Пути повышения доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является анализ путей повышения доходности предприятия, а именно, подробное рассмотрение:
1. Доходов и расходов предприятия
2. Абсолютного и относительного показателей доходности предприятия – прибыль и рентабельность.

Содержание

Введение 3
1. Сущность доходности предприятия 5
1.1 Понятие и виды доходов и расходов предприятия 5
1.2. Прибыль как абсолютный показатель доходности предприятия. 16
1.3. Рентабельность, как относительный показатель доходности предприятия 27
2. Факторы, влияющие на доходность предприятия 30
3.Пути повышения доходности предприятия 35
Заключение 48
Список источников 50

Работа содержит 1 файл

курсовая ЭП.docx

— 221.95 Кб (Скачать)

Помимо  названных показателей рентабельности, существует множество других показателей  рентабельности.

Таким образом, показатели рентабельности выражают соотношение доходов и расходов предприятия в процессе производства и реализации продукции, что в конечном счете определяет фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий). Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения производства за счет собственных накоплений. Поэтому тактика и стратегия предприятия должны бать направлены на повышение его рентабельности.

Вывод.

  1. Основными нормативно-правовыми актами раскрывающими понятия доходов и расходов предприятия (сущность, классификация и т.п.) являются ПБУ №9/99 «Доходы организации» и ПБУ №10/99 «Расходы организации», включающие все поправки вплоть до 2012 года. Характеристика финансовых результатов деятельности организации отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», включающая все поправки вплоть до 2012 года. Это достигается путем сопоставления в отчете суммарного дохода и расхода.
  2. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, и она является основным показателем целей предприятия или абсолютным показателем доходности предприятия.
  3. Но для более объективной оценки эффективности работы и доходности предприятия следует рассматривать не только абсолютный показатель доходности (прибыль), а также следует использовать относительный показатель доходности (рентабельность).

2. Факторы, влияющие на  доходность предприятия

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируются по различным признакам [16, c.269].

На доходность предприятия оказывают  влияние разные факторы, которые  формально можно объединить в 2 группы: позитивные и негативные. Позитивные – это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности предприятия. В основу классификации факторов могут быть положены различные признаки:

по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы;

по важности результата – основные и второстепенные;

по времени действия – постоянные и временные и т.д.

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и  не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность.

Внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы включают факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, не зависящие от деятельности предприятия, но оказывающие влияние прибыль и рентабельность производства.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими подобными видами деятельности предприятия. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - средства труда, предметы труда и сам труд. Производственные факторы подразделяются на экстенсивные и интенсивные факторы.

Факторы внутренней среды изучаются  и учитываются в хозяйственной  практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. Они  действуют на доходность предприятия  через увеличение объема выпуска  и реализации продукции, улучшение  качества продукции, повышение отпускных  цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

К внутренним факторам относятся уровень хозяйствования; компетентность менеджера; конкурентоспособность продукции; заработная плата; уровень цен на реализуемую продукцию; организация производства и труда; ускорение НТП. [16, с.278]

Внутренние факторы  делятся на производственные и вне-производственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения:

  • объема средств и предметов труда;
  • финансовых ресурсов;
  • времени работы оборудования;
  • численности персонала;
  • фонда рабочего времени;
  • и другие факторы.

Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества,

  • использование прогрессивных материалов;
  • совершенствование технологии обработки,
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • повышение квалификации и производительности труда персонала;
  • снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
  • совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов;
  • и другие факторы.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении производственно–хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90% [7, с. 144].

Также определенное влияние на доходность предприятия оказывают внешние факторы, которые находятся вне сферы воздействия. К ним относятся:

  • уровень цен на потребляемые ресурсы;
  • конкурентная среда; барьеры входа;
  • налоговая система; государственные органы управления;
  • влияние природных, географических,
  • транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции;
  • нормы амортизации;
  • политические, социальные, культурные и религиозные факторы;
  • и другие факторы [16, c.448].

Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать  значительное влияние на величину прибыли  и рентабельность.

Перечисленные факторы влияют на прибыль  не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость.

При оценке уровня доходности предприятия  нельзя забывать про такой показатель как рентабельность. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Для такого анализа рентабельности предприятия используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д. Шереметом:

  (2.1)

где Р - общая рентабельность предприятия %; Е - общая прибыль, % к объему проданной продукции; У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов, доли единицы; М - коэффициент фондоотдачи активной части основных производственных фондов; К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств [9, с. 144].

Рентабельность собственного капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала, и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Но необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности

Из вышесказанного следует, что объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, то есть характеризуют все стороны хозяйствования. Поэтому основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

  • установить, как изменились суммы и удельные веса конкретных направлений использования прибыли по сравнению с финансовым планом и величинами предыдущего периода;
  • осуществить анализ образования и использования резервного капитала и других специальных фондов;
  • дать оценку эффективности использования прибыли;
  • определить пути оптимизации использования прибыли и основные мероприятия, направленные на совершенствование использования прибыли [8, с. 366].

3.Пути повышения доходности  предприятия

Всегда основной целью коммерческой организации (предприятия) было «получение прибыли», помимо «избегания банкротства», а доминирующим направлением этой цели является максимизации прибыли или другими словами повышение доходности предприятия до максимальной величины.

Основные пути повышения доходности предприятия состоят из двух составляющих: пути повышения прибыли предприятия и пути повышения рентабельности.

1. Пути повышения прибыли [16, с. 477]:

  • увеличение выпуска продукции
  • улучшение качества продукции
  • продажа излишнего оборудовани<span class="No_0020Spacing__Char" st

Информация о работе Пути повышения доходности предприятия