Разработка управленческих решений по повышению рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка управленческих решений по повышению рентабельности предприятия.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассчитать показатели рентабельности товаров, продукции, работ и услуг;
- выявить изменения рентабельности за период 2008-2010 г.г.;
- определить причины изменения рентабельности;
- разработать комплекс мероприятий по улучшению рентабельности.

Содержание

Введение 4
Экономическое содержание показателей рентабельности и
прибыли 5
Сущность и методы анализа прибыли 5
Рентабельность и анализ рентабельности продукции (услуг) 12
Анализ прибыли и рентабельности предприятия КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева» 16
Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
Динамика основных экономических показателей 18
Анализ прибыли предприятия 21
Анализ рентабельности продукции (услуг) предприятия 23
Резервы повышение рентабельности 24
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 67.96 Кб (Скачать)
    1. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
 

     Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

     Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так  и по отдельным ее видам.

     Рентабельность  всей реализованной продукции можно  определить как:

     - процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

     - процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

     - процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

     - отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

       Эти показатели дают представление  об эффективности текущих затрат  предприятия и степени доходности  реализуемой продукции.

     Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены и полной себестоимости. Она  определяется как процентное отношение  цены реализации единицы данной продукции  за вычетом ее полной себестоимости  к полной себестоимости единицы  данной продукции.

     Рентабельность  имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

     Рентабельность  внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

     Рентабельность  оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости  оборотных активов.

     Рентабельность  инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к  стоимости имущества предприятия.

     Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

     Показатели  рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной  деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных  инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

     Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы  прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

     Анализ  общей рентабельности имеет большое  значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности  использования всего производственного  потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.

     Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного  показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и  целью финансового менеджмента  предприятий. Чем больше уделяется  внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

     Так или иначе рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

     При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать  как один из критериев качества управления.

     По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в  собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных  статей баланса.

     Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

     Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

     Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент инвестиционной политике и  ценообразовании.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

     -показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

     -показатели, характеризующие рентабельность продаж;

     -показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

     Наиболее  эффективным является рассмотрение

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) (R3) исчисляется путем отношения  балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

     Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

     Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала () или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный  в целом по предприятию (R), зависит  от трех основных факторов первого  порядка: изменения структуры реализованной  продукции, ее себестоимости и средних  цен реализации.

     Факторная модель этого показателя имеет вид:

     Расчет  влияния факторов первого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции.

     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.

     Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала  коэффициента оборачиваемости (Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

     Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

     И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

     Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта  и т.д.

     Анализ  прибыли и рентабельности завершается  обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение  оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов  эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в  натуральных единицах измерения. 
 
 
 
 
 

     
  1. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева»
    1. ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТКА ПРЕДПРИЯТИЯ
 

     Коммунальное  унитарное предприятие «Жилищно- ремонтно- эксплуатационное управление Октябрьского района г. Могилева».

     Место расположения: г. Могилева ул. Островского, 1б.

     В состав «КУП ЖРЭУ Октябрьского района»  входят:

  1. Служба приборов учета и регулирования;
  2. Служба сантехнических и электрических работ;
  3. Служба ремонтно-строительных работ;
  4. Служба по благоустройству и озеленению;
  5. Производственная база;
  6. Жилищно- эксплуатационные участки №4,8,11,12,14,17,18,21;
  7. Единая диспетчерская служба управления.

     КУП «ЖРЭУ Октябрьского района» обслуживает 624 жилых дома общей площадью 2891,3 тыс. кв. метров.

     Основной  целью КУП «ЖРЭУ Октябрьского района» является наиболее полное удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах, в связи с чем основными задачами являются:

     - эффективное использование вверенных  средств и ресурсов для получения  прибыли;

     - обеспечения сохранности жилфонда  и других зданий и сооружений, находящихся на балансе или  обслуживании предприятия в надлежащем  техническом и санитарном состоянии  путем эффективной эксплуатации  и создание наилучших условий  для проживания граждан.

Информация о работе Разработка управленческих решений по повышению рентабельности предприятия