Расчеты применительны к деятельности промышленного предприятия

Автор: m***********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Выдержки из работы:

Практическому применению на предприятиях служат блок-схемы разработки и реализации стратегии с обратной связью.

На основе современных литературных публикаций и опыта работы автора в инвестиционной отрасли в области корпоративных финансов обобщены основные существующие методики оценки стоимости предприятия и предложена методика оценки существующего положения для выработки стратегии.

Работа содержит 1 файл

АКЦИЯ3.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Тема: Формирование стратегии промышленного предприятия на рынке ценных бумаг 

Выдержки из работы:

Практическому применению на предприятиях служат блок-схемы  разработки и реализации стратегии  с обратной связью. 

На основе современных  литературных публикаций и опыта работы автора в инвестиционной отрасли в области корпоративных финансов обобщены основные существующие методики оценки стоимости предприятия и предложена методика оценки существующего положения для выработки стратегии.

2. Модели и  методы формирования и оптимизации стратегии предприятия на рынке ценных бумаг2.1. Разработка модели формирования стратегии предприятия на рынке собственных ценных бумаг 2.1.1. Методы формирования стратегии предприятия на рынке собственных ценных бумаг. 

Достижение главной цели - максимизации стоимости предприятия, то есть максимизации благосостояния акционеров, - обеспечивается при оптимизации стратегии предприятия на рынке собственных ценных бумаг со следующими функциям: привлечение ресурсов на рынке ценных бумаг на максимально выгодных условиях, управление рынком собственных ценных бумаг и информирование инвесторов с целью создания благоприятной инвестиционной атмосферы и улучшения будущих возможностей по привлечению средств на рынке ценных бумаг, дивидендная политика, выкуп собственных акций на рынке ценных бумаг. 

При этом оптимизация  использования средств обеспечивается средствами инвестиционной стратегии (выполнение условия "ROIOWACC" при  принятии решений об использовании  ресурсов и отборе инвестиционных возможностей). 

Предприятие должно решить вопрос выбора способа финансирования на основании множества исходных условий и переменных факторов. Базовыми способами финансирования являются выпуск акций либо долговое финансирование, которое может принимать вид  банковских кредитов или выпуска облигаций или иных конвертируемых ценных бумаг (например, облигаций, конвертируемых в акции). Еще одним источником может быть прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении. Этот источник 

может быть достаточным  для относительно небольших проектов только у давно существующих предприятий, рентабельность которых значительно превышает среднерыночную. 

Для иллюстрации  приведем следующую статистику, описывающую  приоритеты японских фирм в вопросе  выбора стратегии финансирования [22, стр. 352]:

44% фирм используют  стратегию стабилизации структуры  капитала путем выпуска акций  по существующей на рынке цене  или конвертируемых облигаций;17% компаний делают особый упор  на распределение прибыли с  ограничением капиталовложений.10% фирм  используют выпуск иностранных облигаций для диверсификации финансирования;8% используют стратегию управления без задолженностей;4% используют банковские займы для финансирования быстрого роста. 

Варианты финансирования для российских предприятий:

1. Выпуск акционерного  капитала: 

¦ обыкновенные акции (вариант имеет преимущества и недостатки) Преимущества: нет  обязательств по возврату средств инвестору, уменьшает риск несостоятельности  предприятия, увеличивает безопасный уровень объема заимствований. 

Недостатки: размывает долю существующих акционеров, т.е. уменьшает их влияние на предприятие, дополнительные расходы и время на регистрацию выпуска в ФКЦБ, высокая стоимость привлекаемого капитала, особенно, если предприятие имеет хороший потенциал роста рентабельности. 

¦ привилегированные акции 

Существуют различия между оценкой и анализом выпуска  привилегированных акций в США  и в России. Дело в том, что в  России привилегированные акции  входят в уставный капитал предприятия  и таким образом представляют собой права на имущество 

предприятия. Кроме  того, в определенных "Законом  РФ об акционерных обществах" случаях  привилегированные акции имеют  право голоса на собрании акционеров. 

В США привилегированные  акции не представляют собой прав на имущество предприятия, а только право на определенный фиксированный дивиденд в течение неограниченного периода времени. Привилегированная акция является гибридной ценной бумагой: подобно купону облигации, она выплачивает владельцу фиксированный дивиденд, но в отличии о облигации, по привилегированной акции общество может задержать или вообще не выплатить дивиденда. Привилегированная акция обычно оценивается по размеру дивиденда (Р = D/i, где Р - рыночная цена акции, D - дивиденд, i -требуемая на рынке доходность). 

Поэтому привилегированная  акция в России - не совсем та же корпоративная ценная бумага, что и в США. Этот факт не позволяет применять западные методики оценки привилегированных акций для российских эмитентов. На российском рынке ценных бумаг сложилась практика оценки привилегированных акций предприятий как 40-60% от рыночной цены обыкновенных акций, а не от размера дивиденда по ним, что определяется именно отличием правового статуса российских привилегированных акций по сравнению с американскими. Кроме того, в ходе приватизации в России первоначальные условия, заложенные в планах приватизации, предполагавшие выплату дивиденда по привилегированным акциям в размере 25% от прибыли предприятия, были изменены самими предприятиями, вносившими впоследствии изменения в учредительные документы. 

Преимущества: меньшая  по сравнению с обыкновенными  акциями возможность владельцев привилегированных акций влиять на принимаемые решения, возможно меньшая  стоимость привлекаемого капитала, чем по обыкновенным акциям (что  спорно, так как привилегированные  акции помимо прав на фиксированный дивиденд остаются правами на имущество предприятия). 

Недостатки: выплата  дивиденда из чистой прибыли, право  голосовать на собраниях акционеров в определенных случаях, ограничение  на выпуск привилегированных акций (не более 25% от уставного капитала). 

¦ ADR (американские депозитарные расписки), GDR (глобальные депозитарные расписки). Привлечение  капитала на иностранных рынках (в  основном в США) путем продажи  прав на ценные бумаги эмитента. 

Преимущества: более  низкая стоимость капитала, чем на внутреннем рынке, высокая ликвидность ценных бумаг, что привлекает больше инвесторов. 

Недостатки: высокая  стоимость выпуска не позволяет  мелким и средним предприятиям пользоваться этим способом (минимальный разумный объем выпуска около $50 - 70 млн.), требуется высокая степень раскрытия информации, в условиях финансового кризиса в России и других новых рынках спрос на экзотические акции практически отсутствует.

2. Долговое финансирование: ¦ облигации (купонные и бескупонные,  постоянный и плавающий купон, конвертируемые) 

Преимущества: нет  права влиять на собрании акционеров, привлечение средств возможно на более длительные сроки, чем с  помощью банковских кредитов. Недостатки: твердые обязательства по суммам и по срокам выплаты купонов и номинала; мало доверия инвесторов в России, расходы по регистрации выпуска в ФКЦБ, до 17 августа 1998 г. корпоративным облигациям было невозможно и неразумно конкурировать с государственными облигациями (льготное налогообложение доходов, очень высокая доходность). 

Вообще в России данный вариант финансирования до июня 1999 года был непривлекателен, так  как выплаты дохода по облигациям по действовавшим правилам налогообложения  должны были производиться из чистой прибыли предприятия, поэтому 

выпуск облигаций проигрывал в стоимости капитала перед банковским финансированием. 

Ситуация теперь может измениться, так как приняты  изменения в налоговом законодательстве, позволяющие предприятиям включать расходы по выплате процентов  по облигациям в состав затрат. 

За границей с помощью выпуска облигаций крупные корпорации активно привлекают средства инвесторов на длительные сроки по ставкам ниже ставок по банковским кредитам (например корпорация "IBM" выпустила 100 летние облигации). 

¦ конвертируемые облигации. Данный вариант находится на стыке двух вышеупомянутых вариантов (выпуск акционерного капитала и привлечение долгового финансирования), т.к. выпуск конвертируемых облигаций может превратиться в дополнительный выпуск акций (существует много вариантов в зависимости от возможности выкупа эмитентом, условий конвертации, уровня дохода по облигациям). 

¦ Еврооблигации. Выпуск облигаций за границей в другой валюте. Преимущества: те же, что по облигациям, но в данном варианте стоимость  заимствований может быть ниже, так как перед предприятием открыт международный рынок, где ставки ниже. 

Недостатки: валютный риск (выплата доходов происходит в иностранной валюте, будущий  курс которой подвержен изменениям, в настоящее время в России хеджирование валютного риска стало  практически невозможным), высокая стоимость выпуска не позволяет мелким и средним предприятиям пользоваться этим способом (минимальный разумный объем выпуска около $50 млн.), требуется высокая степень раскрытия информации, в условиях последствий финансового кризиса в России и других новых рынках и дефолта России по внутреннему долгу, спрос на облигации российских предприятий практически отсутствует или инвесторы требуют чрезмерно высокой доходности. 

¦ отдельным  пунктом для России можно выделить выпуск векселей, которые не всегда по своей сути являются долговым инструментом. 

Стратегия в  данном случае - долгосрочный процесс  обоснования, разработки и принятия решений по выбору структуры капитала и варианта привлечения капитала с использованием выпуска ценных бумаг, а также по управлению и поддержанию рынка собственных ценных бумаг. 

Оптимизация стратегии  достигается при максимизации значения главного критерия - благосостояния акционеров (БСА) в долгосрочном периоде: 

f(ECA) -> max 

(2.1.) 

Критерий БСА  зависит функционально от факторов, рассмотренных в первой главе  данной работы: 

БСА= f(P,D,B,I,L,R) 

(2.2.) 

где: 

Р - цена акции; D - дивиденд; 

В - доля выкупленных  предприятием акций (от количества акций, находящихся в свободном обращении); 

I - фактор взаимодействия  с акционерами, раскрытие информации; L - ликвидность рынка акций предприятия; R - риск БСА. 

Факторы модели 2.2. в свою очередь подвержены влиянию  набора собственных факторов. 

Цена акции  функционально зависима от следующих факторов: 

P = f(pl,p2, Р3,р4, р5) 

(2.3.) 

где: 

pi - финансовые  показатели (факт и прогноз); 

р2 - выполнение условия ROIOWACC в кратко- и среднесрочной  перспективе; рЗ - фактор качества менеджмента  и его ориентации на рост благосостояния акционеров; 

р4 - фактор выбора депозитария и торговых площадок; 

р5 - макроэкономические факторы, влияющие на общий уровень  оценки капитальных активов в  стране. 

Дивиденд зависит  от следующих факторов: 

D = f(dl,d2,d3) (2.4.) 

где: 

dl - размер чистой  прибыли предприятия, остающейся в распоряжении акционеров (факт и прогноз); 

d2 - коэффициент  выплаты дивиденда (дивидендная  политика) (факт и прогноз); d3 - налогообложение  средств, идущих на выплату  дивиденда. Риск благосостояния  акционеров зависит от следующих  факторов: 

R = f (rl, г2, гЗ, г4, г5, гб, г7) (2.5.) 

где: 

rl - историческая  вариация БСА по периодам 

г2 - корреляция БСА со среднерыночными значениями 

гЗ - риск недружественного приобретения 

г4 - риск неблагоприятного изменения налогообложения 

г5 - политические риски 

гб - риск бизнеса (смена предпочтений потребителя) г7 - прочие неуправляемые риски. 

Следовательно, модель стратегии предприятия на рынке собственных ценных бумаг, целевым критерием которой является благосостояние акционеров, может быть представлена в виде следующей многофакторной зависимости: 

БСА = f [ftpl, р2, рЗ, р4, р5, рб), f (dl, d2, d3), В, I, L, f (rl, r2, гЗ, r4, r5, r6, r7)] (2.6.) 

Информация о работе Расчеты применительны к деятельности промышленного предприятия