Пути улучшения управления и государственного регулирования предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение способов и методов улучшения структур управления и методов государственного регулирования.
Задачи исследования:
дать определение понятию «предприятие», «управление», «организационная структура», «налог».
ознакомиться с функциями управления.
изучить основные организационные структуры.
ознакомиться с методами государственного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........2
Теоретическая часть.
Теоретические и нормативные аспекты управления сферы сервиса….4
1.1. Основные понятия управления предприятием………………………...-
Структура организации управления…………………………………...7
Государственное регулирование деятельности предприятия сферы сервиса. ………………………………………………………………………11
Пути улучшения управления и государственного регулирования предприятием……………………………………………………..…………14
Способы улучшения управления предприятием………...…………….-
Способы улучшения государственного регулирования………………16
Заключение……………………………………………………………………...20
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

курсач предприятие.doc

— 121.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….........2

  1. Теоретическая часть.
  1. Теоретические и нормативные аспекты управления сферы сервиса….4

1.1.     Основные понятия управления предприятием………………………...-

    1.   Структура организации управления…………………………………...7
    2. Государственное регулирование деятельности предприятия сферы сервиса. ………………………………………………………………………11
  1. Пути улучшения управления и государственного регулирования предприятием……………………………………………………..…………14
    1. Способы улучшения управления предприятием………...…………….-
    2. Способы улучшения государственного регулирования………………16

Заключение……………………………………………………………………...20

  1. Практическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной  из  важнейших  закономерностей  развития  экономики  во  всем  мире  является  взаимосвязь  экономического  роста  и  повышения  роли  услуг  в  национальной  экономики.  Это  находит  выражение  в  увеличении  доли  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов,  используемых  в  сфере  услуг.

По  мере  развития  общества,  роста  производительных  сил  происходит  определенное  развитие  сферы услуг.  Наблюдается увеличение  занятости в этой  сфере,  рост  технической оснащенности  труда,  внедрение все более совершенных технологий.  В настоящее время роль  услуг,  как одного  из  важнейших  секторов  экономики,  очень  велика  и  актуальна.  Это  связано  с  усложнением  производства,  насыщением  рынка  товарами  как  повседневного,  так  и  индивидуального  спроса,  с  быстрым  ростом  научно-технического  прогресса,  который  ведет  к  нововведениям в жизни общества.  Все это невозможно  без  существования  информационных,  финансовых,  транспортных,  страховых  и  других  видов  услуг.  Также  услуги  являются  неотъемлемым  составляющим  торговли  товарами  (особенно  технически  сложными),  т.  к.  сбыт  товара  требует все более развитой  сети,  которая состоит в основном  из  услуг,  оказываемых во  время реализации  и услуг послепродажного обслуживания.

Актуальность темы заключается  в том, что сейчас сфера услуг развивается быстрыми темпами. Мы должны понять какие условия необходимы для нормального функционирования предприятия и как государство регулирует и поддерживает данную сферу.

Данная проблема нашла  отражение в учебниках таких  авторов как Волков О. И., Шуляк А. Э., Магомедова А. М., Пикулькина А. В.

Цель исследования - изучение способов и методов улучшения структур управления и методов государственного регулирования.

Задачи исследования:

 

  1. дать определение понятию «предприятие», «управление», «организационная структура», «налог».
  2. ознакомиться с функциями управления.
  3. изучить основные организационные структуры.
  4. ознакомиться с методами государственного регулирования.

Структура состоит из введения, двух глав, объединяющих в  себе 2 параграфов. Первый параграф делится на 3 пункта, второй делится на 2 пункта, заключения и списка литературы.

 

 

 

1. Теоретические и  нормативные аспекты управления  сферы сервиса.

 

    1. Основные понятия  управления предприятием.

 

Предприятие – основное звено экономики, самостоятельный  хозяйственный субъект с правом юридического лица, создающее для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребителей рынка, получения прибыли или выполнение социального задания.

К внешней среде предприятия  относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности предприятия, но оказывающие непосредственное влияние на его внутреннюю среду.

Внутренняя среда включает квалифицированный персонал, средства производства, информацию и деньги. Результатом согласованного взаимодействия всех этих элементов является продукция (труд, услуги), удовлетворяющие спрос потребителей. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе изучения внешней среды, анализ е, планирования и управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Управление (management) — сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты. [1,893]

Функция управления представляет собой определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

В теории управления различают общие (основные) и специальные (конкретные) функции управления.

Общие функции — это  виды деятельности, не связанные с  особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

 

 

К ним, как правило, относят:

  • Планирование — вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта и разработку программы ее достижения. Данная функция считается ведущей в цикле управления, поскольку реализация других подчинена задаче достижения общих целей.
  • Организация — вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, дающей возможность людям эффективно работать вместе и обеспечивать их работу всем необходимым (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п.). Организация включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.
  • Координация — вид управленческой деятельности, обеспечивающей согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.
  • Мотивация — вид управленческой деятельности, целью которой является активизация деятельности отдельного человека и группы людей, направленной на достижение целей организации.
  • Контроль — вид управленческой деятельности, задачей которой является учет результатов работы организации, их количественная и качественная оценка.
  • Регулирование — вид управленческой деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории. Регулирование направлено на предотвращение или исправление сбоев в процессе функционирования организации по отношению к цели.

 

 

 

  • Руководство — «надфункция», «сверхфункция» управления, представляющая собой определение общего замысла управления и обеспечение необходимой направленности развития организации.[9,25]

Помимо общих выделяются также специализированные функции  управления, обладающие специфическими характеристиками, индивидуальными для каждой конкретной организации.

Специальные (или конкретные) функции управления — это функции менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.

На практике соотношение специальных и общих функций закрепляется в структуре управления. В зависимости от важности функций и конкретных объемов работ могут организовываться специальные подразделения и, наоборот, возможно объединение однородных общих функций по различным видам конкретной деятельности.

 

 

 

 

 

1. 2. Структура организации управления

 

Организационная структура  — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется  распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.[8,253]

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Выделяют следующие  типы структур организации:

Линейная  структура реализует принцип единоначалия и централизма, предусматривает выполнение одним руководителем всех функций управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений.

К достоинствам линейной структуры относятся простота, однозначность воздействия субъекта на объект управления; отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным; возможность получения непротиворечивых, увязанных между собой заданий; высокая ответственность руководителя за результаты работы коллектива; обеспечение единства руководства сверху донизу.

При этом власть концентрируется в управляющей верхушке, отмечаются слабые связи между органами управления одного уровня, сильная загрузка средних уровней, директивные связи организуются по однолинейному принципу.

Линейная  структура управления используется как фрагмент в композиции крупной структуры либо в масштабах небольшого предприятия малого бизнеса. Она характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из линейных звеньев и обладает преимуществом удачной реализации единоначалия,

 

простоты связей и определенности зависимостей. Но этот тип структуры невозможен в крупных масштабах управления, поскольку он ведет к резкому увеличению количества ступеней.

Функциональная  структура реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными подразделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня нескольким руководителям вышестоящего уровня, реализующим функции управления.

Достоинствами функциональной структуры являются дифференциация и специализация функций управления, повышение уровня управленческого профессионализма, централизация стратегических решений и децентрализация оперативных решений.

Недостатками следует  считать сложный механизм координации  деятельности отдельных подразделений, организацию директивных связей по однолинейному принципу, сложность разделения власти (множественность подчиненности) и возрастание значимости менеджеров. [15,110]

Линейно-функциональная структура предусматривает наличие при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений. Основой схемы служат линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и специализированные функциональные подразделения (управление персоналом, финансами, планирование и т.д.).

Данная структура реализует  принципы единоначалия, линейного построения структурных подразделений и  распределения функций управления между ними, рационального сочетания  централизации и децентрализации.

При подобной структуре  управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, поскольку функциональные специалисты высвобождают его от подготовки и решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному

 

исполнителю, поэтому  возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности.

Данная структура сочетает достоинства линейной и функциональной структур, но при этом отмечается негибкость, жесткость вертикальных связей, слабая связь на одном уровне, конкуренция между подразделениями за ресурсы и, соответственно, конфликты.

Разновидностью линейно-функциональной структуры являются штабные структуры. Функциональные специалисты объединяются в штабы при линейных руководителях, при этом различают две формы связей подчиненности:

1) непосредственно руководителю  линейного подразделения данного уровня (штабы получают от линейного руководителя задания по решению различных проблем. Предложения штаба рассматривает линейный руководитель, и только он отдает распоряжение исполнителям);

2) руководителю соответствующего  функционального подразделения вышестоящего уровня (два типа штабной структуры представлены в приложении 5).

Штабная структура способствует высокой профессиональной специализации, стандартизации, формализации и программированию процессов управления.

Сложности в осуществлении  штабного принципа в управлении связаны с резким увеличением нагрузки на линейного руководителя, который, помимо прочего, становится посредником между штабом и подчиненными. Через него проходит вся информация снизу, на основе которой он дает штабу задания, и вся информация от штаба к исполнителям в виде указаний, рекомендаций и т.д.

Информация о работе Пути улучшения управления и государственного регулирования предприятием