Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цели, поставленные при написании данной курсовой работы – доскональное и многостороннее изучение понятия «инвестиции», рассмотрение процесса инвестирования, понимание значения инвестиций в финансовой деятельности предприятия.
Работа имеет три главы:
В первой главе характеризуется и рассматривается понятие инвестиций, виды характеризуются участники инвестиционных отношений, возможные объекты вложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
5

Понятие и сущность инвестиционной деятельности предприятия
Инвестиционная политика предприятия в современных условиях
Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности предприятия

5

8

15
2
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭКОМ»
18
3
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭКОМ»
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32

Работа содержит 1 файл

Investitsionnaya_deyatelnost.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

г) совместные — вложения, осуществляемые лицами данной страны и иностранных государств.

 

 

    1. Инвестиционная политика предприятия в современных условиях

 

 

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов. 
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных  условий для активизации инвестиционного  потенциала. 
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления  инвестиционной политики оценивается  в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической  политики, политики в отношении иностранных  инвестиций и др. 
Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Под научно-технической  политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.

В настоящее время белорусская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической  помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику. 
Перспективы же для инвесторов в Республике Беларусь в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в белорусские предприятия. Основными причинами этого являются:

  • нестабильность экономической и политической ситуации;
  • несовершенное и противоречивое законодательство;
  • неясность в определении прав собственности;
  • отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
  • нестабильность рубля как национальной валюты;
  • непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия  по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в Республике Беларусь и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия. 
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации. 
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации.

 Он должен включать  в себя:

  • выбор источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков реализации;
  • выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. 
              Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

  • экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  • величиной имеющегося производственного потенциала;
  • природно-климатическими условиями;
  • оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
  • географическим местонахождением и геополитическим положением;
  • состоянием окружающей среды;
  • демографической ситуацией;
  • привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др. 
             Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.

          Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней. 
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на республиканском уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными  принципами региональной инвестиционной политики на республиканском уровне могут быть следующие:

1) государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства  на всей территории Республики Беларусь, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на республиканском уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Республики Беларусь;

3) необходимо устранить  многоканальность и частичное  дублирование одинаковых по назначению  потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за бюджетом Республики Беларусь и бюджетами субъектов Республики как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

4) наделение органов  государственной власти субъектов Республики Беларусь широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение  единых общебелорусских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Республики Беларусь по их усмотрению.

Для проведения эффективной  муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии  инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение  инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

  • оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
  • формирования и реализации стратегии регионального развития;
  • разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
  • формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
  • разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
  • формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям. 
             При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов:
  • нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
  • учет инфляции и фактора риска;
  • экономическое обоснование инвестиций;
  • формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
  • ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
  • выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

         Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия. 
          В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов [42,47]:

  • совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
  • осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
  • организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
  • осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

 

 

    1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности предприятия

 

 

В Республике Беларусь правовые условия инвестиционной деятельности определяются "Инвестиционным кодексом Республики Беларусь".

Под инвестициями, согласно Кодексу, понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью  понимаются действия юридического лица или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их  иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (юридические  и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Кодекса. Инвестор имеет права, несет обязанность и риск, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения  особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в  Республике Беларусь признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Информация о работе Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности