержки предпринимательства. По инициативе центра реализуется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной  продукции, проводятся семинары, конференции  по исследованию проблем малого бизнеса и реализации программ.

Еще один важный орган поддержки и развития малого бизнеса - это созданная в 2001 году государственная информационная служба CSMEO. Этот координационный центр, в  основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному  обслуживанию населения и организаций  в вопросах деятельности малых и  средних предприятий. Сеть CSMEO, охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка  труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических  достижениях и технологических  новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.

В Италии мелкие и средние фирмы, число которых  превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики  страны. Они уже доказали свою способность  обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции  малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном  комплексе, подрядных работах, в  издательском деле, авиа - и судостроении.

В Португалии малые  и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек  составляют здесь 70% всех промышленных компаний, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4%.

Следует отметить, что во всех этих странах идет активная поддержка малого бизнеса. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали  акцент на расширение своего участия  в государственной поддержке малого предпринимательства.

В странах ОЭСР (Организациях Экономического Сотрудничества и Развития) 99% всех фирм - это малые  предприятия, которые являются источником рабочих мест (от 40% до 80% занятости) и обеспечивают 30-70% ВВП. Из 1552 программ государственной поддержки (за период с 1993 - 1998 гг.) 359 были направлены на поддержку  малого и среднего бизнеса. В 12 странах  Европейского союза насчитывается 15,8 млн. несельскохозяйственных частных  предприятий. Из них 14,7 млн. были микропредприятиями, почти 1 млн. малыми, примерно 70000 насчитывали  от 100 до 500 сотрудников и лишь 13000 имели свыше 500 работников. На долю микропредприятий приходилось 31,8% от общего числа занятых  вне сельскохозяйственного сектора, малых - 24,9% и средних 15,1% .

Большой плюс малых  предприятий состоит в том, что  многие из них оказались более  приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные  периоды для экономик Запада. Крупные  фирмы не столь чувствительно  и быстро реагируют на изменения  в экономике. Мелкие предприятия  стали индикатором общего состояния  дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли  в отраслях. Волна разорений или  образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе  и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь  на их деятельности. В условиях ухудшения  воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы как правило не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики.редпринимательство россия 

1.3 Этапы развития малого бизнеса в современной России  

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса, И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем, количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раcкрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием  малых российских предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".

В российской истории  малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого  этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, малочисленность  участников предпринимательства и  его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и  перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Она создавала необходимую  базу для реального перехода к  рыночным отношениям, повышения экономической  эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено  частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно  рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Информация о работе Развитие малого бизнеса