Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:13, реферат
Новые экономические условия требуют серьезных изменений в структуре и характеристиках рабочей силы. Традиционное администрирование весьма сузило роль рабочего, упростив и удешевив его наем, обучение, содержание, контроль и замену. Чрезмерный контроль и узкая специализация обнаружили свою несостоятельность в динамичной среде, требующей гибкости, расширения производственных функций, умений, экономических и гуманитарных знаний.
Не менее важна
перестройка структуры
Рассмотренные выше социально-экономические
последствия НТР предъявляют
новые — повышенные — требования
к качеству рабочей силы.
Рассмотрим, как изменяются
элементы модели качества рабочей силы
под воздействием изменений в
содержании труда, увеличения уровня его
технической вооруженности, совершенствования
профессионально-
В связи с изменением функций труда претерпевают значительную трансформацию требования к профессиональным знаниямработников. В частности, происходит их многократное расширение, углубление, периодическое обновление. Например, техники в условиях новых прогрессивных технологий должны выполнять следующие функции:
а) в сфере подготовки производства — анализ и организация производственных процессов и подпроцессов в промышленности для технической подготовки мероприятий по автоматизации; участие во внедрении и испытании новых интегрированных и автоматизированных производственных систем; участие в определении технических средств, необходимых для автоматизации, и установление требований к этим средствам; участие в разработке, приспособлении и испытании необходимого программно-математического обеспечения;
б) в сфере производственного
планирования и управления производством
— ввод в эксплуатацию новой техники
и прогрессивной технологии; обслуживание
их и управление небольшими производственными
участками; участие в разработке
методов отладки (стратегий контроля);
диагностика дефектов и профилактика;
устранение нарушений в случае аварий
(обнаружение места, причины и
последствий нарушения и т.п.).
Высокотехнологичное
производство требует такой подготовки
техника, которая приближается к
уровню, обеспечиваемому высшим образованием.
Как указывалось выше, происходит переоценка
значимости накопленного
ранее опыта (умения и навыков) в связи
со сдвигами, происходящими в структуре
профессионально-
В свою очередь усложнение
технологических процессов и
оборудования существенно повышает
значение такого качества работника, как
его ответственность за порученное
дело и за безопасность других людей,
поскольку многократно
Появляются также
новые критерии определения про
Профессиональная
пригодность работника тесно
связана с его мотивируемостью. Научно-технический
прогресс, как известно, является важнейшим
фактором роста производительности общественного
труда, а соответственно, и уровня жизни
работников. Практика показывает, что
с ростом величины доходов существенно
изменяется структура потребления, а вместе
с ней и структура мотивов и стимулов к
труду. Все большую ценность приобретают
свободное время, содержание и условия
труда, морально-психологический климат
в коллективе и другие не денежные факторы.
Рассмотрим особенности
этих и других изменений в требованиях
к работнику применительно к
кадрам рабочих, специалистов и менеджеров.
Требования, предъявляемые к
Высокотехнологичное
автоматизированное производство создает
благоприятные возможности для
творческого, интеллектуального труда,
порождая таким образом новый тип квалифицированного
рабочего, приближающегося по своему развитию,
общему и профессиональному образованию
к техническому специалисту.
Изменяется социальный
и профессиональный облик рабочего.
Существенно раздвигаются границы
его компетентности. Человек перестает
быть придатком машины, а фактически
поднимается на более высокую
ступень, управляя системой высокоэффективных
машин. Новые профессии раздвигают
жесткие рамки узкой
Таким образом, компетентность
в ее нынешнем понимании подразумевает
специалиста широкого профиля. Например,
от рабочего такой профессии, как
наладчик основного оборудования при
гибких автоматизированных системах,
требуется не только сноровка, но и
глубокие технические специальные
знания (в области механики, гидравлики,
электротехники). На стадии, предшествующей
безлюдной технологии, функции наладчика
будут заключаться в таких
операциях, как наладка
Таким образом, рабочие
кадры в условиях технологических
нововведений должны обладать разносторонними
техническими и научными знаниями,
умением инициативно
Требования к специалистам
Среди требований, предъявляемых
современным производством к
специалистам, на первый план можно
поставить фундаментализацию их знаний,
которая позволит эффективно решать задачи
развития стратегических направлений
НТП. К сожалению, господствовавшие в прошлом
технократическое и узкопрофильное массовое
«образование ради документа об образовании»
и приоритет показателей привели к насыщению
народного хозяйства специалистами, не
подготовленными к практической реализации
достижений НТП и ориентированными на
решение в основном сиюминутных задач.
В результате этой и ряда других причин
разрыв в техническом развитии экономики
России и промышленно развитых стран из
года в год увеличивался. Поэтому проблема
фундаментализации знаний специалистов
стоит для России особенно остро.
Следующим важнейшим
требованием, предъявляемым к кадрам
специалистов, является постоянная готовность
к самообучению и пополнению знаний,
поскольку в условиях внедрения
прогрессивных технологий полученные
ранее знания быстро устаревают, снижая
уровень профессиональной компетентности
работника. Специалист современного производства
должен обладать способностью к инновациям,
которая включает техническое творчество,
поиск оригинальных решений, умение определять
время и условия замены техники и технологии
на более совершенные.
Для реализации технологических
нововведений также требуются специалисты
широкого профиля, способные одновременно
выполнять функции
Требования
к менеджерам
Новые повышенные требования
предъявляются также к
Управленческий персонал
должен выступать и в роли технических
экспертов. Он должен знать технологию,
оборудование и характер его использования,
владеть способами применения продукции,
выпускаемой предприятием, понимать
тенденции развития технологии. Кроме
того, он должен быть умелым психологом
в сфере деловых и человеческих
отношений, обладающим искусством общения
и культурой поведения в
Требованиями к перспективному менеджеру являются: владение знаниями о новых технологиях и инновациях; готовность к интернационализации менеджмента; способность пользоваться сложными процедурами принятия решений; способность общения с теми, кто помогает принять решение; высокая степень гибкости при внедрении работ; работа с различными системами мотивации; готовность к риску; знание людей для выбора сотрудников и руководства ими.